показатели, характеризующие ее финансово-хозяйственное состояние.
14. Стратегический менеджмент. Рассмат
риваются формы и методы выработки линии
поведения (политики) организации на длитель
ную перспективу.
15. Новации, инвестиции и организационное
развитие. Рассматриваются формы и методы
новаций и инвестиций, осуществляемых орга
низацией, а также пути совершенствования ее
организационной структуры и способов функ
ционирования.
16. Этика менеджмента и организационная
культура. Рассматриваются нравственные нор
мы и ценностные ориентиры организации.
17. Развитие основных идей менеджмента.
Рассматриваются (в исторической последова
тельности) основные концепции, принципы и
школы менеджмента, их современная роль и
место.
Научный менеджмент широко использует как описательные методы, свойственные гуманитарным наукам, так и количественные методы точных наук: прикладную математику, методы исследования операций (экономико-математические методы), в том числе теорию вероятностей и математическую статистику, математическое планирование (математическое программирование), теорию конфликтных ситуаций (теорию игр и статистических решений), теорию массового обслуживания, теорию управления запасами и др.
За многие десятилетия существования менеджмента как теории и практики управления организациями в условиях рыночной экономики была выработана достаточно полная и стройная система терминов этой научной дисциплины и направления деятельности. С некоторыми из этих терминов мы уже познакомились. Это ознакомление будет продолжено и раскрыто на протяжении всей книги применительно к конкретной тематике. Здесь мы остановимся лишь на тех терминах, которые имеют основополагающее значение.
Термин «управление» в самом общем виде означает воздействие определенного органа на объект, направленное на достижение цели. В этом универсальном определении, идущем от кибернетики, в качестве органов управления могут выступать как менеджеры-руководители, так и биологические либо технические управляющие
системы (мозг, управляющее устройство), а в качестве объектов управления — как предприятия, так и органы живого организма либо технические устройства. Под целью при этом понимается конечная задача производственной, биологической или технической системы.
С позиций кибернетики можно также говорить об управлении как о процессе целенаправленного преобразования информации. Орган управления передает на объект управления командную информацию, объект выполняет команду и сообщает о происшедших изменениях органу управления. Сообщение это носит название информации состояния или обратной связи. Получив информацию состояния, орган управления преобразует ее в командную информацию, направляет ее на объект и т. д.
В результате переработки информации в органе управления рождается управленческое решение — выбор лучшего варианта действий из нескольких возможных.
В более узком смысле управление организацией — это процесс выполнения определенных функций (прогнозирования и планирования, активизации и стимулирования, координации и регулирования, учета, контроля и других), необходимых для формулирования и достижения намеченных целей.
Близким по смыслу к термину «управление» является понятие «руководство». Однако это не синонимы. Руководство предполагает в качестве объекта управления или его важнейшего элемента — человека. Можно сказать: «руководство трудовым коллективом», «руководство предприятием». Но нельзя говорить: «руководство станком», «руководство автомобилем», хотя управлять можно и тем и другим. Приведем два оригинальных и глубоких по смыслу определения понятия «руководство»:
— это особый вид деятельности, превраща
ющий неорганизованную толпу в целенаправ
ленную, производительную и эффективную
организацию;
— это деятельность, дающая возможность
достичь своих целей чужими руками.
Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, управление (руководство) организацией в условиях рыночной экономики, как правило нацеленное на прибыль и осуществляемое на профессиональной основе специально отобранным подготовленным специалистом, нанятым