Научные основы определения содержания (Коджаспирова) Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания
- цель образования;
- уровень развития в культуре философии искусства, науки,,морали, права, политики, отношения к религии;
- учет международного.опыта;
- уровень возможностей учеников и воспитанников;
- уровень экономического и технического развития страны;
- традиции государства в области стратегии образования;
- уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреждений соответствующего уровня;
- соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.
Принципы формирования содержания общего среднего образования
► Общеметодологические принцип
♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение.для многих сфер деятельности;
♦ гражданская и гуманистическая направленность;
♦ гуманитарно-этическая направленность;
♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории познания, развития идей;
♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;
♦ интегративность изучаемых курсов; развивающий характер материала;
♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;
♦ практическая направленность теоретического знания.
► Специальные принципы
♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;
♦ политехнизм;
♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.
» ♦
Компоненты содержания образования ЗНАНИЯ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ
Проверенный практикой результат познания действительности, адекватное отражение ее в мышлении человека. •Понятия и термины.
•Факты повседневной действительности и науки. «Теории и законы. •Научные и социальные идеи.
•Знания о способах деятельности, методах познания, истории науки.
♦ Оценочные знания, знания о нормах отношений. '
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умения — возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний. Навыки и привычки — многократно повторенные, доведенные до автоматизма действия.
♦ Обобщенные познавательные: работы с учебной и научно-популярной литературой, проведения наблюдений, самостоятельного моделирования и построения гипотезы, постановки эксперимента; анализа, синтеза, обобщении и т1. п.
♦ Практические: измерительные, вычислительные, графические, обращения с приборами, аппаратурой и техническими устройствами и т. п. '
♦ Организационные: планировать, организовывать свое время, работу и т. гг.
♦ Оценочные: оценка достоверности результатов работы, их научности и т. п.
' • •.-ОПЫТ*'ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ' • \
• Виды деятельности: решение новых проблем и перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; владение альтернативным мышлением, не алгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами деятельности; формирование новых способов деятельности. ' '
• Сферы деятельности: умственная, нравственная, трудовая, эстетическая, екологическая, экономическая и т.
ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
обуславливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, эмоциональную окрашенность, мотивы деятельности и т. д. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности,
Подходы к определению содержания образования Теория материального образования
Гпавная цель обучения — передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей, выпускник школы должен быть энциклопедически образованным I. Коменский и др. Теория формального образования
Гпавная цель обучения — развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др.