Содержание образования и воспитания

Научные основы определения содержания (Коджаспирова) Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания

- цель образования;

- уровень развития в культуре философии искусства, науки,,морали, права, политики, отно­шения к религии;

- учет международного.опыта;

- уровень возможностей учеников и воспитанников;

- уровень экономического и технического развития страны;

- традиции государства в области стратегии образования;

- уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреждений соответ­ствующего уровня;

- соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Принципы формирования содержания общего среднего образования

► Общеметодологические принцип

♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, оп­ределяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение.для многих сфер деятельности;

♦ гражданская и гуманистическая направленность;

♦ гуманитарно-этическая направленность;

♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории познания, развития идей;

♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;

♦ интегративность изучаемых курсов; развивающий характер материала;

♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;

♦ практическая направленность теоретического знания.

► Специальные принципы

♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;

♦ политехнизм;

♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.

» ♦

Компоненты содержания образования ЗНАНИЯ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ

Проверенный практикой результат познания действительности, адекватное отражение ее в мышлении человека. •Понятия и термины.

•Факты повседневной действительности и науки. «Теории и законы. •Научные и социальные идеи.

•Знания о способах деятельности, методах познания, истории науки.

♦ Оценочные знания, знания о нормах отношений. '

ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Умения — возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний. Навыки и привычки — многократно повторенные, доведенные до автоматизма действия.

♦ Обобщенные познавательные: работы с учебной и научно-популярной литературой, проведения наблюдений, самостоятельного моделирования и построения гипотезы, по­становки эксперимента; анализа, синтеза, обобщении и т1. п.

♦ Практические: измерительные, вычислительные, графические, обращения с приборами, аппаратурой и техническими устройствами и т. п. '

♦ Организационные: планировать, организовывать свое время, работу и т. гг.

♦ Оценочные: оценка достоверности результатов работы, их научности и т. п.


' • •.-ОПЫТ*'ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ' • \

• Виды деятельности: решение новых проблем и перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; владение альтернативным мышлением, не алгоритмизируемыми ин­теллектуальными процедурами деятельности; формирование новых способов деятельно­сти. ' '

• Сферы деятельности: умственная, нравственная, трудовая, эстетическая, екологическая, экономическая и т.

ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

обуславливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, эмоциональную окра­шенность, мотивы деятельности и т. д. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности,

Подходы к определению содержания образования Теория материального образования

Гпавная цель обучения — передача учащимся как можно большего объема знаний из раз­личных областей, выпускник школы должен быть энциклопедически образованным I. Коменский и др. Теория формального образования

Гпавная цель обучения — развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: