Организационно-правовые формы страховых компаний, страховые посредники, их задачи и функции, страховой маркетинг

На страховом рынке Республика Беларусь действуют страховые организации различных организационно-правовых форм.

Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на то организаций.

Белгосстрах является юридическим лицом, подчиняется Совету Министров РБ.

Основная цель деятельности Белгосстраха — проведение государственной политики, направленной на обеспечение страховой защиты интересов физических и юридических лиц, а также экономических интересов государства от непредсказуемых событий. Государственная страховая организация Белгосстрах занимает лидирующее положение на страховом рынке, включает в себя широко разветвленную сеть представительств.

Страховщиками могут быть акционерные общества открытого или закрытого типа, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Акционерное страхование — это негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.

Акционерное страховое общество — самая распространенная организационно-правовая форма страховой деятельности. Крупнейшими акционерными страховыми компаниями РБ являются: ЗАО "СКАльВеНа", ЗАСО «ТАСК», ЗСАО «БРОЛЛИ», ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко», ОАСО «БАГАЧ» и др.

Кооперативное страхование негосударственнаяорганизационная форма заключается в проведении страховых операций кооперативами. В системе потребительской кооперации РБ было создано страховое общество «Белкоопстрах» как предприятие Белкоопсоюза.

Общество взаимного страхования — это форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участники общества одновременно выступают в качестве страховщика и страхователей. Страхователям принадлежат все активы общества взаимного страхования. Высшим органом управления является общее собрание его членов. Если объем собранной страховой премии значительно превышает объем выплат страхового возмещения и перекрывает расходы на ведение дела и отчисления в страховые резервы, то сумма превышения доходов над расходами может быть распределена между участниками общества взаимного страхования пропорционально внесенному паю. Общества взаимного страхования могут содержать в себе элементы, свойственные акционерной форме страхования.

Страховщики могут объединяться в союзы, ассоциации, пулы.

Страховой пул — это объединение страховых компаний для совместного страхования определенных, преимущественно особо крупных, опасных и малоизвестных рисков. Его деятельность строится на основе сострахования. Каждая компания получает определенную долю собранных пулом взносов и в этой доле несет ответственность по возмещению убытков. Квота членов пула определяется пропорционально переданным в общий фонд взноса или устанавливается договорным соглашением.

В рыночной экономике важную роль играют предпринимательские ассоциации, которые выполняют организационные и координирующие функции в отношениях с правительством, международными и прочими организациями, выполняют ряд других функций. Таким примером является объединение страховщиков.

В РБ создан страховой союз, как республиканское общественное объединение, который имеет своей целью оказание методической, организационной помощи страховщикам, а также участие в подготовке законодательных актов по страхованию, повышению профессионального статуса специалиста и другие.

При заключении договора страхования его участниками являются страховщик и страхователь, которые вступают между собой в определенные правовые отношения, обусловленные договором или законом.

Страховщик — это организация (юридическое лицо) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РБ, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном порядке лицензию.

Страхователь — это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования, уплачивающее страховые взносы и имеющее право при наступлении страхового случая получить денежную сумму.

Заключение и выполнение договора страхования может осуществляться через страховых посредников — агентов и брокеров.

Страховой агент — физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями за определенное вознаграждение.

Основными функциями страховых агентов являются:

¾ подготовительная работа по заключению договоров страхования;

¾ заключение договоров страхования;

¾ содействие их надлежащему исполнению.

Страховой агент страховщика уполномочен:

¾ принимать заявления о заключении, изменении или продлении договора страхования;

¾ принимать от страхователя уведомления, подлежащие рассмотрению страховщиком в течение срока действия договора страхования, а также заявления о расторжении договора страхования;

¾ вручать страхователю страховые полисы (свидетельства, сертификаты и т.п.);

¾ принимать страховые взносы.

Страховой брокер — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие после получения соответствующей лицензии в Министерстве финансов РБ на посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них.

Брокерская деятельность в страховании или перестраховании — это посредническая деятельность по предоставлению страховых услуг, предусмотренная соглашением сторон, заинтересованных в страховании или перестраховании, конечной целью которой является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон.

Страховому брокеру выдаются лицензии на осуществление посредничества по:

¾ страхованию жизни, пенсий, медицинскому страхованию;

¾ страхованию имущества населения, страхованию от несчастных случаев;

¾ имущественному страхованию юридических лиц;

¾ перестрахованию.

Страховой маркетинг — особый вид коммерческой деятельности, направленный на достижение стратегических и тактических целей страховой организации.

В его основе лежит изучение рынка, комплексный учет происходящих на нем процессов.

Задачей маркетинга в страховании является увеличение количества страхователей путем внедрения новых или изменения существующих страховых продуктов и достижение максимально возможной степени удовлетворения потребностей страхователей.

Служба маркетинга страховщика создается для гибкого приспособления деятельности страховой компании к изменяющейся экономической ситуации в условиях рынка, рассматривается как мозговой центр, как источник обоснованной информации и рекомендаций по многим вопросам текущей и перспективной деятельности страховщика.

В число ее обязательных задач должно входить: сбор, обработка и анализ информации о страховом рынке, имеющемся спросе на услуги данного страховщика и его конкурентов, прогнозирование конъюктуры на страховые услуги, изучение потенциальных возможностей страховых компаний, планирование собственной деловой стратегии в соответствии с состоянием конъюктуры рынка.

Содержание финансов организаций. Финансовое планирование

1. Содержание финансов организаций, принципы их организации.

2. Финансовое планирование на предприятии. Виды финансовых планов.

-1-

Финансы организаций - самостоятельная сфера финансовой системы, включающая денежные отношения, связанные с формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов в процессе кругооборота средств организаций.

К основным принципам организации финансов в организации можно отнести:

1. Принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности, которая выражается в определении экономического и хозяйственного обособления организации, которая располагает необходимыми основными и оборотными средствами, самостоятельно составленными и утвержденными планами, исходящих из потребления; самостоятельно осуществляющую текущую хозяйственную деятельность; самостоятельно заключающая договора, имеющую счета в банке. Самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений и распоряжается прибылью. Однако государство может регламентировать отдельные стороны деятельности организации.

2. Принцип самофинансирования организации должны получать такие доходы от своей производственно-хозяйственной деятельности, которые должны обеспечить им расширение своего хозяйства и обеспечить социальное развитие.

3. Принцип материальной заинтересованности, который может проявляться в 2 формах:

¾ коллективной;

¾ индивидуальной.

4. Принцип материальной ответственности организации за сохранность и эффективность использования оборотных и внеоборотных активов, а также соблюдения обязательств перед предприятиями, государством, банками (может реализоваться через штрафы, пени, неустойки, взимаемые при нарушении обязательств).

5. Принцип плановости заключается в необходимости финансового планирования для нормирования и непрерывного функционирования организаций любой формы собственности.

6. Принцип деления оборотных средств на собственные и заемные, что обуславливает хозяйственный расчет организацией деятельности эффективного функционирования деятельности только при рациональном сочетании собственных финансовых ресурсов с кредитными. Кредитные ресурсы удовлетворяют временную потребность в деньгах.

7. Принцип создания финансовых резервов основан на необходимости иметь резервы и другие соответствующие фонды для исключительных рисков при наличии свободных денежных средств. Они вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг.

-2-

Финансовое планирование — процесс научного управления движением денежных средств, формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.

Финансовое планирование позволяет свести к минимуму негативные последствия внешних факторов, снизить расходы хозяйствующих субъектов, определить оптимальные объемы производства и реализации продукции, товаров и своевременно принять меры по обеспечению сбалансированности поступлений и расходов денежных средств.

Финансовое планирование опирается на финансовую политику предприятия, разработанную им финансовую стратегию. При этом должны учитываться также требования финансовой политики государства и в частности налоговой и денежно-кредитной.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период.

Финансовый план может быть составлен в форме баланса доходов и расходов, бюджета или сметы.

Предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность финансовых планов:

¾ расчетный баланс доходов и расходов (годовой финансовый план),

¾ инвестиционный план (бюджет),

¾ кредитный план (бюджет),

¾ валютный план,

¾ план движения денежных средств по видам деятельности,

¾ налоговый план,

¾ кассовый план,

¾ платежный календарь,

¾ прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана),

¾ баланс денежных расходов и поступлений (составной элемент бизнес-плана),

¾ прогноз баланса активов и пассивов (составная часть бизнес-плана),

¾ график точки безубыточности (составная часть бизнес-плана).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: