Структура и содержание курса русского языка в начальной школе

В настоящее время систематический курс русского языка Изучается с 1 по'4 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка:* углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурно- речевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике.

В состав учебного *предмета «русский язык» входят основные разделы-языка: фонети­ка, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стили­стика. Учащиеся знакомятся также с основными сведениями из истории литературного рус­ского языка, диалектологии. В систематический курс русского языка входят вопросы графи­ки, орфографии, пунктуации, призванные обеспечить правописную компетенцию школьни­ков.

Основной задачей работы по русскому языку, наряд}' с изучением основ науки о язы­ке, является развитие речи учащихся: обогащение словарного запаса, грамматического строя речи; овладение нормами современного литературного языка; формирование и совершенст­вование умений и навыков грамотного изложения своих мыслей. В каждом классе на эту ра­боту отводится примерно пятая часть всего учебного времени.

Утвердившееся в последнее десятилетие коммуникативное направление в обучении русскому языку диктует необходимость рассматривать языковые единицы как текстообра- зующие, участвующие в формировании и формулировании мысли. При таком подходе уделя­ется внимание не только строению той или иной синтаксической конструкции, но и значе­нию, функции, сфере употребления данной языковой единицы, учитывая, что синтаксические единицы являются основой построения связной речи.

Коммуникативный подход к обучению родному языку связан с обучением школьни­ков правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание — чтение), продуктивной (говорение — письмо), а также в различных формах (устная речь — письменная речь). Такое обучение способствует сознательному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора нужной языковой единицы, позволяет наиболее эффективно проводить ра­боту над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития и ведущей деятельностью учащихся — это путь от речевой деятельности к осмысле­нию и анализу языковых единиц, необходимых для решения коммуникативных, познаватель­ных и воспитательных задач.

Одно из главных понятий школьного курса русского языка, школьного речеведения — понятие «текст». Употребление единиц языка в роли структурного или текстообразующего потенциала представляет собой реализацию функционально-системного подхода, предпола­гающего использование всех единиц языка на всех уровнях языковой системы. Все это по­зволяет говорить о двух направлениях в работе по речевому развитию школьников: первое направление связано с формированием коммуникативных умений учащихся при изучении основных языковых единиц: звука, словоформы, словосочетания, предложения; второе — с отработкой коммуникативных умений в процессе развития связной устной и письменной речи учащихся.

Содержание обучения русскому языку связано с ответом на вопрос: чему учить, т. е. какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у школьников в процессе учебной деятельности в рамках классной, внеклассной и внешкольной работы.

В содержание обучения включены учебные действия с языковым материалом (анализ, синтез, наблюдение,'подведение языкового факта под понятие, сравнение, моделирование,

видоизменение, конструирование и др.), основные (базовые) умения.

Изучение языка происходит на основе структурно- семантического направ­ления, отличающегося многоаспектностью анализа языковых единиц. Основываясь на тради­циях грамматики!, данное направление предусматривает изучение единиц языка в триединстве: значение, форма, функция.

В настоящее время достаточно четко выделился подход к языковым явлениям, при ко-

тором' лингвистические 'единицы рассматриваются в плане их' взаимной связи, контексту- >, альной обусловленности и текстообразующей специфики. Это -связано с реализацией функционального подхода к языку, когда'структурные, системные и содержательные характеристики анализируются во взаимодействии и требуют интегрирующего изучения (см. табл.). Таким образом, функциональный подход в методике предполагает изучение языка в процессе коммуникации.

Единица языка, ее свойства


Уровни языка
слово (фонетическое слово,лексема,слово­форма, синтаксема)
предложение
словосочетание

Анализ внешней обо- лочки фонетического слова, его звуковой состав

Выяснение лексиче­ского значения, проис­хождения и сферы употребления слова (лексемы)

Определение грамма­тических значении словоформы, ее при­надлежности к части речи

Определение синтаксиче­ской функции слова (син- таксемы), его роли в по­строении высказывания

Анализ звуков в по­токе Речи

Более точное обозна­чение предмета, дей­ствия И т. д.

Выяснение сочетательной спо­собности знамена­тельных частей ре­чи

Рассмотрение как структурного эле­мента предложе­ния

Фонетиче­ский Лексиче­ский Морфоло­гический Синтак­си­ческий

Выделение интонации, ударе-

Анализ лексических значе­ний многозначного слова в контексте

Выявление текстообра­зующей роли слов разных частей речи

Определение свойств, структуры, семантики. Синтаксическая синонимия


Единицей, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему, является текст — основная единица речи.

Усвоение учебного материала представляет собой единый процесс формирования зна­ний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий.

Знания составляют результат осознанного усвоения языковых понятий, фактов, зако­номерностей, определений и правил, связанных с основами науки о русском литературном языке — о его основных единицах, словарном составе и грамматическом строе, которые рас­сматриваются с точки зрения значения, структуры, функционирования в речи. В процессе ус­воения знаний реализуется познавательная направленность школьного курса русского языка. Знания являются основой формируемых орфографических, пунктуационных, и речевых на­выков учащихся, обеспечивающих практическую направленность обучения.,

Умение в методике рассматривается как способность ученика выполнять определен­ные действия на основе полученных знаний. Умение формируется в процессе осмысления теоретической информации в новых условиях, оно включает и этап контролирования процесса деятельности.

Навык — это автоматизированное умение, действие, сформированное путем повторения, оно характеризуется высокой степенью освоения языкового материала.

- Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что фор­мирование знаний, умений и навыков учащихся происходит на трех уровнях:

• сознательное восприятие и запоминание;

• применение знаний на основе образца;

* «творческое использование знаний на этапе формирования речемыслительных уме­ний. '

В основе выработки учебных умений лежит теория поэтапного формирования умст­венных действий, разработанная П. Я. Гальпериным и его школой. Прежде всего необходимо иметь ориентировочную основу действия» — образец действия. Данная основа служит систе­мой указаний на то, как выполнить новое действие, которое производится определенным ум­ственным приемом. В процессе обучения каждому последующему явлению необходимо опи­раться на ранее сформированные приемы умственной работы, основанные на нем умения и навыки и на этой базе формировать новые умения, необходимые для решения учебных задач.

Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

Этапы формирования умственных действий (Выполняемые действия)

1. Ознакомление с действием (Составление ориентировочной основы действия (какие дей­ствия и в каком порядке следует производить)

2. Выполнение практических действий (Работа с карточками, схемами, заполнение таблиц, запись дидактического материала).

3. Внешнеречевая деятельность. Этап обобщения (Различные виды разборов-рассуждений, комментирование, рассказ о выполненной работе и др)

4. Мысленное обобщение всех действий («про себя») (Подготовка к выполнению заданий)

5. «Свернутая» работа, представляющая итог мыслительной деятельности (Самостоятельное выполнение заданий)

Выделяются следующие показатели сформированности умений и навыков учащихся;

• владение последовательностью выполнения конкретных действий в процессе усвое­ния того или иного материала (построение алгоритма);

• выполнение определенных действий по формированию умения;

• анализ (самоанализ) результатов действий по формированию умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: