Справка ЦК КП(б)Б об итогах боевых действий белорусских партизан

Билеты к экзамену по истории Беларуси. 11 класс

БИЛЕТ 1

1.Беларусь накануне Октябрьской революции 1917 г.: социально-эко­номическая и политическая ситуация, белорусское национальное движение.

2.Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х — первой по­ловине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития.

3.Характеристика творчества деятеля культуры

Охарактеризуйте роль Василия Быкова в освещении темы Великой Отечественной войны.

БИЛЕТ 2

1. События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований в обществен­но-политической и социально-экономической сферах.

2. БССР в первое послевоенное десятилетие: направления и особенно­сти восстановления

3. Анализ содержания исторического документа

На основе документа охарактеризуйте формы и роль партизанской борьбы в против оккупантов

Справка ЦК КП(б)Б об итогах боевых действий белорусских партизан

Не ранее 15 января 1942 г.

По поступившим сведениям на 15 января 1942 г. партизаны Белоруссии нанесли немецким оккупантам огромный урон в живой силе и боевой технике. Партизанскими отрядами за этот период уничтожено 8856 солдат, 274 офицера и 2 немецких генерала. Расстреляно 136 агентов гестапо и 180 шпионов и предателей.

Партизаны организовали ряд крушений поездов, в результате чего разбито 200 вагонов с боеприпасами, техникой и гитлеровскими солдатами, и потопили 2 грузо-пассажирских парохода с вооружением и боеприпасами.

3а это время партизаны разгромили 9 штабов воинских частей и соединений противника (включая штабы корпусов и дивизий), уничтожили 33 самолета, 78 танков и броневиков, 45 орудий, 137 мотоциклов, 973 автомашины, 5 моторных лодок и множество повозок с боеприпасами, продовольствием и военным снаряжением. Разрушены телефонная и телеграфная связь протяжением в 168 км.

Кроме того, белорусскими партизанами взорвано и подожжено 182 вагона с боеприпасами и продовольствием, 42 ж.-д. и 113 шоссейных мостов, взорвано складов с боеприпасами и горючим 63.

В боях с гитлеровцами партизаны захватили трофеи: орудий - 3, пулеметов – 133, автоматов – 124, винтовок – 1125, 3 радиостанции, свыше 30 тыс. ружейных патронов, 750 гранат и другое военное имущество.

Всенародное партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – июль 1944). Документы и материалы в трех томах. Т.1. Мн.: Беларусь, 1967. – 744 с.

БИЛЕТ 3

1. Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и раздел территории.

2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х— первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения

3. Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории

1) Объясните, почему БССР в народе называли «сборочным и откормочным цехом Советского союза»? Какая роль отводилась экономике БССР как составной части экономики СССР

2) Каковы особенности установления Советской власти на территории Беларуси?

3) Индустриализация в БССР являлась частью единого процесса индустриализации в СССР. Вместе с тем она имела и свои особенности. В чем они заключались?

БИЛЕТ 4

1. Белорусское национальное движение в декабре 1917 — марте 1918г. Провозглашение Белорусской Народной Республик.

2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоен­ного восстановления

3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

БИЛЕТ 5

1. Образование Советской Социалистической Республики Беларуси и Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси: особенности оформления белорусской советской государственности

2. Развитие литературы и искусства БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности и темы творчества

3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Бе­ларуси по предложенным или самостоятельно определенным при­знакам

Заполните сравнительную таблицу “Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и Великой Отечественной войн” и определите особенности послевоенного восстановления в БССР.

Критерии для сравнения Восстановление хозяйства после гражданской войны (1921 – 1926 гг.) Восстановление хозяйства после Великой Отечественной войны (1943 – 1955 гг.)
Территория, на которой проходил процесс восстановления    
Внешнеполитические условия процесса восстановления    
Отрасли экономики, которые восстанавливались в первую очередь    
Экономическая система    

БИЛЕТ 6

1. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919— 1920 гг. Второе провозглашение Советской Социалйстйческой Республики Белару­си. Рижский мирный договор.

2. БССР во второй половине 1950-х -1980-е гг.: основные этапы и на­правления реформирования общества

3. Соотнесение исторического событий в Беларуси с общественно­-историческим процессом

Прочитайте документ. О каких исторических процессах в нем идет речь? Какие ошибки были допущены при проведении данных мероприятий?

“В деревню были отправлены ситни уполномоченных. Списки “желающих” вступать в колхозы они часто составляли под нажимом. Всех, кто сопротивлялся, раскулачивали. К маю 1930 г. было раскулачено 15629 хозяйств. Это дало свои результаты: в январе 1930 г 20,9 % хозяйств было объединено в коллективные хозяйства, а к марту того же года – уже 58%. Это вызвало недовольство и сопротивление крестьянских масс. Только за 3 первые месяца 1930 года в республике произошло более 500 крестьянских выступлений”.

БИЛЕТ 7

1. Беларусь в межвоенный период: основные направления становления советского социалистического общества

2. Участие БССР в основании и деятельности ООН

3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

Раскройте содержание следующих исторических терминов и определите, о какой политике они свидетельствуют: геноцид,остарбайтеры, план “Ост”, гетто.

БИЛЕТ 8

1. БССР в годы новой экономической политики: особенности социаль­но-экономического положения

2. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1950-х— первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации

3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами)

Объясните причинно-следственную связь в следующей логической цепочке: начало политики перестройки — утрата КПБ монополии на власть

БИЛЕТ 9

1. Общественно-политическая жизнь БССР в 1920:е гг.: демократизация и участие в образовании СССР

2. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов

3. Характеристика деятельности исторической личности

Охарактеризуйте историческую роль Д. Жилуновича в создании белорусской государственности.

БИЛЕТ 10

1. Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия

2. Курс на ускорение социально-экономического развитий БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реа­лизации

3. Сравнительная характеристика событий (процессов) истории Бела­руси по предложенным или самостоятельно определенным призна­кам

Вопросы для сравнения Западная Беларусь Советская Беларусь
развитие сельского хозяйства    
развитие промышленности    
положение рабочих и крестьян    

Сравните социально-экономическое развитие Советской Беларуси и Западной Беларуси в 1920-30-ые гг по следующим критериям и сделайте соответствующий вывод:

БИЛЕТ 11

1. Образование, наука и культура БССР в 1920-е гг.: условия развития и достижения

2. Народное хозяйство БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.: основные направления и пути развития

3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусской литературы

Определите, какому явлению посвящена картина художника В. Волкова”Минск 3 июля, созданная в 1947 г., и причины эмоционального состояния изображенных на картине людей.

БИЛЕТ 12

1. Индустриализация в БССР: особенности проведения и результаты

2. Общественно-политическая система БССР во вторйй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.: характерные черты и особенности

3. Анализ содержания исторического документа

Прочитайте отрывок из предвыборной программы Президента РБ А.Г.Лукашенко в августе 2001 г. и ответьте на вопросы к документу: «Мы не поддались искушению разрушить созданное поколениями, идти по крайне болезненному и опасному пути «шоковой терапии», на котором человека подстерегают безработица, нищета и отчаяние..

Цели – резкое повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств путем постепенного, эволюционного движения вперед, основанного на политической и социально-экономической стабильности общества. Встраивание белорусской экономики в систему всемирных хозяйственных связей под контролем общества и государства, поддержание научного потенциала».

- Какая модель экономического развития начала реализовываться в начале 21 века?

- В чем заключается главная стратегия социально-экономического развития Беларуси?

БИЛЕТ 13

1. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенно­сти, результаты

2. Белорусская литератураво второй половине 1950-х — 1980-е гг,: условия развитияи тематика творчества

3. Анализ исторического явления на основе статистических данных

1. Проанализируйте информацию, предложенную в таблицах 1 и 2. Какие отрасли промышленности развивались в 1945 – 1950 гг. более успешно? Чем это было обусловлено? Почему сельское хозяйство БССР в 1950 г. по основным показателям не вышла на уровень 1940 г.?

Таблица 1.

Темпы роста продукции отраслей промышленности Беларуси (в % к 1940 г.)

Отрасли промышленности 1945 г. 1950 г.
Все отрасли промышленности    
Машиностроение и металлообработка    
Производство электроэнергии и теплоэнергии    
Химическая и резино-азбестовая    
Топливная    
Мясная, бумажная и деревообработка    
Лёгкая    
Пищевая    

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: