Принцип полного и исключительного суверенитета государств в их воздушном пространстве

Принцип получил закрепление в международных договорах (ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г. и др.). "Полный суверенитет" означает, что суверенитет государств в их воздушном пространстве не ограничен по каким-либо признакам, формам, элементам и т.п. "Исключительный" означает, что исключается суверенитет какого-либо иностранного государства (иного субъекта международного права). На практике, однако, суверенитет государств в пределах их воздушной и иной территории бывает "неполным" и "неисключительным". Это зависит от исторических условий и договорных норм (например, в отношении архипелага Шпицберген).

Воздушное пространство государства, как правило, используется для полетов иностранных ЛА в соответствии с разрешительным порядком (на основе договора о воздушных сообщениях или разового разрешения). Иная практика (по уведомлению) может устанавливаться по специальным договорам (как, например, на пространстве ЕС для ЛА государств - членов ЕС). Это не исключает получения специальных диспетчерских и иных разрешений в каждом случае.

Из суверенитета государства в воздушном пространстве вытекает три группы прав государства в отношении: 1) регулирования воздушных передвижений в пределах территории государства; 2) регулирования деятельности воздушно-транспортных предприятий на территории данного государства (и любой иной деятельности); 3) осуществления административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикции государства по отношению к ЛА, их экипажам и находящимся на этих ЛА пассажирам, грузам и почте.

В соответствии с данным принципом государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, определяют порядок обеспечения безопасности полетов. По прибытии иностранного ЛА в аэропорт или другое место посадки компетентные органы каждого государства вправе производить его досмотр и проверку документов.

Исключения из этого правила имеют место при транзитном пролете через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, при архипелажном пролете, по специальным договорам (например, Конвенция Монтре по Черноморским проливам 1936 г.). В таких случаях действуют специальные правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: