Норма права - первичный элемент системы права, составляют основу любой системы права.
Норма права (позитивистский подход) — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Административно-правовая норма - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства, относящееся к отрасли административного права.
Характеристика административно-правовых норм.
1) Административно-правовые нормы устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, включают в себя локальные нормы государственных учреждений и предприятий, если данные нормы регулируют вопросы исполнения публичных функций и затрагивают права и интересы граждан и организаций, не входящих в эти учреждения (распорядок дня).
2) Административно-правовая норма регулирует общественные отношения в сфере публичного управления и административного судопроизводства.
3) административно-правовая норма направлена на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.
Норма права отличается от индивидуального предписания:
Насколько часто применяется? Норма права применяется неограниченное число раз.
Норма рассчитана на неопределенный круг субъектов.
Верховный Суд выработал позицию, согласно которой воспроизведение нормы из акта большей юридической силы в акте меньшей юридической силы не создает новую норму права.
Особенности административно-правовых норм:
1. Особый круг отношений (см. также: предмет административно-правового регулирования);
2. Нормы обладают специфическим набором способов воздействия, для них, в частности, характерна непосредственность регулирования (не нуждаются в конкретизации со стороны других отраслей), императивность, универсальный характер;
3. Выполняемые ими функции:
определение механизма реализации государственно-властных полномочий;
регламентация административных процедур;
определение критериев правомерного и неправомерного поведения;
определение порядка разрешения АП споров;
4. по соотношению с другими нормами: вторичность по отношению к нормам КП, нормы АП иерархичны, т.к. существует большое число субъектов, уполномоченных осуществлять административное нормотворчество;
5. Особенность административно-правовых норм по способу возникновения, изменения и прекращения.
Административно-правовые нормы могут возникать в связи с:
требованием вышестоящих норм (ФЗ отдает часть регулирования, например),
по усмотрению должностного лица или органов, считающего целесообразным создание такой нормы,
по указанию вышестоящего органа или должностного лица (Президент дает указание, например), в связи с судебным решением.
Прекращение действия административно-правовой нормы (и других норм) может быть связано с:
ее отменой,
устареванием,
признание недействительными или недействующими судом, реже вышестоящим органом,
отмена вышестоящей нормы, во исполнение которой была принята норма, прекращающая свое действие.
6. Особенности закрепления в нормативном акте. Если норма закреплена неудачно, то это влечет невозможность реализации права.