Объяснение перцептивного процесса в структурализме

Исследования ощущений и восприятий прежде всего связаны с именами В. Вундта и Э. Титченера. Восприятие какого-­либо предмета в структурализме рассматривалось как структура, или комбинация, отдельных ощущений.

Исследование восприятия в структуализме: необходимо разложить целое на элементы (ощущения), и далее познать суть психического явления (восприятия).

Восприятие (явление сознания)= ощущения+образы памяти. По мнению структуалистов, образы восприятия получаются в результате работы двух механизмов: суммации отдельных ощущений и ассоциации с образами памяти.

В соответствии с гипотезой суммации (гипотезой констант), перцептивный эффект от

суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих. Из этого следует, что если имеется постоянная связь между воздействи­ем некоторого стимула и соответствующим ощущением, то, когда этот стимул проявляется в окружении других стимулов, его вклад в восприятие будет точно таким же, как и в том случае, когда он предъявляется отдельно от других. То есть, вклады в образ восприятия каждого из его элементов независимы друг от друга.

­Физиологическая основа построения перцептивного образа-связь ощущений и природой соответствующего рецептора. Понимание механизмов формирования образов восприятия в структуализме: стимульная энергия однозначно пре­образуется в специфическую энергию органов чувств, отобража­ется в сознании в виде ощущения, а затем различные ощущения структурируются с помощью механизма суммации.

Принцип образования ассоциации: если два ощущения повторялись совместно много раз, то появление в сознании одного элемента ведет за собой появление другого-образа памяти. Образование ассоциаций определяется:

· Сходством содержания

· Контрастом

· Смежность во времени и пространстве и др.

àконтекст образа восприятия. Т.е. образ восприятия формируется из соединения контекста в виде ассоциаций и сенсорного опыта.

Метод аналитической интроспекции-эмпирическая процедура наблюдения, направленная на анализ сенсорного опыта специально обученного испытуемого и требовала от него расчленения образа восприятия на базовые составляющие элементы ­ ощущения.

Ошибка стимула-использование в описании объекта элементов прошлого или воспринимаемого контекста.

Структуалистская теория восприятия представляет лишь исторический интерес. Но в рамках этого направления были заложены об­щие представления о специфике ощущений и восприятий.

Критический анализ данной теории восприятия позволяет за­ключить следующее.

1. Гипотеза суммации противоречит многим феноменам вос­приятия. Имеющиеся факты говорят о том, что перцептивные эффекты от воздействия отдельных стимулов зависят также от присутствия других стимулов, т. е. наше восприятие не может рассматриваться как сумма независимых ощущений. Более того, одни и те же ощущения могут приводить к совершенно разным восприя­тиям.

2. Критика метода аналитической интроспек­ции, с помощью которого были получены основные эмпириче­ские факты. Анализ протоколов с самоотчетами испытуемых сви­детельствует о том, что в принципе невозможно преодолеть эф­фектов контекста, установок, влияния состояния испытуемого, его прошлого опыта. Таким образом, ставится под сомнение основная теоретическая посылка ­ возможность экстрагирования

из опыта так называемых чистых ощущений.

  1. Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации

Гештальт - целостная форма.

Основной тезис: сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

Гештальтпсихология предложила рассматривать в качестве первоосновы психических образований не ощущения, а структуру (гештальт).

Главное направление исследований касалось организации элементов зрительного поля (Коффка, Келер).

Курт Коффка резко критиковал «гипотезу константности» — распространенное мнение о том, что ощущения имеют одно и только одно значение. Цыпленок клюет более крупное из двух зерен, даже если оно находится от него дальше и имеет меньшее изображение в глазу, чем более мелкое. Это говорит о том, что животные (как и люди) реагируют на целостную ситуацию.

Феномены:

1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей, фон менее структурирован, чем фигура, фигура всегда имеет замыкающие линии, если даже они отсутствуют, фигура всегда закрыта, фон имеет субстанциональный, а фигура – вещный характер);

2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек);

3) транспозиция (перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую не меняет восприятие музыки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: