Тема 2.2 Государство и личность, понятие

Тема 2.1 Конституция Российской Федерации – Основной закон государства

Раздел 2 Личность, право, государство

Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.

На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации (ст. 150 СК РФ)

Приёмная семья – это институт, сочетающий в себе некоторые черты опеки, детских учреждений, усыновления.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором (ст. 151 СК РФ).

На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей) (ст. 155 СК РФ).

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что семейное право – это система правовых норм, регулирующих семейные отношения, то есть личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

I Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам.

В понятие «кон­ституционный строй» включается не только формаль­ное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.

Конституционный строй становится реальным, если ос­новной закон, т.е. конституция, соблюдается и если она демократична. Для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспе­чено определенными гарантиями. Они в своей совокупно­сти обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй — это фор­ма или способ организации государства, обеспечиваю­щая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государство.

Ограничение государ­ственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования граждан­ского общества.

В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права.

Ранее предполагалось, что конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений процесс саморегулирования в рамках гражданского об­щества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает это саморегулирова­ние.

Задача конституции всякого конституционного го­сударства сегодня состоит в том, чтобы установить пре­делы государственного вмешательства в сферу обще­ственного саморегулирования для того, чтобы это вме­шательство не смогло нанести вред институтам и меха­низмам саморегулирования.

Именно в результате подобного ограничения госу­дарственной власти правом современное конституцион­ное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют ме­ханизмы саморегулирования этого общества, оно акти­визирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство, тем сильнее, чем дальше идет государ­ственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирую­щаяся система, а конституционное государство — как управляющая система, которая в то же время находит­ся в зависимости от саморегулирующегося гражданско­го общества и его потребностей.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (1), посвященная основам конститу­ционного строя Российской Федерации. В их число вхо­дят:

- демократизм, выражающийся в народном сувере­нитете, разделении властей, в признании местного са­моуправления;

- правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное рыночное хозяйство.

- федерализм;

- суверенность Российского государства;

- республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности конституируют государство. Эти принципы могут дополнять и коррек­тировать друг друга.

Являясь основами российской государственности, все (они могут быть изменены только в особом порядке (ст.16 Конституции РФ).

Совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Фе­дерации».

Конституционная форма закрепления основ конститу­ционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений.

Бла­годаря конституционному закреплению в систему гаран­тий основ конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые гарантии.

Закрепление тех или иных основ как формы организа­ции государства в разной мере осуществилось всеми рос­сийскими конституциями.

Принятие Конституции РСФСР 1918 г. положило начало практике конституционного закрепления основ­ных принципов российского государственного строя.

Изменения в Конституции 1925 г. были связаны с об­разованием СССР и соответствующими социально-по­литическими изменениями.

Конституция РСФСР 1937 г. определила круг кон­ституционных норм, закрепивших основные устои го­сударственного строя (глава 1 «Общественное устрой­ство»). Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, регулирующий общественные отно­шения. Конституция 1937 г. ввела новые понятия: «по­литическая основа» и «экономическая основа». Поли­тическую основу РСФСР составляли Советы депутатов трудящихся (ст.2), а экономическую основу — социа­листическая система хозяйства и социалистическая соб­ственность на орудия и средства производства (ст.4). На этих принципах базировался российский государ­ственный строй в тот период.

Конституция РСФСР 1978 г. усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Вместо названия «Общественное устройство» было введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым Конституция более точ­но определила целевое назначение норм этого институ­та. Закрепив как основы общественного строя, так и основы политики РСФСР, Конституция выразила ди­намику развития общественного строя.

Последующие изменения и дополнения от 21 апреля 1992 г., внесенные в Конституцию 1978 г., ввели ряд новшеств в содержание конституционно-правового ин­ститута, не изменив его структуру.

Суть этих новшеств заключается в том, что вместо формально провозглашенных советских конституцион­ных принципов были сформулированы важнейшие кон­ституционные принципы, призванные на деле обеспе­чить конституционный характер государства. Указан­ные изменения лишь частично сумели решить эту зада­чу. В полной мере она решена действующей Конститу­цией РФ 1993 г. Однако закрепление в новой Консти­туции основ конституционного строя отнюдь не озна­чает, что тем самым автоматически обеспечивается кон­ституционный характер Российского государства. Для решения поставленной задачи требуется реализация этих основ на практике, что требует усилий всех слоев общества.

II Главной задачей правовой науки является поиск кон­кретных путей приближения к сбалансированному, гар­моничному, целостному конституционному строю.

Справедливую конституцию можно рассматривать как формализованный критерий саморазвития человека, общества, государства в их постоянном стремлении к общественному идеалу. Стремление к общественному идеалу — движущая сила социальной жизни, которая заставляет вести поиск наилучших способов ее переус­тройства.

Источник, цель и критерий всего многообразия форм стремления к идеалу — личность.

Но принцип личности рассматривается в дво­яком смысле — со стороны прав и со стороны обязан­ностей. В понятии личности берут свое начало как при­тязания ее на равенство и свободу, так и ее обязан­ность единства с другими.

Всякая форма государства складывается из трех структурных компонентов:

формы правления, формы национально-государственного устройства и политичес­кого режима.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, организация государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима.

Форма государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.

Как указывается в ст.1 Основного закона РФ 1993 г., Россия представляет собой государство с республиканской формой правления по разновидности — президентской.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки республики:

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства.

3. Разделение властей.

4. Определённая процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

Президентская республика характеризуется тем,что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1. Президент назначает правительство, которое ответственно перед ним.

2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Президент является главнокомандующим вооружёнными силами страны.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, которое вносит определённый порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

Россия сохранила федеративную организацию госу­дарственной власти (ст. 1, 3, 4, 5, 11 и др.).

Федерация – это союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определённой юридической и политической самостоятельностью.

В ней провозглашается, что равноправными субъекта­ми Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область (ст.5 Основного закона РФ).

Федеративное уст­ройство Российской Федерации основано на ее государ­ственной целостности, единстве системы государствен­ной власти, разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и само­определения народов. Помимо всего Российская Феде­рация призвана обеспечивать целостность и неприкос­новенность своей территории.

Россия есть де­мократическое правовое государство. Это выражается в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ). Причем при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Демократичес­кий характер Российского государства закрепляется в ст.3 Конституции, в соответствии с которой многона­циональный народ Российской Федерации является но­сителем суверенитета и единственным источником вла­сти в республике.

Разделение властей — разделение полномочий госу­дарственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

В Конституции РФ указывается (ст.3), что носите­лем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается госу­дарством народовластия (народ и власть).

Народ, с юридической точки зрения, — принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей, к соответствующему государству.

Власть представляет собой возможность распоря­жаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. С возникновением государства возникает и государствен­ная власть, выступающая в качестве одного из суще­ственных признаков государства.

Помимо государственной власти существует другая форма власти народа — местное самоуправление.

В зависимости от формы волеизъявления народа раз­личаются представительная и непосредственная демо­кратия.

Представительная демократия — осуществление на­родом власти через выборных полномочных представи­телей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Непосредственная демократия — это форма непо­средственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выраже­нием власти народа, — указывается в Конституции Рос­сийской Федерации (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы».

Референдум Российской Федерации (Всероссийский референдум) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жиз­ни страны. Решения, принятые Всероссийским рефе­рендумом, обладают высшей юридической силой, в ка­ком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

III В соответствии с Конституцией (ст.1) Российская Федерация является правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последо­вательный демократизм, утверждение суверенитета на­рода как источника власти, подчинение государства об­ществу.

Правовое государство – это государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность уп­равления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и необходимостью возме­щения ущерба, нанесенного гражданам публичным уч­реждением.

Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гарантированная предска­зуемость и надежность его действий, подчинение госу­дарства праву, защита граждан от возможного произво­ла со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчинять­ся все без исключения государственные органы, должно­стные лица, общественные объединения и граждане.

Важнейшие принципы правового государства:

1. Верховенство права: означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, осно­вополагающие общественные отношения во всех сфеpax общественной жизни регулируются законами. Вер­ховенство закона означает также его всеобщность.

В правом государстве должны соблюдаться все пра­вовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться это­го можно только в случае, если эти нормы будут соот­ветствовать законам — нормативным стандартам, при­нятым законодательным органом.

Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права.

При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.

Правовое государство — это в первую очередь кон­ституционное государство, которое и является практи­ческим воплощением идеи правового государства.

Кон­ституция является центром правовой системы. Конституция Российской Федерации имеет высокую юридическую силу, прямое действие и применяет­ся на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Фе­дерации, не должны противоречить Российской Кон­ституции (ст.15 Конституции России).

2. Господство закона — неотъемлемый признак право­вого государства. Господство закона не означает его все­силие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон, и любая острая проблема бу­дет решена.

По Конституции России (ст.10) в Российской Феде­рации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Запреща­ются любые формы ограничения прав граждан по при­знакам социальной, расовой, национальной или рели­гиозной принадлежности.

3. Социальная справедливость — обеспечение прав че­ловека. В распределительных отношениях — это соот­ветствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом.

Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности — служение потребностям личности и об­щества. Отсюда — приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Таким образом, построение в России правового государства потребу­ет больших усилий со стороны и государства, и всех его граждан в деле преодоления всех этих трудностей и недостатков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: