Тема 2.1 Конституция Российской Федерации – Основной закон государства
Раздел 2 Личность, право, государство
Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.
На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации (ст. 150 СК РФ)
Приёмная семья – это институт, сочетающий в себе некоторые черты опеки, детских учреждений, усыновления.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором (ст. 151 СК РФ).
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей) (ст. 155 СК РФ).
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что семейное право – это система правовых норм, регулирующих семейные отношения, то есть личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.
I Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам.
В понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.
Конституционный строй становится реальным, если основной закон, т.е. конституция, соблюдается и если она демократична. Для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.
Таким образом, конституционный строй — это форма или способ организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государство.
Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.
В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права.
Ранее предполагалось, что конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает это саморегулирование.
Задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.
Именно в результате подобного ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство, тем сильнее, чем дальше идет государственное регулирование.
Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.
В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят:
- демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоуправления;
- правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное рыночное хозяйство.
- федерализм;
- суверенность Российского государства;
- республиканская форма правления.
Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности конституируют государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга.
Являясь основами российской государственности, все (они могут быть изменены только в особом порядке (ст.16 Конституции РФ).
Совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений.
Благодаря конституционному закреплению в систему гарантий основ конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые гарантии.
Закрепление тех или иных основ как формы организации государства в разной мере осуществилось всеми российскими конституциями.
Принятие Конституции РСФСР 1918 г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя.
Изменения в Конституции 1925 г. были связаны с образованием СССР и соответствующими социально-политическими изменениями.
Конституция РСФСР 1937 г. определила круг конституционных норм, закрепивших основные устои государственного строя (глава 1 «Общественное устройство»). Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, регулирующий общественные отношения. Конституция 1937 г. ввела новые понятия: «политическая основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР составляли Советы депутатов трудящихся (ст.2), а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст.4). На этих принципах базировался российский государственный строй в тот период.
Конституция РСФСР 1978 г. усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Вместо названия «Общественное устройство» было введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института. Закрепив как основы общественного строя, так и основы политики РСФСР, Конституция выразила динамику развития общественного строя.
Последующие изменения и дополнения от 21 апреля 1992 г., внесенные в Конституцию 1978 г., ввели ряд новшеств в содержание конституционно-правового института, не изменив его структуру.
Суть этих новшеств заключается в том, что вместо формально провозглашенных советских конституционных принципов были сформулированы важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства. Указанные изменения лишь частично сумели решить эту задачу. В полной мере она решена действующей Конституцией РФ 1993 г. Однако закрепление в новой Конституции основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения поставленной задачи требуется реализация этих основ на практике, что требует усилий всех слоев общества.
II Главной задачей правовой науки является поиск конкретных путей приближения к сбалансированному, гармоничному, целостному конституционному строю.
Справедливую конституцию можно рассматривать как формализованный критерий саморазвития человека, общества, государства в их постоянном стремлении к общественному идеалу. Стремление к общественному идеалу — движущая сила социальной жизни, которая заставляет вести поиск наилучших способов ее переустройства.
Источник, цель и критерий всего многообразия форм стремления к идеалу — личность.
Но принцип личности рассматривается в двояком смысле — со стороны прав и со стороны обязанностей. В понятии личности берут свое начало как притязания ее на равенство и свободу, так и ее обязанность единства с другими.
Всякая форма государства складывается из трех структурных компонентов:
формы правления, формы национально-государственного устройства и политического режима.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, организация государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима.
Форма государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Как указывается в ст.1 Основного закона РФ 1993 г., Россия представляет собой государство с республиканской формой правления по разновидности — президентской.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
Признаки республики:
1. Наличие высших выборных органов власти.
2. Возможность участия граждан в управлении делами государства.
3. Разделение властей.
4. Определённая процедура принятия высшими органами власти своих решений.
5. Высокий авторитет судебной власти.
Президентская республика характеризуется тем,что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
Признаки президентской республики:
1. Президент назначает правительство, которое ответственно перед ним.
2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.
4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.
5. Президент является главнокомандующим вооружёнными силами страны.
Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, которое вносит определённый порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Россия сохранила федеративную организацию государственной власти (ст. 1, 3, 4, 5, 11 и др.).
Федерация – это союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определённой юридической и политической самостоятельностью.
В ней провозглашается, что равноправными субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область (ст.5 Основного закона РФ).
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения народов. Помимо всего Российская Федерация призвана обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.
Россия есть демократическое правовое государство. Это выражается в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ). Причем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Демократический характер Российского государства закрепляется в ст.3 Конституции, в соответствии с которой многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в республике.
Разделение властей — разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
В Конституции РФ указывается (ст.3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия (народ и власть).
Народ, с юридической точки зрения, — принадлежность данной группы населения, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей, к соответствующему государству.
Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства.
Помимо государственной власти существует другая форма власти народа — местное самоуправление.
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Непосредственная демократия — это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы».
Референдум Российской Федерации (Всероссийский референдум) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни страны. Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
III В соответствии с Конституцией (ст.1) Российская Федерация является правовым государством.
Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.
Правовое государство – это государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и необходимостью возмещения ущерба, нанесенного гражданам публичным учреждением.
Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гарантированная предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.
Важнейшие принципы правового государства:
1. Верховенство права: означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения во всех сфеpax общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность.
В правом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы будут соответствовать законам — нормативным стандартам, принятым законодательным органом.
Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права.
При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.
Правовое государство — это в первую очередь конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства.
Конституция является центром правовой системы. Конституция Российской Федерации имеет высокую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Российской Конституции (ст.15 Конституции России).
2. Господство закона — неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон, и любая острая проблема будет решена.
По Конституции России (ст.10) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
3. Социальная справедливость — обеспечение прав человека. В распределительных отношениях — это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом.
Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности — служение потребностям личности и общества. Отсюда — приоритет личности в отношениях между личностью и государством.
Таким образом, построение в России правового государства потребует больших усилий со стороны и государства, и всех его граждан в деле преодоления всех этих трудностей и недостатков.