Подобное моделирование проводится для выявления экономических, социальных и политических закономерностей, для предупреждения и предотвращения налоговых тенденций, для получения теоретических и практических знаний проблемы и формирования конкретных практических выводов.
Моделирование средствами выявления закономерностей является циклическим процессом, при котором знания об исследуемой проблеме расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется (Рис. 1).
Объектом исследования считаются проблемы, процессы, системы или ситуации. При моделировании реализуются следующие этапы:
1. Изучение, исследование проблемы, процесса, системы, ситуации.
2. Результат изучения: знания о проблеме, процессе, системе, ситуации.
3. Построение когнитивной карты ситуации.
4. Когнитивная модель ситуации.
5. Изучение модели системы (структурный анализ).
6. Знания о принципах и реальной возможности решения проблемы.
7. Моделирование сценариев развития и решения проблемы.
|
|
8. Знания о возможных тенденциях развития и рычагах воздействия на ситуацию.
9. Проверка и применение знаний о возможных тенденциях развития и рычагах воздействия на ситуацию.
Рисунок 1 – Процесс моделирования
Моделирование основано на использовании сценариев. Сценарий рассматривается как совокупность тенденций, характерных ситуаций в настоящий момент, желательность целей развития, комплекса мероприятий, воздействия на развитие системы и система наблюдения параметров (факторов), иллюстрирование поведенческих процессов.
Сценарий может моделироваться по трем основным направлениям:
1. Прогноз развития системы без воздействия на процесс ситуации.
2. Прогноз развития системы с выбранным комплексом мероприятий (прямая задача).
3. Синтез комплексных мероприятий для достижения необходимого изменения состояния ситуации (обратная задача).
Выделяются следующие этапы моделирования:
1. Определение начальных условий, тенденций, которые характеризуют развитие ситуации, для придания адекватности модельного сценария к реальной ситуации.
2. Задание целевых желаемых направлений (увеличение – уменьшение) и силы (слабо – сильно), изменение тенденций, процессов в ситуациях.
3. Выбор комплекса мероприятий, совокупности управляющих факторов, определение их возможностей и желаемой силы и направления воздействия на ситуацию.
4. Выбор комплекса возможных воздействий на ситуацию (мероприятий, факторов), на силу и направление, которые необходимо определить.
|
|
5. Выбор наблюдаемых факторов (индикаторов), которые характеризуют развитие ситуации, осуществляемый в зависимости от целей анализа и желаний пользователя.
Каждое из трех направлений моделирования включает в себя определенную совокупность взаимосвязанных этапов моделирования (табл. 1).
Таблица 1
Связь этапов и направлений моделирования
Направление моделирования | |||
Этапы моделирования | Развитие системы без управляющего воздействия | Прямая задача | Обратная задача |
1. Определение целей | + | + | + |
2. Задание целевых факторов и направлений и силы их изменения | + | + | + |
3. Выбор совокупности управляющих факторов и силы | - | + | - |
4. Выбор комплекса мероприятий | - | - | + |
5. Выбор наблюдаемых факторов (индикаторов) | + | + | + |
При анализе текущего состояния заданной системы перед пользователем встают следующие вопросы.
1. Какие модели управления следует выбрать для обеспечения желаемого поведения?
2. Какие изменения ситуаций возможны в ближайшем будущем?
3. Какие проблемы при этом могу возникать?
4. Задачи сравнительного оценивания вариантов по близости результатов к управляемой цели, по затратам, по характеру.
Изменения могут быть обусловлены внешними возмущениями и внутренними причинами. Внешние делятся на предсказуемые и непредсказуемые. Независимо от характера причин, изменяющих эту систему, их учет приводит к необходимости изменения исходной когнитивной ситуации.
Вопросы группы 3 связаны с анализом когнитивной модели изменившейся ситуации и описанием возникающих при этом проблем, в частности возможно появление кризисной ситуации. Поскольку цели анализа могут также изменяться, поэтому новые проблемы связаны с обеспечением желаемого поведения, изменением целевых факторов и изменившейся ситуации.