Использование искусственных спутников для международного телевизионного вещания

Этот вид космической деятельности получил сейчас широкое развитие, поскольку представляет интерес практически для всего населения Земли. Международно-правовой аспект этой деятельности обусловлен необходимостью ее совместимости с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства, а также с правом каждого физического и юридического лица искать, получать и распространять телевизионную информацию. Такая деятельность должна способствовать свободному распространению знаний в области науки, культуры, образования, экономического и социального развития, укреплению взаимопонимания и сотрудничества между всеми государствами и народами.

Основные международные принципы осуществления этой деятельности зафиксированы в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания" (1982 г.). Согласно этой Резолюции деятельность в области международного телевизионного вещания с помощью искусственных спутников должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, Договором по космосу, Международной конвенцией электросвязи и утвержденным ею Регламентом электросвязи. Должен также соблюдаться международно-правовой режим геостационарной орбиты, на которой главным образом размещаются искусственные спутники для радио- и телевизионной связи с Землей.

Ключевое значение также имеет отраженное в Резолюции равное право государств осуществлять деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников и санкционировать осуществление такой деятельности лицами и организациями, находящимися под их юрисдикцией. Доступ к технологиям в этой сфере должен быть открыт для всех государств без дискриминации на условиях, взаимно согласованных всеми заинтересованными сторонами.

Резолюция также исходит из того, что деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников должна основываться на международном сотрудничестве соответствующих государств. Государства и международные межправительственные организации несут международную ответственность за деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников. В отношении неизбежного перелива сигнала, излучаемого со спутника, применяются исключительно соответствующие документы Международного союза электросвязи.

В целях содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях государства, осуществляющие деятельность в области международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников или санкционирующие ее осуществление, должны в максимально возможной степени информировать Генерального секретаря ООН об объемах и характере такой деятельности.

§ 8. Право интеллектуальной собственности в

международных космических проектах

Договор по космосу и другие базовые международные акты по исследованию и использованию космического пространства не содержат положений об интеллектуальной собственности. Эти вопросы сейчас регулируются либо национальным космическим законодательством, либо международными соглашениями по каждому космическому проекту в отдельности. Это связано с уникальностью отношений в каждом конкретном случае по разработке космического проекта, определением правового режима охраны интеллектуальной собственности, созданной совместными усилиями в процессе осуществления соответствующего проекта, распределением прав на созданную интеллектуальную собственность и т.п.

В качестве конкретного примера международно-правового решения соответствующих вопросов можно сослаться на Межправительственное соглашение по международной космической станции (МКС). В нем права и обязанности партнеров, касающиеся интеллектуальной собственности, урегулированы в контексте категорий "товары" и "технические данные". В Соглашении, в частности, говорится:

а) каждый партнер соблюдает конфиденциальность соответствующим образом маркированных данных и товаров, транспортируемых на его космической транспортной системе;

б) каждый партнер соблюдает конфиденциальность использования данных, проходящих через его системы связи, включая их наземную сеть и системы связи его подрядчиков;

в) каждый партнер передает все технические данные и товары, которые, по мнению обеих сторон, признаны необходимыми для выполнения обязанностей другой стороны;

г) партнеры должны прилагать все усилия для поощрения и облегчения передачи технических данных и товаров от одной компании к другой, а также третьей стороне в рамках соответствующих соглашений;

д) передача технических данных, которая служит целям выполнения партнерами своих обязательств в отношении интерфейсов, интеграции и безопасности таких данных, должна осуществляться без ограничений. Если для этих целей осуществляется передача подобных данных по конструкции, производству и обработке, а также связанного с ними программного обеспечения, то такие данные и программное обеспечение могут быть соответствующим образом маркированы;

е) каждый партнер принимает необходимые меры для того, чтобы получающая сторона и любые другие лица и организации, включая подрядчиков и субподрядчиков, обращались с техническими данными и товарами в соответствии с маркировкой.

Межправительственным соглашением по МКС определены также рамки по сотрудничеству соответствующих государств в отношении изобретений, подлежащих патентованию. Установлено, в частности, что любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая на территории государства-партнера, которому приписана соответствующая часть такого элемента. В таком случае на этот элемент в полном объеме будет распространяться патентное законодательство соответствующего государства.

Основываясь на Межправительственном соглашении по МКС, а также на общепринятых принципах патентного и авторского права, законах о коммерческой тайне, существующих в государствах-партнерах, последними были выработаны и подписаны дополнительные соглашения по вопросам интеллектуальной собственности. Одним из них является Соглашение между НАСА и ЕКА о челночных запусках орбитального элемента МКС "Колумбус". Согласно ему НАСА обязалось предоставлять услуги по челночному запуску и обратному возвращению "Колумбуса". ЕКА согласилось покрывать стоимость услуг по запуску путем предоставления соответствующего оборудования и программного обеспечения МКС. Право на владение полетным оборудованием в этом случае после проведения верификационных процедур переходит от ЕКА к НАСА. В Соглашении сделана также оговорка о том, что в случае прекращения его действия НАСА принимает на себя все права и обязанности в отношении чертежей, документации, программного обеспечения, запасных частей, инструментов и т.п., необходимых для завершения производства, сборки узлов и оборудования для МКС <1>.

--------------------------------

<1> О других соответствующих соглашениях более подобно см.: Яковенко А.В. Современные космические проекты: Международно-правовые проблемы. М., 2000. С. 64 - 68.

Успешная реализация международных космических проектов, касающихся права интеллектуальной собственности, тесно связана с соответствующими мерами национального характера. В этом контексте положительное значение имеет опыт России в части установления условий сотрудничества национальных субъектов космической деятельности с иностранными международными субъектами по вопросам охраны интеллектуальной собственности, что нашло отражение в специальном Федеральном законе "О правовом регулировании взаимодействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями".

§ 9. Охрана космического пространства и земной

среды от техногенного космического загрязнения

В связи с расширением деятельности по исследованию и использованию космического пространства все более актуальной для человечества становится проблема его техногенного загрязнения. Источником такого загрязнения являются выбросы продуктов сгорания ракетного топлива при нахождении и перемещении летательных аппаратов на космических орбитах. Кроме того, по имеющимся оценкам, в околоземном космическом пространстве сейчас находится около 8 тыс. искусственных объектов космической деятельности (отработанные спутники, части и обломки ракет, космических комплексов и т.п.). Они образуют так называемый космический мусор, загрязняющий космическое пространство и представляющий опасность для движения действующих космических кораблей и спутников.

Загрязнение космического пространства, кроме того, оказывает негативное влияние на экологию Земли. Например, авария российской космической ракеты "Протон" в 1999 г. в Казахстане обернулась падением 200-килограммового обломка запускаемого с ее помощью спутника во двор сельского дома. Аварией был нанесен экологический ущерб вследствие распыления над обширной территорией более 60 т токсичного топлива <1>.

--------------------------------

<1> Панорама. 1999. 9 июля.

Общая международно-правовая норма, касающаяся охраны космического пространства от загрязнения, содержится в Договоре по космосу. В нем зафиксирована обязанность государств-участников осуществлять изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества (ст. 9).

В соответствии с Соглашением о Луне государства-участники, осуществляя исследование и использование Луны, принимают меры для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия ее среды вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду, ее вредоносного загрязнения вследствие доставки посторонних для этой среды веществ или каким-либо иным путем. Эти же государства принимают также меры во избежание внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли вследствие доставки внеземного вещества или каким-либо другим образом (ст. 7).

Договор по космосу и Соглашение о Луне были приняты тогда, когда экологическая проблема в связи с космической деятельностью была скорее гипотетической, чем практической. Поэтому в этих актах соответствующие вопросы не были закреплены в более конкретизированном виде. К сожалению, и на сегодня относительно их решения нет существенного прогресса. Очевидно, что такой прогресс связан с принятием специального международно-правового акта (договора или соглашения) об охране космического пространства от техногенного загрязнения. Следовало бы при этом расширить понятие окружающей человека среды, включив в него в качестве объекта охраны околоземное космическое пространство. В контексте концепции "управления космическим движением" целесообразно было бы также закрепить обязанность запускающих субъектов по выведению "космического мусора" на достаточно высокую орбиту, или на так называемую отлетную орбиту захоронения (200 - 300 км над геостационарной орбитой). Нуждаются в закреплении и международно-правовые принципы сотрудничества субъектов космической деятельности в сфере охраны космического пространства от загрязнения.

§ 10. Взаимодействие международного и национального

космического права

До середины 80-х годов регулирование отношений по изучению и использованию космического пространства было почти исключительно предметом международного космического права. Национальное регулирование этих отношений если и имело место, то в весьма ограниченных масштабах в контексте детализации требований международного космического права.

Исключение составили лишь США, где Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства был принят еще в 1958 г., т.е. до начала формирования системы международного космического права.

В последние десятилетия под воздействием процесса коммерциализации космической деятельности темпы развития национального космического законодательства превзошли темпы развития международного космического права. В более чем 20 государствах мира уже сформированы достаточно разветвленные системы национального космического законодательства. Появились при этом системообразующие законы в этой сфере. Это, в частности, законы Швеции "О космической деятельности" (1982 г.), Великобритании и Северной Ирландии "О космическом пространстве" (1986 г.), Российской Федерации "О космической деятельности" (1993 г.), Южно-Африканской Республики "О космических делах" (1993 г.), Украины "О космической деятельности" (1996 г.), Австралии "О космической деятельности и для целей, с ней связанных" (1998 г.) и др.

Интенсивное развитие системы национального космического права выдвинуло на повестку дня проблему его гармонизации с системой международного публичного и частного космического права. Национальное космическое право при всем его значении не в состоянии с единых позиций обеспечить всеобщий правопорядок в космическом пространстве. В то же время оно как бы дополняет международное космическое право, включая национальные правовые механизмы в сферу решения проблем "достояния всего человечества" с учетом принципа приоритета норм международного права перед нормами национального законодательства.

Взаимодействие национального и международного космического права имеет особое значение в тех сферах общественных отношений, которые на сегодня регулируются главным образом нормами национального космического права. Это, в частности, отношения интеллектуальной собственности, космического страхования и некоторые другие.

Космическое страхование, например, получило первый импульс еще до принятия Договора по космосу. В 1965 г. в США впервые была застрахована гражданская ответственность на случай возмещения убытков, причиненных третьим лицам на этапе предстартовой подготовки телекоммуникационного американского спутника "Интелсат-1". Был заключен и договор страхования самого спутника на сумму 5 млн. долларов США.

Законом Российской Федерации "О космической деятельности" установлено три вида обязательного космического страхования: а) страхование жизни и здоровья космонавтов; б) страхование работников объектов космической инфраструктуры; в) страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст. 25).

Несколько иной перечень видов обязательного космического страхования предусмотрен законами Украины "О космической деятельности" и "О страховании". Это, в частности: а) страхование объектов космической деятельности (наземная инфраструктура); б) страхование гражданской ответственности субъектов космической деятельности; в) страхование объектов космической деятельности (космической инфраструктуры), являющихся собственностью Украины, относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве; г) страхование ответственности относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве.

По законодательству Австралии наличие страхования ответственности перед третьими лицами является обязательным условием выдачи сертификата на запуск космического объекта за рубежом или возвращение соответствующего объекта. Подобные нормы содержатся в законодательстве США, Бразилии, Великобритании и Японии.

В Договоре по космосу и Конвенции о международной ответственности за вред, причиненный космическими объектами, содержатся общие требования о возмещении вреда третьим лицам (потерпевшим), причиненного запускающим государством в результате осуществления космической деятельности. Однако этими, как и другими международно-правовыми актами, не регулируются вопросы космического страхования. Национальное космическое законодательство в определенной мере компенсирует соответствующий пробел в международном космическом праве. Но было бы лучше усовершенствовать международно-правовое регулирование космического страхования с учетом уже накопленного национального опыта.

Эффективность гармонизации (адаптации, аппроксимации) международного и национального космического права во многом определяется качественными параметрами первого. Нынешнее его состояние в полной мере не отвечает новым потребностям, связанным с коммерциализацией космической деятельности и вовлечением в нее кроме государств частных компаний, негосударственных организаций и т.п. Современное международное космическое право содержит также немало пробелов и противоречий. В нем отсутствует стержневой акт, способный систематизировать данную правовую общность.

В этом контексте заслуживают внимания предложения о целесообразности проведения кодификации международного космического права по типу кодификации международного морского права. Речь идет о разработке и принятии Конвенции ООН по космическому праву. Этот вопрос поддерживается Россией, Украиной, Казахстаном и рядом других государств, но не имеет консенсуса в Комитете ООН по космосу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Малышева Н.Р. Космическое право: перспективы развития в международном и национально-правовом контекстах // Вестник Академии правовых наук Украины. 2003. N 2 - 3. С. 348.

§ 11. Ответственность в международном космическом праве

Согласно Договору по космосу государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными лицами. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц допускается только с разрешения и под постоянным наблюдением государства-участника. В случае деятельности в космическом пространстве международной организации ответственность за выполнение данного Договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства (ст. VI).

Из данной статьи следует, что в сфере ответственности по международному космическому праву действует принцип международной ответственности государства за всю национальную космическую деятельность независимо от того, какими конкретно субъектами она осуществляется. Этим данный вид ответственности отличается от других видов международной ответственности, основывающихся на общем постулате о том, что государства не несут ответственности за действия своих юридических и физических лиц, если они не действуют от имени или по поручению соответствующего государства.

Более подробно соответствующие вопросы урегулированы Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.). Данной Конвенцией установлено, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. II). Такая ответственность может иметь место вне зависимости от вины запускающего государства, а вследствие самого факта нанесения ущерба космическим объектом соответствующего государства.

Под ущербом в данном случае понимаются лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц, а также имущества межправительственной организации.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает (исключение из принципа абсолютной ответственности).

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в следующих пределах: а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной; б) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.

Если два или более государств совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб (ст. V).

Конвенцией предусмотрены случаи освобождения от абсолютной ответственности. Это может иметь место, когда запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет (ст. VI).

Положения Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства: а) гражданам соответствующего государства; б) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта (ст. VII).

Исходным документом, по которому потерпевшее государство может возбудить вопрос о возмещении ущерба запускающему государству, является претензия о компенсации ущерба. Обычно она предъявляется по дипломатическим каналам в течение года с даты причинения ущерба. Если в добровольном порядке решения вопроса достичь не удается, создается специальная Комиссия по рассмотрению претензии. Конвенцией в деталях урегулирован процессуальный порядок образования и деятельности этой Комиссии (ст. ст. XIV - XX).

Решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность между сторонами. В ином случае Комиссия выносит решение рекомендательного характера. Вопрос, кроме того, может быть перенесен заявившей претензию стороной в суд или административный трибунал запускающего государства. Делается это в порядке искового производства.

Некоторые вопросы ответственности в рассматриваемой сфере находятся на стыке международного публичного и частного права. Характерным примером в этом является Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

Под подвижным оборудованием в данном случае понимается имущество, которое в силу своей специфики регулярно перемещается через государственные границы. Это могут быть железнодорожные подвижные составы, самолеты, вертолеты и т.п. К такому оборудованию относятся также объекты космической деятельности, а именно: а) какой-либо отдельно идентифицированный объект, находящийся в космосе или предназначенный для запуска и размещения в космическом пространстве, а также возвращенный из космоса; б) какой-либо отдельный компонент, являющийся частью такого объекта или установленный на таком объекте либо находящийся внутри его; в) какой-либо отдельный объект, собранный или изготовленный в космосе; г) какая-либо ракета-носитель одноразового или многократного использования для доставки людей и оборудования в космос и их возвращения из космоса.

В отношении этого оборудования под эгидой Международного института унификации частного права (УНИДРУА) разработан проект специального Протокола к Конвенции. Сейчас он находится на стадии согласования для подписания.

Конвенция предполагает установление специального международного имущественного правового режима в отношении космических объектов, находящихся за пределами юрисдикции государств. Этот режим направлен на обеспечение исполнения обязательств, связанных с космическим имуществом. Он выражается в предоставлении международной гарантии залогодателю или лицу, представляющему собой потенциального продавца по договору об условной продаже с резервированием права собственности, или лицу, являющемуся лизингодателем по договору лизинга.

В соответствии со ст. 2 Конвенции такая гарантия включает в себя: а) классический обеспечительный интерес (закладную) - по договору об обеспечении исполнения обязательств; б) право потенциального продавца в сделке об удержании правового титула - по договору об условной купле-продаже с резервированием права собственности; в) право лизингодателя - в сделке о лизинге.

Международная гарантия подлежит обязательной регистрации в специальном международном реестре. Предполагается также создание системы контроля и надзора за реализацией международных гарантий.

Установленный Конвенцией о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования режим способен снизить финансовые риски по сделкам, связанным с космическим имуществом, а также стоимость услуг космического характера для конечных пользователей.

В случае неисполнения обязательства залогодателем кредитор имеет право на привлечение к материальной ответственности должника через суд или другими способами, предусмотренными Конвенцией.

В 1994 г. была предпринята попытка образования Международного воздушного и космического арбитражного суда для разрешения соответствующих международных споров. Но из этого ничего не вышло. Система специального арбитражного судопроизводства в данной сфере не заработала.

Вопрос здесь не только в том, что количество таких споров еще относительно невелико. Дело в том, что соответствующие споры могут быть предметом рассмотрения в уже существующих международных судебных инстанциях - Международном суде ООН, Постоянной палате третейского суда и др.

§ 12. Международное сотрудничество в исследовании

и использовании космического пространства

Правовые основы такого сотрудничества были заложены Договором по космосу. В нем, во-первых, зафиксирована обязанность государств-участников руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также осуществлять свою космическую деятельность с должным учетом соответствующих интересов всех государств - участников Договора (ст. IX). Во-вторых, Договор призывает государства-участников содействовать и поощрять международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства, а также всесторонне информировать Генерального секретаря ООН о характере такого сотрудничества (ст. ст. X и XI).

Эти положения Договора нашли свое развитие в Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся государств (1996 г.). В ней содержатся рекомендации осуществлять международное космическое сотрудничество в таких формах, которые соответствующие страны считают наиболее эффективными и надлежащими, включая, в частности, правительственное и неправительственное, коммерческое и некоммерческое, глобальное, многостороннее или двустороннее сотрудничество между странами, находящимися на всех уровнях развития. Международное сотрудничество, с особым учетом потребностей развивающихся стран, должно быть направлено, в частности, на достижение следующих целей: а) поощрение развития космической науки и ее применения; б) содействие развитию соответствующего и надлежащего космического потенциала в заинтересованных государствах; в) обмен специальными знаниями и технологиями между государствами на взаимоприемлемой основе (ст. 4).

Необходимость международного сотрудничества государств, других юридических и физических лиц в исследовании и использовании космического пространства закреплена также во многих других многосторонних и двусторонних договорах, актах рекомендательного характера. Это сотрудничество касается всего комплекса вопросов исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: научно-технических, информационных, экономических, экологических, политических и др. Важное место среди них занимают организационно-правовые вопросы международного сотрудничества в сфере исследования и использования космоса в интересах народов всех государств и мирового сообщества в целом.

Основной организационной формой международного космического сотрудничества является соответствующая деятельность международных, в том числе региональных, органов и организаций. Ведущая роль в этом принадлежит ООН. Именно под ее эгидой были приняты главные международные акты, касающиеся исследования и использования космоса, выработаны основополагающие принципы деятельности государств и других субъектов в этой области.

Проблемы космического сотрудничества государств периодически обсуждаются на проводимых под эгидой ООН конференциях по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС). Состоявшаяся в 1999 г. Третья конференция ЮНИСПЕЙС проходила под девизом "Космос на рубеже тысячелетий: Венская декларация о космической деятельности и развитии человеческого общества". Она предложила Генеральной Ассамблее ООН провозгласить период с 4 по 10 октября Всемирной неделей космоса, с тем чтобы ежегодно отмечать на международном уровне тот вклад, который космическая наука и техника могут вносить в улучшение благосостояния человека.

Специальным постоянно действующим органом в системе ООН, на который возложены функции организации международного космического сотрудничества, является Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее - Комитет ООН по космосу). Он был создан в соответствии с Резолюцией от 12 декабря 1959 г. Генеральной Ассамблеи ООН "Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства". Его членами сейчас являются около 70 государств, в том числе и Российская Федерация.

Комитет ООН по космосу уполномочен: поддерживать связи с государствами - членами ООН, а также правительственными и неправительственными организациями по вопросам исследования и использования космического пространства; обеспечивать обмен космической информацией; содействовать международному космическому сотрудничеству; готовить и представлять Генеральной Ассамблее ООН ежегодный доклад и другие материалы с предложениями по решению актуальных проблем исследования и использования космического пространства.

С 1962 г. в Женеве в составе Комитета ООН по космосу начали свою работу Научно-технический и Юридический подкомитеты. Последний занимается разработкой юридических аспектов регулирования отношений в области исследования и использования космического пространства. Свои решения он принимает на началах консенсуса. Предложения и рекомендации подкомитета включаются в его ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН.

Техническое и информационное обслуживание Комитета ООН по космосу и его подкомитетов возложено на Управление ООН по вопросам космического пространства. Его штаб-квартира находится в Вене.

Отдельные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности таких универсальных международных организаций, как Международный союз электросвязи, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ЮНЕСКО, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности и некоторые другие.

Из региональных структур наиболее деятельной является Европейское космическое агентство (ЕКА). Оно было создано в Париже в мае 1975 г. европейскими государствами - членами Европейской конференции по космосу: Бельгией, Великобританией, Данией, Италией, Испанией, Нидерландами, Францией, Германией, Швейцарией и Швецией. Впоследствии к ним присоединились и некоторые другие европейские государства (Австрия, Ирландия, Норвегия, Финляндия).

Главными задачам ЕКА являются содействие в организации международного космического сотрудничества европейских стран, создание и практическое применение космической техники и технологий, выработка долгосрочной космической политики стран-членов, координация национальных космических программ и их интеграция в единый Европейский космический план и т.п.

В соответствии с Конвенцией об образовании ЕКА его руководящим органом является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он созывается на заседания один раз в квартал. Решения принимаются путем голосования или на основе консенсуса в зависимости от важности вопроса. Совет рассматривает все основные вопросы деятельности Агентства, в том числе утверждает его обязательные или факультативные программы деятельности.

Совет назначает Генерального директора ЕКА, руководителей структурных производственных и научных подразделений, а также директоров основных программ. Они несут ответственность за свою работу как перед Директором, так и перед Советом ЕКА.

Существенное значение имеет также международное сотрудничество в рамках конкретных двусторонних или многосторонних космических научно-технических проектов и программ. Одной из первых таких программ была программа космического сотрудничества социалистических государств в рамках "Интеркосмоса" (конец 60-х годов). В 1975 г. был осуществлен проект стыковки советского космического корабля "Союз-19" и американского "Аполлон", а в 1981 г. впервые установлено прямое сотрудничество по программе совместного изучения кометы Галлея между Европейским космическим агентством, Интеркосмосом, Японским институтом космоса и астронавтики, а также НАСА.

В настоящее время наиболее известными многосторонними космическими проектами являются долгосрочная программа "Международная космическая станция" и проект "Морской старт". Указанная программа выполняется с 1998 г. с участием государств-членов ЕКА, России, США, Канады и Японии, а проект "Морской старт" - с 1997 г. с участием России, США, Украины и Норвегии. Согласно ст. 1 Международного соглашения относительно сотрудничества по Международной космической станции (1998 г.) цель этой программы состоит в создании на основе подлинного партнерства организационной структуры для долгосрочного международного сотрудничества между партнерами в области технического проектирования, создания, эксплуатации и использования постоянно обитаемой международной космической станции в мирных целях в соответствии с международным правом. На станции уже побывали и работали космонавты из стран - участниц Соглашения.

Реализация проекта "Морской старт" осуществляется в соответствии с межправительственным Соглашением о его создании (1995 г.). Оно предусматривает совместную эксплуатацию стартовой платформы морского базирования и сборочно-командного судна для осуществления коммерческих запусков искусственных спутников. Порядок и формы международного сотрудничества соответствующих субъектов по программе Международной космической станции и проекту "Морской старт" довольно основательно освещены в юридической литературе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Яковенко А.В. Современные космические проекты. М., 2000.

К международному космическому сотрудничеству сейчас имеют отношение и многие неправительственные структуры, общественные организации, научные и образовательные центры. Среди них Международная организация космической связи (Интерспутник), Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ), Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР), Международная астронавтическая федерация, Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства (Интеркосмос), Международный институт космического права в Париже и др.

Отдельно следует сказать о международном научном космическом сотрудничестве в рамках Международного центра космических исследований (МЦКП) при НАН Украины. Он был создан в 1998 г. совместным решением Национального космического агентства Украины и Российского авиакосмического агентства, Национальной академии наук Украины и Российской академии наук на базе Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины для проведения научных исследований актуальных проблем международного и национального космического права. Центр осуществил серию соответствующих научных разработок с участием украинских, российских и других правоведов, издал ряд монографических работ, а также четырехтомное тематическое собрание "Космическое законодательство стран мира" на русском и английском языках <1>. Заметным событием в деятельности МЦКП стал также проведенный в Киеве в 2006 г. совместно с Юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу международный симпозиум "Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права".

--------------------------------

<1> См.: Космическое законодательство стран мира: В 4 т. Киев, 2001 - 2006. Т. 1: Общие вопросы космической деятельности. Государственное регулирование. 2001; Т. 2: Межгосударственная кооперация в сфере космической деятельности. 2002; Т. 3: Космос. Экология. Природные ресурсы Земли. 2005; Т. 4: Европейская космическая политика. 2006.

При всем многообразии органов и организаций, занимающихся сейчас международным космическим сотрудничеством, нельзя не видеть пробелов, касающихся его координации в глобальном масштабе. В этой связи представляются обоснованными высказываемые в литературе предложения о целесообразности создания Всемирной космической организации по типу Международного агентства по атомной энергии. Такое решение вопроса могло бы расширить организационную основу международного сотрудничества в космосе и гармонизировать практику применения международного космического права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Монсерат Ф.Х. Правовые аспекты коммерческой деятельности в космосе // Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права. Киев, 2007. С. 201 - 202.

Контрольные вопросы

1. Что такое международное космическое право?

2. Каковы источники международного космического права?

3. Каковы принципы международного космического права?

4. В чем состоит международно-правовой режим космического пространства и небесных тел?

5. Каков правовой статус космических объектов?

6. В чем заключаются особенности международно-правового режима геостационарной орбиты?

7. Каков правовой статус космонавтов?

8. В чем сущность мирного и безопасного использования космического пространства?

9. В чем сущность охраны космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения?

10. Каковы основы взаимодействия международного и национального космического права?

11. В чем заключаются особенности международной ответственности по международному космическому праву?

12. Каковы формы и методы международного сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства?

Литература

1. Andem M.N. International Legal Problems in the Peaceful Exploration and Use of Outer Space. Rovaniemi, 1992.

2. Jasentuliyana N. Space Law: Development and Scope. Paris, 1992.

3. Верещетин В.С. Международное космическое право // Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 5.

4. Каменецкая Е.П. Космос и международные организации. М., 1998.

5. Международное космическое право / Под ред. А.С. Пирадова. М., 1985.

6. Международное космическое право: Учебник / Под ред. Г.П. Жукова и Ю.М. Колосова. М., 1999.

7. Международное право: Учебник / Под ред. А.А. Ковалева и С.В. Черниченко. М., 2008.

8. Семеняка В.В. Страхование в сфере космической деятельности: теоретико-правовые основы. Киев, 2008.

9. Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права: Материалы симпозиума. Киев, 2007.

10. Яковенко А.В. Прогрессивное развитие международного космического права. М., 1999.

Глава XIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЯДЕРНОЕ ПРАВО

§ 1. Понятие международного ядерного права

Международное ядерное право является сравнительно новой отраслью современного международного права. В отечественной международно-правовой литературе возникновение данной отрасли рассматривают в связи с возникновением межгосударственных отношений по использованию атомной энергии. Появление нового источника энергии обусловило его применение как в военных целях, так и для мирного использования. Потенциальная опасность, которую таит в себе применение ядерного оружия, столь же большая опасность радиоактивного заражения в результате нарушения ядерной технологии в промышленности, судоходстве, в атомных электростанциях и в других объектах поставили перед государствами и международными организациями неотложный вопрос о конкретном и более полном правовом регулировании международных и внутригосударственных отношений по использованию ядерной энергии. По существу, на исходе XX в. сложилась группа международно-правовых норм по регулированию отношений государств в связи с появлением принципиально нового источника энергии, воплотившего в себе новые перспективы для развития человечества.

Еще более 20 лет тому назад, рассматривая становление советского атомного права как внутригосударственной отрасли права, отечественные авторы отмечали, что право призвано активно способствовать наиболее рациональному использованию атомной энергии и обеспечивать безопасное развитие ядерной энергетики. В качестве основной цели правового регулирования возникших отношений во внутригосударственной сфере указывалось на развитие атомной энергии, обеспечение сохранности ядерных материалов и установок, радиационной и ядерной безопасности для граждан, охраны окружающей среды и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Супатаева О.А. Становление советского атомного права // Правовое регулирование использования атомной энергии в странах - членах СЭВ. М., 1987. С. 43 - 52.

Один из первых исследователей правовых аспектов использования атомной энергии А.И. Иойрыш отмечал, что атомное право складывается как самостоятельная специфическая область правового регулирования и как составная часть внутреннего права, объектом которой являются отношения, возникающие по поводу использования атомной энергии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Иойрыш А.И. Атомная энергия. Правовые проблемы. М., 1975. С. 24 - 28.

И в то же время по мере принятия международно-правовых актов в отношении ядерных источников энергии в научных исследованиях указывалось, что международное атомное право является самостоятельным направлением международного права, его составной частью, хотя и особо специфической <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 37.

По мере развития атомной технологии особое внимание было обращено на то обстоятельство, что решение отдельных проблем по использованию атомной энергии требует развития международного общения, принятия международных соглашений, регламентирующих деятельность государств в данной сфере <1>.

--------------------------------

<1> Тимербаев Р.М. Мирный атом на международной арене. М., 1969. С. 5; Малинин С.А., Мусин В.А. Правовые проблемы морской атомной деятельности. Л., 1974.

Отстаивая взгляды о формировании советского атомного права, отечественные ученые высказывались также и о становлении в международном праве новой отрасли - международного атомного права, предметом регулирования которого выступают отношения, складывающиеся в ходе международного сотрудничества в области ядерного разоружения и практического использования атомной энергии в мирных целях <1>.

--------------------------------

<1> См.: Супатаева О.А. Указ. соч. С. 58.

В ранних научных работах, посвященных правовому регулированию использования ядерной энергии, в отечественной науке международного права, по существу, никем не оспаривалось название этой новой отрасли международного права - "международное атомное право". Однако по мере развития научно-технического прогресса, который позволил получать более мощную энергию в результате осуществления цепных реакций деления тяжелых ядер и реакции термоядерного синтеза легких ядер, взгляды ученых в отношении названия данной отрасли изменились. Одни авторы стали именовать его международным атомным правом, другие - ядерным правом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Курс международного права: В 7 т. М., 1992. Т. 5. С. 228.

Если исходить из правового регулирования современных, более высоких технологий получения энергии и их использования, то более логичным и справедливым было бы назвать данную новую отрасль международным ядерным правом <1>.

--------------------------------

<1> Такого названия, в частности, придерживался В.П. Пархитько, посвятивший свои исследования данной проблеме. См.: Пархитько В.П. Международное ядерное право. М., 1992.

В своей работе "Современные проблемы международного ядерного права" В.П. Пархитько в качестве главного аргумента в пользу признания термина "международное ядерное право" указывает на то, что "энергия, о которой идет речь, рождается либо в результате реакции деления ядер (ядерная реакция), либо из их синтеза (термоядерная реакция)" <1>.

--------------------------------

<1> Пархитько В.П. Современные проблемы международного ядерного права: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2000. С. 5.

Следует отметить, что в зарубежных источниках предпочтение отдается названию "ядерное право". Об этом достаточно ярко свидетельствует создание в 1972 г. Ассоциации международного ядерного права, штаб-квартира которой находится в Брюсселе.

В России Ассоциация ядерного права была учреждена 31 января 2001 г. <1>.

--------------------------------

<1> Ассоциация ядерного права в России (бюллетень). М., 2001. N 1.

Необходимо подчеркнуть, что если относительно самого названия этой отрасли имеются существенные расхождения, то в отношении понятий МЯП или по-другому МАП разногласия сводятся лишь к признанию или непризнанию их в качестве отрасли современного международного права.

В науке международного права не все согласны с отнесением международного атомного права к его отрасли.

Еще в своих ранних работах С.А. Малинин подчеркивал, что исходя из предмета и метода правового регулирования в системе международного права существуют только две основные отрасли: 1) международное публичное право; 2) международное частное право. Что касается понятий "международное космическое право", "международное морское право" и т.д., то они, не являясь основными, самостоятельными отраслями международного права, выступают в качестве подразделений международного публичного права, которые можно назвать подотраслями <1>.

--------------------------------

<1> См.: Малинин С.А. Мирное использование атомной энергии. М., 1971. С. 5 - 9.

Не входя в дискуссию по вопросу о том, какова система международного права, отметим лишь, что данный вопрос довольно подробно исследован в работе Д.И. Фельдмана "Система международного права". Мы разделяем позицию автора, согласно которой под отраслью в системе международного права следует считать совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно международные отношения определенного вида, совокупность, характеризуемую соответствующим предметом правового регулирования, качественным своеобразием, существование которой вызывается интересами международного общения.

Основным подразделением в системе международного права является его отрасль, а каждая отрасль включает в себя правовые институты, иногда подотрасли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983. С. 39 - 59.

С.А. Малинин при этом особое внимание обратил на комплексные отрасли, которые объединяют нормы, принадлежащие к различным отраслям права <1>. Однако в его понимании комплексная отрасль выходит за пределы понятия системы права, с чем вряд ли можно согласиться.

--------------------------------

<1> См.: Малинин С.А. Указ. соч. С. 9.

Между тем подавляющее большинство ученых-международников едины в подходе к построению системы международного права, который совпадает в основном с позицией, предложенной Д.И. Фельдманом. Взгляды авторов расходятся только по вопросу о том, сформировалась или находится в стадии становления та или иная отрасль в международном праве, не относится ли предмет исследования к подотрасли.

Ответы на эти вопросы могут быть найдены только в ходе теоретических исследований, базирующихся как на доктрине международного права, так и на международно-правовой практике.

Еще более 10 лет тому назад авторы Курса международного права отмечали, что в международном праве активно формируется как его часть международное атомное право, которое объединяет нормы, регулирующие отношения субъектов международного права по поводу использования атомной энергии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Курс международного права: В 7 т. Т. 5. С. 226.

Сегодня вряд ли можно подвергать сомнению то обстоятельство, что к началу XXI в. в международном праве сформировалась новая отрасль - международное ядерное право, которую в какой-то степени можно назвать комплексной, поскольку она включает нормы и других отраслей международного права.

Существование группы норм, которые составляют комплексные отрасли, каждая из которых имеет определенное единство предмета правового регулирования, подчеркивала еще в свое время Л.Н. Галенская. Однако она рассматривала комплексную отрасль не как элемент системы права, а как элемент системы науки права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Галенская Л.Н. О понятии международного уголовного права // СЕМП. 1969. М., 1970. С. 256 - 257.

О том, что международные отношения, лежащие в основе "международного атомного права", носят комплексный характер, было отмечено и С.А. Малининым <1>.

--------------------------------

<1> См.: Малинин С.А. Указ. соч. С. 9 - 10.

Действительно, в предмет регулирования международного ядерного права входят отношения государств и международных организаций в сфере ядерного разоружения, использования ядерной энергии в мирных целях, а эти области имеют непосредственное отношение и к защите окружающей среды, и к вопросам международной безопасности, и к использованию космического пространства, морей и океанов и др.

В своих исследованиях В.П. Пархитько пришел к выводу о том, что международное ядерное право представляет собой совокупность норм, которые применяются в международном сотрудничестве государств и международных организаций для предотвращения ядерной опасности, прежде всего ядерной войны, и для регулирования международного сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пархитько В.П. Современные проблемы международного ядерного права. С. 16.

На наш взгляд, автору следовало акцентировать внимание на правовом аспекте регулирования международного сотрудничества по данной проблеме.

К началу XXI в. в сфере регулирования отношений государств и международных организаций по использованию ядерной энергии принято значительное количество многосторонних и двусторонних соглашений, которые затрагивают, по существу, основные аспекты деятельности субъектов международного права по обращению с ядерной энергией, которые в определенной мере составляют автономную систему международно-правовых норм.

В связи с этим можно было бы предложить следующее определение международного ядерного права.

Международное ядерное право как отрасль современного международного права представляет собой систему юридических норм, регулирующих отношения государств и международных организаций по использованию ядерной энергии в военных или мирных целях в соответствии с общепризнанными принципами международного права.

§ 2. Принципы и источники международного ядерного права

Международное ядерное право базируется на основополагающих принципах современного международного права, а так же, как и любая отрасль, на специальных принципах, возникших вместе с самой отраслью:

- мирного использования ядерной энергии;

- обеспечения ядерной безопасности на Земле;

- безопасного для окружающей среды использования ядерной энергии;

- обеспечения безопасности развития ядерной энергетики;

- нераспространения ядерного оружия;

- ответственности за ущерб, причиненный в результате использования ядерной энергии.

В научных исследованиях приводятся и другие специальные принципы международного ядерного права <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Международное атомное право. М., 1987. С. 19 - 20.

Как было отмечено, нормы международного ядерного права регулируют отношения государств, а также международных организаций в различных сферах их деятельности по использованию ядерной энергии: по защите окружающей среды <1>, по использованию космического пространства, мирового океана, эксплуатации морских и речных судов, режима международных и государственных территорий и т.д. По существу, нормы международного ядерного права носят комплексный характер и затрагивают сферу регулирования международных отношений в морском, космическом праве, в праве международной безопасности, окружающей среды и в других отраслях международного права. За последние полвека XX столетия в международном ядерном праве принято и кодифицировано довольно большое количество международно-правовых норм. Данный процесс продолжается и в настоящее время, поскольку в этом есть особая необходимость, что вытекает из разработки современных ядерных технологий и их усовершенствования. Так, в частности, на 56-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции, призывающие к подготовке Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств, а также Конвенцию, запрещающую применение ядерного оружия и угрозу его применения при любых обстоятельствах <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

<2> См.: Документ ООН A/56/49 (Vol. 1). Нью-Йорк, 2002.

Применение ядерной энергии интенсивно развивается как в мирных целях, так и в военно-промышленном комплексе. В связи с этим важное значение для мирового сообщества приобретает неукоснительное соблюдение имеющихся международно-правовых норм в данной области.

Прежде чем приступить к анализу источников международного ядерного права, попытаемся сгруппировать их по предмету регулируемых отношений.

I. В сфере разработки, испытания, размещения ядерного оружия:

а) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г.;

б) Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г.;

в) Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.;

г) Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.;

д) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 20 января 1967 г., запрещающий выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием и т.д.;

е) Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке от 14 января 1967 г. (Договор Тлателолко);

ж) Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана от 6 августа 1985 г. (Договор Раротонга) и другие соглашения о районах, свободных от ядерного оружия (Пелиндабский, Бангкокский договоры, Семипалатинский договор стран Центральной Азии от 8 сентября 2006 г.).

В стадии разработки находятся соглашения по ядерному оружию, в том числе Конвенция о запрещении радиологического оружия, Конвенция о запрещении применения ядерного оружия <1>. Кроме многосторонних имеется множество двусторонних договоров между государствами относительно ядерного оружия.

--------------------------------

<1> См.: Документ ООН А/53/100 от 15 июня 1998 г.

II. В сфере радиоактивного заражения планеты:

а) Международная конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. (с поправками 1994 г.);

б) Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.;

в) Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиоактивной аварийной ситуации 1986 г.;

г) Конвенция о ядерной безопасности 1994 г. <1>;

--------------------------------

<1> О проблемах ядерной безопасности см.: Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб., 2006.

д) Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной ситуации 1986 г.;

е) Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г. <1>.

--------------------------------

<1> Подробный анализ названных конвенций см.: Молодцова Е.С. Указ. соч. С. 162 - 191.

III. Нормы, предусматривающие ответственность за ядерную деятельность и защиту трудящихся:

а) Конвенция о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г.;

б) Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии 1960 г. (с поправками 1964, 1982 гг.).;

в) Международная конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. (с поправками 1997 г.);

г) Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. (не действует);

д) Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.

Многие из названных многосторонних соглашений регулируют отношения государств по защите окружающей среды, обеспечивают международную безопасность, защищают права и свободы человека и, по существу, являются источниками и других отраслей международного права.

Отдельные нормы, относящиеся к международному ядерному праву, содержатся в соглашениях, принятых по другим отраслям международного права, в частности в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Договоре по космосу 1967 г., Договоре о Луне 1979 г. и др.

В сентябре 2005 г. на Всемирном саммите была открыта для подписания разработанная в рамках ООН Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, которая вступила в силу в июле 2007 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2007 г. Документ ООН А/62/1.

Кроме того, государства заключают региональные и двусторонние соглашения по вопросам ядерной безопасности, использованию ядерной энергии в различных областях экономической жизни.

§ 3. Правовое регулирование разработки,

испытания, размещения ядерного оружия

Первая группа международных соглашений предусматривает ограничение, а в отдельных случаях и запрещение разработки, испытания, размещения на определенных территориях ядерного оружия.

Так, согласно Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. его участники обязались запретить, предотвратить и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море, а также в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г., подчеркивая важность полного и скорейшего запрещения любых испытаний ядерного оружия, распространил свое действие на любое место, находящееся под юрисдикцией или контролем государства. Однако данный Договор до сих пор не вступил в силу, поскольку не достигнута его ратификация государствами, перечисленными в приложении к данному Договору.

Договор по космосу от 27 января 1967 г. и Соглашение о Луне от 18 декабря 1979 г. обязывают государства-участников не выводить на орбиту вокруг Земли, Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах, на Луне, не размещать такое оружие в космическом пространстве, не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах.

По Договору об Антарктике от 1 декабря 1959 г. запрещены любые ядерные взрывы и удаление в этом районе радиоактивных материалов.

Обязательства государств-участников не устанавливать и не размещать ядерное оружие на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна содержатся в Договоре от 11 февраля 1971 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное ядерное право (в документах) / Под ред. Р.М. Валеева. Казань: Изд-во КГУ, 2003.

Из года в год во всем мире возрастает движение за ограничение ядерного оружия. Важным звеном в этой цепи является создание зон, свободных от ядерного оружия. Начиная с 1957 г. Генеральная Ассамблея ООН постоянно принимает резолюции, призывающие государства к созданию безъядерных зон. В соответствии с региональными соглашениями безъядерными зонами объявлены Латинская Америка (Договор Тлателолко от 14 февраля 1967 г.), южная часть Тихого океана (Договор Раротонга от 6 августа 1985 г.), Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор от 15 декабря 1995 г.), Африканский континент (Пелиндабский договор от 23 июня 1995 г.). Большим достижением государств Центральной Азии явилось заключение в Семипалатинске 8 сентября 2006 г. Договора об объявлении этой территории безъядерной зоной <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о статусе безъядерных зон см.: Метелина О.В. Международно-правовое регулирование режима безъядерных зон и современные тенденции его развития: Дис.... канд. юрид. наук. Казань, 2007.

Несмотря на значительные усилия, государствам до сих пор не удается находить согласованные позиции по запрещению применения ядерного оружия на нашей планете при любых обстоятельствах, разработать и принять всеобъемлющее универсальное соглашение об этом, о чем свидетельствует Консультативное заключение Международного суда ООН от 8 июля 1996 г., вынесенное по запросу Генеральной Ассамблеи ООН по воп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: