управленческой деятельности. Под инфраструктурой здесь понимается комплекс учреждений и организаций, обслуживающих менеджмент. Это органы государственного и местного управления, юридические организации, учебные и консультационные организации, аудиторская служба, внешнеэкономические учреждения, банки и биржи, рынки и аукционы, системы связи, оргтехника и компьютерное обеспечение, фирмы, оказывающие инженерно-консультационные услуги (инжиниринг).
Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей информации, видное место в нем отводится проблемам работы с информацией, делового общения. Эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации».
Основным источником, с помощью которого менеджер достигает своей главной цели — получения максимально возможной прибыли, являются ресурсы предприятия, его экономический потенциал. Различают материальные, интеллектуальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы. Задача менеджера — использовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого можно дать еще одно весьма существенное определение: менеджмент — это деятельность по рациональному распределению ресурсов, обеспечивающему получение максимальной прибыли.
В свете всего сказанного о менеджменте становится понятным, что эта деятельность опирается не только на соответствующую науку, сумму специальных знаний, но в не меньшей степени представляет собой своеобразное искусство, требующее от менеджера таланта и вдохновения. Уместно привести поданному поводу следующую полезную мысль: «искусство от науки отличается тем, что наука это мера, а искусство — чувство меры».
Сегодня менеджмент как наука и практическая деятельность представляет собой разветвленную и достаточно сложную систему знаний. Для облегчения ориентировки в этой системе целесообразно классифицировать менеджмент применительно к кругу рассматриваемых вопросов, областям применения, объектам управления, решаемым проблемам и приоритетам (рис. 1.3).
В зависимости от круга рассматриваемых вопросов различают общий и специальный ме-
неджмент. Общий менеджмент включает описание его предмета и методов, истории развития, терминологии, классификации и других вопросов, которые являются едиными для менеджмента в целом. К специальному менеджменту относят вопросы, возникающие при менеджменте в различных областях деятельности, применительно к определенным объектам управления, для различных проблем и приоритетов.
В зависимости от областей применения различают менеджмент в коммерческой сфере (предпринимательство-бизнес, коммерция), в политической сфере (государственное и муниципальное управление), в социальной сфере (образование, культура, здравоохранение, социальная работа, социальные процессы).
В зависимости от характера объектов управления различают менеджмент для управления организациями (предприятиями, учреждениями), персоналом (персонал-менеджмент), финансами (финансовый менеджмент), рисками (риск-менеджмент), инвестициями, новациями, развитием, маркетингом, внешнеэкономической деятельностью и т. д.
В качестве решаемых проблем менеджмент рассматривает целеполагание, функции и методы управления, структуру организации и ее систему управления, стиль, имидж и организационную культуру, этику управления, среду и инфраструктуру управления, деловые коммуникации и способы разрешения конфликтов, выработку и принятие решений, прогнозирование ситуаций, кризисное управление, стратегическое управление фирмой.
В зависимости от приоритетной нацеленности на прибыль различают менеджмент в коммерческих организациях (предприятия) и некоммерческих организациях (общественные и религиозные организации, объединения, фонды, учреждения).
Несмотря на естественность и простоту данной классификации, она не очень удобна для изучения менеджмента, ибо не предполагает необходимого в учебном процессе принципа движения от простого к сложному, от отдельных частей к целому, от элементов к системе. Поэтому в учебных целях более целесообразно расположить материал в следующей логической последовательности (рис. 1.4).