Понятие и виды административных производств

Административные производства-совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел.. Выделяют следующие виды производств:

1) по обработке и принятии норматив­ных актов;
2) по принятии индивидуальных актов управления;
3) по при­менению административно-процессуальных мер и мер пресечения;
4) по де­лам об административных правонарушениях;
5) по применению дисциплинар­ных взысканий;
6) регистрационно-разрешительное;
7) надзорно-контроль­ное;
8) по заявлениям граждан, в том числе как особый вид производства по жалобам;
9) делопроизводство;
10) по земельным, пенсионным, налого­вым, бюджетно-финансовых делах;
11) по делам по возмещению материальных убытков и др.

61. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, принципы, задачи.

Производство по делам об административных правонарушениях совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания. Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

2) разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Принципы: 1. законность;2. оперативность;3. Непосредственность- Он проявляется в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать административные правонарушения;4. равенство всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;5. Публичность- заинтересованность государства в искоренении административных правонарушений и воспитании граждан в духе законопослушности и правомерности определены в задачах законодатель-;6. Гласность- дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто как по месту нахождения органа административной юрисдикции;7. Состязательность- вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела, приносить жалобы;

62. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомоч­ных вести производство по делам об административных правонару­шениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их дея­тельность по рассмотрению и разрешению административных дел ха­рактеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) су­дов рассматривают значительное число административных дел по пра­вонарушениям, посягающим на права граждан(например, наруше­ние избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о соб­раниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, при­нуждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (например, уничтоже­ние или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); ос­новы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообло­жения (например, воспрепятствование обследованию органом налого­вой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповинове­ние законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство и т.п.

б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией сов­местно с соответствующими органами местного самоуправления, расс­матривают дела об административных правонарушениях, совершен­ных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребле­ние спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должност­ное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.

63. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста,
3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.8)смерть физ лица

64. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела: - административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;- администрации районов, городов, поселков, сел;- районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;- судьи (мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов);- органы внутренних дел (милиция);- органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокурор, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.). Субъекты, имеющие личный интерес в деле: - лицо, привлекаемое к административной ответственности;- потерпевший (физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);- законные представители обеих сторон. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: - свидетели (лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению);- эксперты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);- переводчики (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении);- специалисты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств);- понятые.

65. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; установления личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. Перечень указанных мер включает: 1) доставление;2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;4) изъятие вещей и документов;5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;9) привод; 10) временный запрет деятельности.

66. Стадии производства по делу об административном правонарушении.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства. 2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:- подготовка к рассмотрению дела;- анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;- принятие и оформление решения (постановления) по делу;- доведение принятого решения до сведения. 3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:- обжалование, опротестование постановления;- подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;- рассмотрение жалобы (протеста);- решение по жалобе (протесту) и его оглашение;- пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу. 4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:- обращение постановления к исполнению;- реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);- окончание производства по исполнению постановления (решения).

67. Сроки в производстве по делу об административном правонарушении.

,Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15.1 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

69. Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой.

Промышленность и энергетика являются важнейшими отраслями экономики. В своей совокупности они представляют промышленно-энергетический комплекс, от уровня которого во многом зависит состояние других отраслей экономики, а также экономическое положение страны в целом. Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Назначение промышленности - обеспечить народное хозяйство современными машинами, оборудованием и другой высокотехнологичной продукцией, выпуск пользующихся спросом качественных товаров для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: промышленный, оборонно-промышленный, топливно-энергетический, ядерно-энергетический, ядерный, оружейный и др. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия, организации.

В условиях рыночной экономики важной формой организации управления промышленностью стало создание финансово-промышленных групп (ФПГ), действующих на основе Федерального закона "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. <*>. Финансово-промышленная группа формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников (крупных предприятий, НИИ, КБ) для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса и привлечения инвестиций.

70. Организационно-правовая система управления сельским хозяйством.

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс) призвано обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики оно включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закуп­ку), переработку.Конституция Российской Федерации относит основные вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами — ба­зы сельскохозяйственного производства, а также соответствующее за­конодательство (например, земельное), к совместному ведению Рос­сийской Федерации и ее субъектов (ст. 72). К непосредственному ве­дению Российской Федерации отнесено установление основ федераль­ной политики и федеральных программ экономического развития страны (ст. 71).Правительство Российской федерации решает вопросы организа­ции управления сельскохозяйственными предприятиями, отнесенны­ми к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет госу­дарственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федеральный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицензий на осущест­вление закупок, хранения, переработки зерна и торговли зерном, рас­поряжается федеральным фондом зерна и т.д.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обладают широкими полномочиями по управлению сельским хозяйст­вом: разрабатывают и выполняют региональные программы по повы­шению плодородия почв, руководят ветеринарной службой, ведут зе­мельный кадастр, оказывают содействие сельскохозяйственным про­изводителям и т.п.Вместе с тем существует и специальная система органов отрасле­вого государственного управления сельским хозяйством.

71. Организационно-правовая система управления строительством и жилищно-коммунальным комплексом.

Особенностью сферы строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства является то, что в ней занято большое количество строительных компаний, кредитных организаций и самих граждан, а управление в данной сфере находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Основное внимание федеральных органов исполнительной власти в современных условиях сосредоточено на реформировании жилищно-коммунальной сферы и на реализации государственной политики в промышленном и жилищном строительстве. Производственная деятельность неразрывно связана с решением вопросов предоставления земельных участков под строительство. Особо важное значение имеют соблюдение строительных правил и стандартов, деятельность специальных надзорных органов - Главстройэкспертизы и Главархстройнадзора.

Вопросы градостроительства регулируются Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями) <*> и Градостроительным кодексом РФ 2004 г.

72. Организационно-правовая система управления транспортно-дорожным комплексом и связью.

Транспорт будет обслуживающей отраслью народного хозяйства и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве. Его основной задачей будет ϲʙᴏевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.В организации управления транспортно-дорожным комплексом имеется ряд особенностей.Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти. Стоит отметить - они подразделяются по видам транспорта: железнодорожным транспортом управляет Министерство путей сообщения РФ, морским, речным, автомобильным — Министерство транспорта РФ, авиатранспортом — Федеральная служба воздушного транспорта России, дорожным хозяйством — Российское дорожное агентство.Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Исключая выше сказанное, очевидна необходимость создания в ϶ᴛᴏй сфере объединений, подотраслей для лучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенных к населению

73. Организационно-правовая система управления в сфере охраны окружающей природной среды.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов (ст. 9).Следует различать использование и охрану природных ресурсов.При их использовании достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т.п.). Цель охраны — предотв­ратить экологически вредное воздействие хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую природную среду, обезопасить ее от за­грязнения, порчи, истощения или разрушения. Названные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как рациональное исполь­зование природных ресурсов предполагает бережное к ним отно­шение, недопущение необратимых для них последствий, то есть их охрану.К ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического раз­вития России, а к совместному ведению Российской федерации и ее субъектов — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользо­вание; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безо­пасности; особо охраняемые природные территории; земельное, вод­ное, лесное законодательство, з-во о недрах

74. Организационно-правовая система управления в области финансов и кредита.

Неотъемлемой частью управления экономикой является осуществление государственными органами функций в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской, аудиторской и другой деятельности, связанной с финансами. Финансы - локомотив экономики.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Оно разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление внутренним и внешним долгом России; осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Финансовая политика Правительства направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей. Для этого предусматривается прямое государственное регулирование, включающее: сокращение и ликвидацию дефицитного бюджета; ужесточение контроля за его исполнением и величиной государственного долга; сокращение объемов субсидий и дотаций; перерегистрацию и пересмотр налоговых льгот; программу мер по совершенствованию системы платежных и расчетных отношений между предприятиями

75. Организационно-правовая система управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей.

ВЭД представляет собой экономические отношения хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубежными организациями и фирмами (партнерами, контрагентами). В таком контексте под управлением внешнеэкономической деятельностью следует понимать совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных функций и оперативно-коммерческих операций юридических и физических лиц, экономическая деятельность которых ориентирована на внешний рынок.ВЭД предприятий является основой формирования внешнеэкономических связей, представляющих собой упорядоченную, развивающуюся систему взаимодействий и коммерческих коммуникаций субъектов хозяйствования, ориентированных на внешнеэкономическое сотрудничество. Условия для подобного сотрудничества формируются государственными органами власти и управления, осуществляющими регулирование ВЭД.Внешнеэкономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм и направлена на заключение и исполнение контрактов и договоров, регламентируемых Гражданским кодексом.Как сфера деятельности предприятия ВЭД может быть представлена различными формами внешнеэкономического сотрудничества. Основные виды ВЭД предприятия:внешняя торговля товарами,услугами,результатами интеллектуальной собственности, информацией..

76. Организационно-правовая система управления образованием и наукой.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.
Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою квалификацию.
Под основным общим образованием понимается девятиклассное образование.
Федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) <*> гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Законом установлено, что вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов на бесплатное образование в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются лишь определенные категории лиц (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, граждане из малообеспеченных семей, а также уволенные с военной службы). В иных случаях поступление в названные учебные заведения производится на платной основе.

77. Организационно-правовая система управления здравоохранением и социальной защитой граждан.

Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера: предо­ставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: по­вышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и т.п. меры, направленные на сохранение и укрепление физичес­кого и психического здоровья людей, поддержание их долголетней ак­тивной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае ут­раты здоровья. Важное значение для организации работы органов управления и медицинских организаций имеет своей целью сохранение и улуч­шение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных по­терь общества за счет снижения заболеваемости и смертности насе­ления. Медицина переходит на платное обслуживание, создается платная медицина, в которую включаются частные лечебно-профилактические учреждения и аптеки, а также лица, занимающиеся частной медицин­ской практикой. Государственные и муниципальные учреждения оказывают меди­цинские услуги населению по специальному разрешению (лицензии) соответствующего органа управления здравоохранением. Другое новое направление в области здравоохранения — оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граж­дан. Цель меди­цинского страхования — сохранение и укрепление здоровья населе­ния, создание экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий, учреждений, организаций, гарантирование гражданам квалифицированной помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется на обязательной или добровольной основе.

78. Организационно-правовая система управления культурой.

Культура — многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она используется действующим российским законодательством, в частности — Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре».* В центре внимания данного Закона — культурная деятельность, то есть сохранение, создание, распростра­нение и освоение культурных ценностей; обеспечение и защита конс­титуционного права граждан на эту деятельность; правовое ее обес­печение; принципы государственной, культурной политики. Соответ­ственно правовое регулирование распространяется на художествен­ную литературу, кинематографию, сценическое, пластическое, музы­кальное искусство, художественные народные промыслы и ремесла, самодеятельное художественное творчество, музейное дело, книгоиз­дание и библиотечное дело, телевидение, радио. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации участ­вуют в определении республиканской и территориальной культурной политики, формируют территориальные и иные органы государствен­ного регулирования культурной деятельности, создают организации культуры соответствующего подчинения и т.п.Управленческая деятельность в сфере культуры практически осуществляется системой федеральных и иных органов исполнитель­ной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на определенных участках культурного строительства: собственно культу­ра; печать; кинематография; телевидение и радиовещание.

79. Организационно-правовая система управления обороной.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружен­ной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостнос­ти и неприкосновенности ее территории.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»* определяет ос­новы и организацию обороны страны, полномочия органов государст­венной власти, функции органов государственной власти субъектов Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства в этой области, а также другие нормы, касающиеся обороны. Вооруженные Силы России — государственная военная организа­ция, составляющая основу обороны страны. Они включают: Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот, Сухопутные войска. Вооруженные Силы России предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защи­ты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Рос­сийской Федерации. Президент определяет основные направления военной политики; утверждает военную доктрину; осуществляет руководство Вооружен­ными Силами как Верховный главнокомандующий ими, другими вой­сками, воинскими формированиями и органами; в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения военных конфликтов, направленных против России, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамед­лительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ о ведении военных действий;

Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; ор­ганизует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и формирований РФ

80. Организационно-правовая система управления безопасностью.

Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопас­ности»* безопасность определяется как состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства от внут­ренних и внешних угроз. В нее включаются государственная, эконо­мическая, общественная, оборонная, информационная, экологичес­кая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание безопас­ности предполагает функционирование большого числа органов и ор­ганизаций, обеспечивающих ее, а также использование в целях дос­тижения безопасности соответственно мер экономического, полити­ческого, военного, организационного, экологического и иного харак­тера.Обеспечение безопасности достигается деятельностью сил обес­печения безопасности Российской Федерации, в которые входят Воо­руженные Силы, Федеральная служба безопасности, Служба внеш­ней разведки, органы внутренних дел, налоговая служба, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энер­гетике и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государством образуются специальные органы обеспече­ния безопасности.В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Зако­ном «О безопасности» общее руководство органами обеспечения без­опасности возложено на Президента Российской Федерации. Он кон­тролирует и координирует деятельность органов обеспечения безо­пасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

81. Организация управления в особых условиях (специальные административно - правовые режимы).

Специальные административно-правовые режимы (САПР) являются одной из разновидностью особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку. Их основное назначение состоит в следующем: обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны; установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализация обстановки, восстановление правопорядка; создание условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламента-ционных полномочий.

82. Организационно-правовая система управления внутренними делами.

Управление внутренними делами заключается в осуществлении системы мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану собственности и борьбу с преступ­ностью.Общественный порядок — это система общественных отношений и регулирующих их правовых норм, целью которых является создание нормальных условий для деятельности государственных и негосудар­ственных организаций, труда и отдыха граждан, защита их прав и за­конных интересов. В то же время государством регулируется ответст­венность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей в этой области деятельности, а граждан — за нарушение правил поведе­ния в общественных местах.Особую опасность для людей и общества в целом представляют террористические действия и другие преступления. Поэтому 25 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»*. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с террориз­мом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих эту борьбу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, обще­ственных объединений и организаций независимо от форм собствен­ности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязан­ности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терро­ризмом.

83. Организационно-правовая система управления юстицией.

Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных инте­ресов граждан, предприятий, организаций, учреждений, обществен­ных объединений.Систему органов управления юстицией составляют: Министерст­во юстиции Российской Федерации, министерства юстиции респуб­лик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), являясь федеральным органом исполнительной власти, в со­ответствии с Положением о нем от 4 ноября 1993 года * обеспечивает реализацию государственной политики в сфере юстиции. Минюст России осуществляет важные функции по правовому обес­печению правотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации. Содержанием данных функций является раз­работка проектов нормативных актов, которые вносятся Правитель­ством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; проведение по поручению Президента Российской Федерации экспер­тизы законов, направленных ему для подписания; представление Пре­зиденту и Правительству Российской Федерации заключений о соот­ветствии Конституции Российской Федерации к действующему зако­нодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрация принима­емых ими нормативных актов.

84. Организационно-правовая система управления иностранными делами.

Российская Федерация строит свои отношения с другими страна­ми на основе равенства, невмешательства во внутренние дела, неру­шимости границ и территориальной целостности государств, взаим­ного отказа от применения силы и решения возникающих споров мирным путем, взаимовыгодного сотрудничества, равенства народов и т.п.Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации нап­равлена на создание и обеспечение таких международных условий, которые способствовали бы ее выходу из экономического кризиса, становлению и упрочению рыночных отношений в экономике, пост­роению демократического государства, предотвращению войн в мире и мирному сосуществованию всех стран, защите своих государствен­ных интересов.Важнейшим направлением внешней политики Российской Феде­рации является также налаживание тесного сотрудничества (полити­ческого, экономического и др.) со всеми странами СНГ, а также с другими республиками бывшего СССР.Согласно Конституции Российской Федерации основные направления внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации. На него возложено также и руководство внешней политикой Российской Федерации.Осуществляя данную деятельность, Президент Российской Феде­рации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры с руководителями иностранных государств и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает на должность министра иностранных дел Российской Федерации; назначает и отзывает дип­ломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; присваивает ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации; решает вопросы предоставления политического убежища и т.д.В целях создания условий для определения Президентом Россий­ской Федерации основных направлений внешней политики, принятия им мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: