В практике используются такие понятия, как: часовые, дневные, месячные ставки гонораров; зарплата, оклад, жалование консультанта (ранжированные в зависимости от квалификации и занимаемого в фирме положения); цена консультационного проекта.
Ценообразование производится:
- путем учета затрат на производство консультационных услуг (форма оплаты – повременная или фиксированная);
- путем учета величины решаемой задачи (процент от стоимости объекта консультирования или процент от результата консультирования);
- комбинированным путем.
Статистика свидетельствует о том, что: 2% клиентов хотели бы использовать повременную оплату; 9% - сдельно (по согласованной смете); 30% - процент от коммерческой пользы (больше относится к оценке имущества – от 1 до 5% от стоимости); 54% предпочитают платить после получения реального результата (применяется редко: сложно рассчитать величину эффекта и выделить долю консультационной составляющей)
Контракт на консультационные услуги – форма закрепления партнерских связей. В контракте фиксируются принятые договоренности, взаимные права и обязанности, а также последствия нарушения договоренностей.
|
|
Две формы сложились в практике: устный договор (как правило, работа на безвозмездной основе) и письменный контракт. Одной из разновидностей письменного контракта является договор на абонементное обслуживание, который взаимовыгоден (для консультанта – своей стабильной загруженностью, а для клиента – оперативностью и невысокой платой).
Краткой формой письменного контракта является письмо-соглашение, которое используется для кратких работ, например, экспертной оценки по какому-либо вопросу.
Структура и содержание контракта произвольны, хотя и имеются типовые разделы: преамбула (введение), основная часть и заключение.
В преамбуле указывается: название контракта, место и время заключения, наименование сторон.
Основная часть.
- специфические условия (характерные только для данной работы):
- определения и толкования терминов (проект, консультант, стороны, рабочий час и т.д.);
- предмет договора (цели и описание проекта, объем работ, результаты работ, рабочий план, сроки, особые методы и т.п.);
- обязанности консультанта (перечень работ и услуг по формированию команды консультантов, по оценке полученных результатов, по обучению персонала, по соблюдению конфиденциальности, по оформлению итогового документа, гарантии качества реализации проекта и т.п.);
- обязанности клиента (перечень обязанностей по предоставлению всей необходимой информации, по обеспечению условий работы, по организации обучения, по соблюдению условий оценки и оплаты работы консультантов, по конфиденциальности в части полученной от консультанта информации и т.д.);
|
|
- оценка промежуточных и конечных результатов;
- порядок расчета (основания для расчета, согласованный способ определения стоимости работ и сроки производства платежей);
- разрешение споров (как правило, устанавливается досудебная процедура – путем переговоров);
- срок действия договора (временные рамки начала и окончания срока действия);
- штрафные санкции (основания для расторжения договора, основания для штрафных санкций по вине одной из сторон, просрочка приема выполнения работ по вине сторон, задержка выплат и т.п.).
2. Общие условия договора: арбитражная оговорка; форс-мажорные обстоятельства.
Заключение: юридические адреса сторон; приложения к договору; подписи сторон.