Построение когнитивной (графовой) модели проблемной ситуации

1) Выделение факторов, характеризующих проблемную ситуацию.

1.1 Выделение базисных (основных) факторов, описывающих суть проблемы;

1.2 Определение факторов, влияющих на целевые факторы.

Пример: при решении проблемы неплатежа налогов, можно выделить следующие факторы: собираемость налогов, политическая стабильность региона, инвестиционный рейтинг района, финансовая стабильность региона.

1.3 Определение факторов – индексов, отражающих и объясняющих развитие процессов в проблемных ситуациях и их влияние на различные сферы.

2) Группировка факторов по блокам, объединяется в один блок, факторы, характеризующие данную сферу проблемы и определяемые процессы в этой сфере.

2.1 Выделение в блоке группы интегрированных показателе (факторов), по существованию которых можно судить об общих тенденциях в данной сфере.

Например, факторы дефицита бюджета, обобщающие характерную ситуацию в данной сфере.

2.2 Выделение в блоки показателей, характеризующих тенденции и процессы в данной сфере более детально.

3) Определение связи между факторами.

3.1 Определение связей и взаимодействий между факторами.

Это позволит определить основные направления влияния факторов разных блоков друг на друга.

3.2 Определение непосредственных связей факторов внутри блока.

3.2.1 Определение направления влияний и взаимовлияний между факторами. Например, уровень налогового бремени, влияющий на неплатежи налогов.

3.2.2 Определение позитивности влияния. Увеличение другого налогового бремени, влияющего на неплатежи налогов. Увеличение факторов собирания налога, уменьшение факторов неплатежей налогов.

3.2.3 Определение силы влияния взаимовлияния факторов (слабо, сильно). Пример: Увеличение фактора налогового бремени, значительно увеличивает неплатежи налогов.

3.3 Определение связей между факторами различных блоков.

4) Проверка адекватности моделей – сопоставление полученных результатов с характеристиками системы, которые при тех же исходных условиях были в прошлом. Если результат сравнительно неудовлетворителен, то переходим к пункту 1.




double arrow
Сейчас читают про: