Условия образования также оказывают существенное влияние на поведение детей. Наблюдения-за учениками пятых классов в Японии и США показывают, что учителя в обеих странах уделяют больще внимания мальчикам, причем оценивая их негативно, и что большее внимание нельзя объяснить плохим поведением или невыполнением заданий (Hamilton, Blumcnfeld, Akoh & Miura, 1991).
Установки родителей в отношении успеваемости могут также оказывать значительное воздействие на достижения детей. Серпелл (Serpell, 1993) обнаружил, что в Замбии считается, что образование важнее для мальчиков, чем для девочек, поэтому ответственность за учебу в школе обычно берет на себя отец, тогда как мать главным образом занимается уходом за детьми. В Китае, Японии и США матери считают, что мальчики должны лучше успевать по математике, а девочки лучше справляться с чтением (Lummis & Stevenson, 1990), хотя на самом деле и те и другие показывают одинаковый уровень успеваемости по этим дисциплинам.
Тендерные различия в поведении
К различиям в поведении мужчин и женщин ведут как биологические, так и культурные различия. Ниже кратко рассматриваются четыре сферы кросс-культурных различий между полами: забота о младших, агрессия, близость к взрослым и чувство собственного достоинства.
|
|
Забота о младших
В исследовании шести культур Эдварде и Уайтинг (Edwards & Whiting, 1980) обнаружили, что в возрастном промежутке от 5 до 12 лет тендерные различия проявлялись более последовательно в поведении по отношению к младенцам и детям, которые учились ходить, чем в отношении к матери и детям старшего возраста. Поскольку младенцы требуют больше заботы, чем старшие дети, девочки, проводившие с малышами больше времени, проявляли больше стремления к заботе о младших, чем мальчики, которые не так много занимались маленькими детьми.
Барри, Бэкон и Чайлд (Barry, Bacon & Child) обнаружили, что, по сравнению с мальчиками, девочек больше готовят к тому, чтобы они заботились о младших (82 % культур), были более послушными (35 % культур) и более ответственными (61% культур). Мальчиков же, в свою очередь, учат стремиться к достижению цел и (87 % культур) и быть более независимыми (85 % культур), чем девочки. В 108 культурах Уэлч, Пейдж и Мартин (Welch, Page & Martin, 1981) обнаружили, что к мальчикам предъявляются более строгие требования в отношении соответствия предписанной роли, чем к девочкам, ролевые ориентации которых к тому же отличаются большим многообразием.