Организация стремится эффективно использовать потенциал своих работников, создавая условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и интенсивного развития их потенциала. Это существенно зависит от того, какую роль организация играет в жизни работника, что ему дает, какой смысл человек вкладывает в свое взаимодействие с организацией, какое влияние на него оказывают коллеги по работе, формальные и неформальные группы, членом которых он является.
Таблица 7.1. Содержание подходов гармонизации взаимодействия человека и организации
Первый подход Подбирается человек для выполнения определенной работы или функции | Второй подход Работа или функция подбираются для человека |
Изучение работы | Изучение возможностей и стремлений человека |
Описание работы | Закрепление за человеком определенного места в организации |
Определение квалификационных требований | |
Отбор кандидатов по квалификационным требованиям | Подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека |
Назначение человека на определенную работу | Закрепление работы за человеком |
Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются: восприятие, критериальные основы поведения и мотивация.
|
|
Придя в организацию и осуществляя в ней свою деятельность, человек осваивает: свою функциональную роль; учится выполнению формально-процедурных действий; учится правильно понимать свое место в организации; учится решать свои собственные задачи в организации и добиваться своих целей.
Руководство организации может целенаправленно управлять процессом обучения поведению сотрудников, активно включаясь на стадии оценки последствий посредством компенсации.
Компенсация – это внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или чего-то не достигает в результате осуществляемых им действий.
Выделяют четыре типа компенсации: положительная, отрицательная, наказание и гашение.
Положительная компенсация означает, что осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям.
Отрицательная компенсация состоит в том, что желаемое поведение сразу же приводит к устранению нежелательных для человека обстоятельств и раздражителей.
Наказание выступает как реакция на «неверное», нежелательное для руководства или организации поведение, уже имеющее негативные последствия или когда очевидно, что оно неизбежно приведет к негативным последствиям для организации. Данный тип компенсации менее действенен, чем положительная компенсация, так как последствия наказания менее предсказуемы и устойчивы чем при поощрении.
|
|
Гашение нежелательного поведения состоит в том, что человек, осуществляющий какие-то нежелательные действия, на которые ранее поступала положительная реакция, через некоторое время прекращает их, если на эти действия перестает поступать положительная реакция.
Ролевой аспект. Каждый сотрудник в системе организации выполняет определенную роль. Одним из важнейших условий успешного выполнения своих обязанностей сотрудником в организации и его личной удовлетворенности является правильное построение его роли, т.е. формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.
Необходимыми условиями для этого являются ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение.
Кроме прав и обязанностей, задающих содержание ролей, каждая роль имеет определенный статус. Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами, но преимущественно используются: изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы); развитие людей, исполняющих роль; перестановка сотрудников.
Решающее значение на адаптацию человека и организации оказывает группа, в которой он работает. Взаимодействие человека и группы носит двухсторонний характер. Человек своими действиями способствует решению групповых задач, а группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности в безопасности, любви, уважения, самовыражении, формирования личности и т.п. Группа защищает члена группы, поддерживает и обучает, как выполнять задачи, нормам и правилам поведения в группе и меняет поведение человека.
Вхождение человека в организацию (социализация) всегда сопряжено с решением нескольких проблем, от решения которых зависят результаты работы как человека, так и самой организации. Первая -- это адаптация человека к новому окружению. Вторая, состоит в коррекции или изменении поведения человека, без которых во многих случаях невозможно влиться в организацию. Третья -- это изменения и модификации самой организации.
Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для организации.
Благоприятным, как с точки зрения разрушения стереотипов, так и с точки зрения повышения заинтересованности в работе, является создание таких ситуаций и постановка таких задач, которые, могут быть решены новым сотрудником самостоятельно и для решения которых требуются новые действия и поведение. Следует следить за нагрузкой новичков, соизмеряя ее с их возможностями не допуская перегрузок.
Ускоренной адаптации к новому организационному окружению способствует создание групп из новичков с включением в эти группы опытных сотрудников, способных передавать свои знания и умения.
Сильными средствами, способствующими ускоренной адаптации нового члена к организационному окружению, являются беседы с руководством, разъяснения и рекомендации. Также в целях удержания нового работника могут использоваться меры долгосрочной материальной поддержки, выходящие за рамки зарплаты; обещания предоставления в будущем интересной работы или продвижения по службе; предоставление возможностей обучения и развития, социальных льгот и т.п.
|
|
Организация может считать, что добилась значительного результата в процессе включения человека в организационное окружение, если у сотрудника появляются чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к ней.
Завершающей стадией и очень важной частью процесса включения нового члена в организацию является его переход в полноценные члены организации, о чем новый сотрудник должен быть уведомлен.
Формирование расположения сотрудника к организации. Важными для эффективного управления и установления хороших отношений сотрудника и организации являются три типа расположения: удовлетворенность работой; увлеченность работой; приверженность организации. Уровень развития у работников этих расположений, существенно влияет на результаты работы, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.
Приверженность организации является расположением существенно более широким, чем увлеченность работой или же удовлетворенность работой. Приверженность организации – личная особенность каждого конкретного человека, поставить интересы организации выше собственных.