СГУ формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства

По происхождению, источнику власти различают народовластие и теократию. Народовластие осуществляется народом непосредственно или через выборные органы. Теократия подразумевает божественное происхождение власти (царство божие на Земле).

Определяющим в государственном устройстве выступает принадлежность верховной власти. Если она передана отдельному лицу, то государство квалифицируется как монархия, части, элите общества – как аристократия, всему народу – как демократическая республика.

Власть монарху может передаваться различными путями:

• народом на выборах – народная монархия;

• избранными представителями – аристократическая монархия;

• соборно всеми сословиями – самодержавная монархия;

• духовенством – теократическая монархия;

• по наследству – наследственная монархия.

Республика характеризуется принадлежностью высшей государственной власти представительному органу. Республика служит олицетворением демократии, народовластия, соединяет государственность с самоуправлением народа. Различают парламентскую и президентскую республику.

Парламентская республика опирается на партийное большинство в высшем представительном органе власти.

В президентской республике все ветви власти независимы друг от друга.

Теократическое правление означает, что политическая власть в стране принадлежит духовенству, глава государства является одновременно религиозным главой.

Демократия в любой стране является продуктом ее собственной истории и культуры, традиций поколений.

Антиподом демократии считается тоталитаризм, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества (может сочетаться с личной диктатурой). В тоталитарном государстве господствует диктат, принуждение.

66. Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления.

Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечение к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера.

В Авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; складывается режим личной власти в разных формах – от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; элита демонстрирует преданность лидеру, все готовы выполнять его указания.

По характеру взаимоотношений Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа госу­дарственной власти. Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления

. По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное и частное управление. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (региональная собственность).

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия

Территориальное управление осуществляется тремя источни­ками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федера­ции, местным самоуправлением.

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление. Администра­тивное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательст­во, финансовую, денежную и кредитную государственную поли­тику

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или воз­никающие в результате нежелательных отклонений задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается при­емлемый вариант исходя из сложившихся условий. Стратегическое управление определяет цели и задачи, долго­срочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задаёт направле­ния деятельности каждому звену управления.

Различают стратегии: общеэкономические – роста, стабилизации, преодоления кризиса (выживания), структурных перестроек; отраслевые – использования материально–сырьевых запасов, развития наукоемких производств, освоения космоса и др.; функциональные – подавления инфляции, привлечения инве­стиций и др.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок.

Антикризисное управление вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; оно включает управление через арбитражных управляющих, а также управ­ляющих предприятиями–должниками по договору подряда.

Доверительное управление осуществляется на основании договора, сторонами которого выступают учредитель управления (собственник имущества) и доверительный управляющий (ком­мерческая организация или индивидуальный предприниматель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: