Общее и оперативное управление государственными финансами

Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации функций государства, принятых целевых программ и др. Оно осуществляется высшими органами государственного управления: Президент Российской Федерации (администрация Президента); Федеральное Собрание состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – устанавливает налоги, сборы, налоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.); Правительство Российской Федерации – формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности. Оперативное управление финансами осуществляют Минфин Российской Федерации, Казначейство, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба страхового надзора РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Центральный банк РФ и др. Центральным органом, осуществляющим оперативное управление финансами, является Министерство финансов РФ.

Основными задачами Минфина РФ являются: разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики; составление проекта и исполнение федерального бюджета; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; совершенствование бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально–экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка. Федеральное казначейство организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета. Все бюджетные средства поступают на Единый казначейский счет, которые затем перераспределяется по уровням бюджетной системы. Использование бюджета, минуя счета казначейства, запрещено. Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и его органы на местах. ФНС является органом исполнительной власти, отвечающей за своевременность поступления платежей в бюджет; исполнение налогового законодательства. Центральный банк Российской Федерации наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов. Управление финансами в области страхования осуществляет Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Федеральная служба финансово–бюджетного надзора (ФСФБН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово–бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным исполнительным органом, контролирующим деятельность участников фондового рынка (за исключением страховой, банковской, аудиторской деятельности), способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: