ГЛАВА 1. управленческой деятельности.Под инфраструк­турой здесь понимается комплекс учреждений и организаций



управленческой деятельности. Под инфраструк­турой здесь понимается комплекс учреждений и организаций, обслуживающих менеджмент. Это органы государственного и местного управ­ления, юридические организации, учебные и кон­сультационные организации, аудиторская служ­ба, внешнеэкономические учреждения, банки и биржи, рынки и аукционы, системы связи, оргтехника и компьютерное обеспечение, фир­мы, оказывающие инженерно-консультацион­ные услуги (инжиниринг).

Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей инфор­мации, видное место в нем отводится пробле­мам работы с информацией, делового общения. Эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации».

Основным источником, с помощью которо­го менеджер достигает своей главной цели — получения максимально возможной прибыли, являются ресурсы предприятия, его экономи­ческий потенциал. Различают материальные, интеллектуальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы. Задача менеджера — ис­пользовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого можно дать еще одно весьма существенное определение: менеджмент — это деятельность по рациональному распределе­нию ресурсов, обеспечивающему получение максимальной прибыли.

В свете всего сказанного о менеджменте ста­новится понятным, что эта деятельность опира­ется не только на соответствующую науку, сум­му специальных знаний, но в не меньшей степе­ни представляет собой своеобразное искусство, требующее от менеджера таланта и вдохнове­ния. Уместно привести поданному поводу сле­дующую полезную мысль: «искусство от на­уки отличается тем, что наука это мера, а ис­кусство — чувство меры».

Сегодня менеджмент как наука и практиче­ская деятельность представляет собой разветв­ленную и достаточно сложную систему знаний. Для облегчения ориентировки в этой системе целесообразно классифицировать менеджмент применительно к кругу рассматриваемых воп­росов, областям применения, объектам управ­ления, решаемым проблемам и приоритетам (рис. 1.3).

В зависимости от круга рассматриваемых вопросов различают общий и специальный ме-


неджмент. Общий менеджмент включает опи­сание его предмета и методов, истории разви­тия, терминологии, классификации и других вопросов, которые являются едиными для ме­неджмента в целом. К специальному менедж­менту относят вопросы, возникающие при ме­неджменте в различных областях деятельнос­ти, применительно к определенным объектам управления, для различных проблем и при­оритетов.

В зависимости от областей применения раз­личают менеджмент в коммерческой сфере (предпринимательство-бизнес, коммерция), в политической сфере (государственное и му­ниципальное управление), в социальной сфе­ре (образование, культура, здравоохранение, социальная работа, социальные процессы).

В зависимости от характера объектов управления различают менеджмент для управле­ния организациями (предприятиями, учрежде­ниями), персоналом (персонал-менеджмент), финансами (финансовый менеджмент), риска­ми (риск-менеджмент), инвестициями, новаци­ями, развитием, маркетингом, внешнеэкономи­ческой деятельностью и т. д.

В качестве решаемых проблем менеджмент рассматривает целеполагание, функции и ме­тоды управления, структуру организации и ее систему управления, стиль, имидж и организа­ционную культуру, этику управления, среду и инфраструктуру управления, деловые комму­никации и способы разрешения конфликтов, выработку и принятие решений, прогнозирова­ние ситуаций, кризисное управление, стратеги­ческое управление фирмой.

В зависимости от приоритетной нацеленно­сти на прибыль различают менеджмент в ком­мерческих организациях (предприятия) и не­коммерческих организациях (общественные и религиозные организации, объединения, фон­ды, учреждения).

Несмотря на естественность и простоту данной классификации, она не очень удобна для изучения менеджмента, ибо не предпола­гает необходимого в учебном процессе прин­ципа движения от простого к сложному, от отдельных частей к целому, от элементов к системе. Поэтому в учебных целях более целесообразно расположить материал в сле­дующей логической последовательности (рис. 1.4).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: