М. : русника, 2014. 362 с

Прежде чем перейти к обсуждению этой интересной работы, следует подчеркнуть, что рассматриваемые в ней вопросы находятся в центре самых оживленных дискуссий, постоянно провоцируемых амбивалентностью глобализации: ее очевидные, прежде всего экономические, преимущества со временем оборачиваются как для ряда развитых стран, так и многих других значительными потерями.

Ситуация складывается таким образом, что набирающий силу процесс глобализации, с одной стороны, проблематизирует дальнейшее существование национальных государств как наиболее распространенной институциональной формы общежития, а с другой, не только стимулирует рост их активности, но и вызывает противодействие глобализации этнических, религиозных, культурных, политических и иных меньшинств, движений и организаций. В этой связи, если "гиперглобалисты" говорят о грядущем "постнациональном государстве", "сетевом обществе" или "глобальной империи", то в противовес им "скептики" и антиглобалисты заявляют, что национальное государство не исчерпало свой исторический ресурс и требуют возврата назад: к такому международному общежитию, субъектами которого были бы не транс-, интер-и наднациональные институты политической, экономической и культурной жизни, а, как и прежде, суверенные национальные государства или не имеющие государственности этносы и нации.

Каким же образом теоретически и исторически связаны между собой "национальное государство" и "глобализация", какова их диалектика в прошлом, настоящем и обозримом будущем? Дать обоснованные ответы на эти и некоторые другие вопросы - главная задача рецензируемой работы.

В теоретическом плане ее решение осложняется тем, что в научном сообществе нет единства взглядов на природу, формы, характер и направления глобализации ни наций, ни национальных государств. Нет и общепринятых концепций указанных исторических феноменов и по-настоящему глубоких работ, специально исследующих эволюцию их взаимодействия в прошлом и настоящем. Мало того. В ряде исследований "глобализация" и "национальное государство" вообще интерпретируются как не связанные между собой и даже противостоящие друг другу исторические явления: глобализация рассматривается как недавно возникшая тенденция к экономической и политической интеграции народов и стран, а национальное государство - как реликт прошлого или даже как "ирреальная" политическая конструкция, сохраняющаяся лишь благодаря инерции массового сознания. По мнению У. Бека, европейцы лишь "делают вид, будто все еще существуют Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия и т.д. Но их давно уже нет, так как закрытые национально-государственные держатели власти и отделенные друг от друга границами государства стали ирреальными самое позднее с введением евро"1.

Думаю, это ошибочное утверждение. Но верно то, что научное осмысление проблемы трансформации национальных государств в современном мире, как отмечает Ю. Д. Гранин, осуществляется в пределах сложных и весьма разнообразных онтологических ландшафтов, в границах которых понятия "глобализация" и "национальное государство" перманентно меняют свое содержание, иногда вплоть до противоположного. Каким же образом можно преодолеть плюрализм современного научного дискурса и непротиворечиво связать эволюцию национальных государств с процессом глобализации?

По мнению Ю. Д. Гранина, обнаружить и проанализировать противоречивую взаимосвязь глобализации и национального государства в полной мере можно лишь в пределах философского исследования, способного выявить субстанциальное (онтологическое) и субъектное единство этих явлений.

Помимо этого такой философский анализ даёт возможность теоретически адекватно выразить социально-историческую сущность, становление и эволюцию этих сложных исторических феноменов. Он позволяет также разли-

1 Бек У. Власть и ее оопоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М., 2007. С. 7.

стр. 210

чить (наряду с другими) понятийно-логические (дискурсивные) формы бытия и познания глобализации, наций и национальных государств и их предметно-практические исторически конкретные воплощения.

В русле указанного подхода автор формулирует основной замысел монографии. Используя результаты философско-методологического анализа многочисленных научно-рациональных дискурсов о глобализации и национальном государстве, "обосновать продуктивность применения социально-философской - трансдисциплинарной - интерпретации этих понятий, позволяющей... осуществить теоретическую реконструкцию основных стадий и исторических форм глобализации, последующий анализ сущностной взаимосвязи процессов формирования, развития, политической, экономической и культурной экспансии европейских национальных государств с процессом глобализации человечества на основе евроатлантической модели цивилизационного развития в XVII-XX столетиях, результаты которого, в свою очередь, позволяют прогнозировать характер взаимодействий национальных государств и глобализации в обозримом будущем 21 века" (с. 14).

В соответствии с этим сначала анализируются проблемы типологии глобализационного дискурса, эксплицируются основные типы концепций глобализации, выявляются их парадигмальные и методологические основания, объяснительные возможности и ограничения, обсуждается междисциплинарный статус понятия "глобализация" и его социально-философское содержание. Поскольку изложенные здесь взгляды автора на содержание и эволюцию процесса глобализации человечества уже известны по ряду его публикаций2, остановлюсь лишь на ключевых моментах его подхода.

По мнению Гранина, выход в сферу социальной философии и, шире, философии истории означает недопустимость изучения глобализации вне связи с эволюцией интересов (потребностей), мировоззрений и форм сознания взаимодействующих пространственно-локализованных коллективных субъектов истории. Известная нам история - нелинейный процесс обусловливающих друг друга тенденций дифференциации и интеграции образующих человечество антропосоциальных целостностей, его (человечества) структурного усложнения и, одновременно, становления его целостности и единства. Глобализация реализуется через интеграционные процессы. А, значит, она может быть интерпретирована как одна из тенденций общественного развития, выражающая всеобщее содержание истории бытия и сознания социально организованного (и разделенного) человечества, его интенцию к интеграции в составе глобальной общности, воплощенную в череде предметно-практических и духовных попыток организации/реорганизации внешнего и внутреннего социального (экономического, политического и иного) пространства совместной жизни интегрированных и интегрирующихся в социумы ("роды", "племена", "этносы", "нации"), государства и цивилизации индивидов. "Соответственно, - пишет автор, - формирование, трансформация и географическое распространение социальных общностей (социумов) имманентно глобализации человечества, выражая и значительную часть содержания, и субъектную составляющую этого процесса" (с. 66). Поэтому в ходе анализа глобализации нельзя игнорировать вопрос о формировании и эволюции "этносов", "наций", "национальных государств" и сопутствующего их становлению "национализма". "Следуя предложенной интерпретации глобализации и заявленной логике исследования, мы, - продолжает Ю. Д. Гранин, -должны включить этногенез, формирование, развитие и экспансию наций и национальных государств во всемирно-исторический процесс глобализации человечества, реализуемый как последовательность сменяющих друг друга стадий и как совокупность сосуществующих и сменяющих друг друга исторических форм" (Там же). Но поскольку в научном сообществе отсутствует единство взглядов о том, что собой представляют "нации" и "национальное государство", автор специально останавливается на уточнении содержания этих понятий.

Решению этой задачи посвящена отдельная глава книги. В ней рассматривается эволюция понятия "нация" в истории философии и науки XVIII-XIX вв., его современные трактовки, эксплицируются, анализируются и сравниваются основные концепции "наций" и "национального государства", предлагается авторская - социально-философская - интерпретация сущности наций, выявляется взаимосвязь глобализации со становлением и эволюцией государства.

Критикуя основные направления в исследовании наций (примордиализм, перенниализм, инструментализм, интегрализм, этносимволизм и др.) и акцентируя внимание на необходимости рефлексии над способами существования и познания социальных явлений и процессов, Ю. Д. Гранин приходит к выводу о необходимости использования восходящей к классическому

2 См. Гранин Ю. Д. "Глобализация" или "вестернизация"? // Вопросы философии. 2008. N 2. С. 3 - 15; Гранин Ю. Д. Глобализация, нации и национализм. История и современность. М., 2013. С. 19 - 92; Гранин Ю. Д. Глобализация и национальные формы глобальных стратегий // Вестник РАН. 2014. Т. 84. N 3. С. 241 - 248.

стр. 211

марксизму парадигмы современного социально-философского конструктивизма. В рамках этой парадигмы "нация" и "национализм" понимаются как парные понятия и фиксируемые ими исторические феномены, возникшие при определенных социальных обстоятельствах и в результате целесообразных предметно-практических и интеллектуально-духовных усилий людей, осознавших потребность новых форм общественного бытия.

В этом случае, отмечается в монографии, "нации" продуктивно интерпретировать как сплоченные общими чувствами идентичности и солидарности, связанные общими ценностями прошлого и настоящего, политически и социокультурно организованные (интегрированные) полиэтнические социумы, диалектически "снимающие" доминирующие ранее этнические формы социального бытия.

Анализируя методологические основания наиболее влиятельных концепций формирования "национального государства" (социально-культурный модернизм Б. Андерсона и Э. Геллнера, политический модернизм Ч. Тилли, М. Манна и Дж. Бройи, социальный конструктивизм М. Хроха и Э. Хобсбаума), автор приходит к выводу, что в плане исторической конкретики "национальное государство" представляет собой особое явление, некое становящееся единство "нации" и "современного государства". Последнее представляет собой, во-первых, набор институционализированных форм монопольного контроля над территорией с демаркированными границами, во-вторых, свод санкционированных законом правил, а в-третьих, непосредственный контроль над средствами внутреннего и внешнего насилия. "Если к перечню указанных характеристик добавить "народный суверенитет", "приоритет права" и "демократическую форму правления", то это, - пишет Гранин, - будет то понимание современного государства, которого в дальнейшем я буду придерживаться" (с. 112).

При этом принципиальным оказывается понимание взаимообусловленности формирования наций и становления национальных государств, получающее теоретическое воплощение в понятии "национальная интеграция". Последняя представляет собой историческое явление, которое, осуществляясь в Европе разными путями, тем не менее всегда было результатом совместного действия многих объективных и субъективных факторов, в состав которых входило и "государство" - либо в качестве политического института власти, либо в виде "идеи", "политического проекта", под чьим определяющим влиянием складывались многие европейские нации. Формирование наций и национальных государств, считает автор, имманентно завершающей фазе первой стадии процесса глобализации, его западноевропейской и выросшей из нее евроатлантической исторической форме, распространению которой способствовали национальные государства Европы.

Развернутая аргументация для обоснования этой гипотезы дана в ходе рассмотрения исторических стадий и исторических форм глобализации, европейского вектора ее осуществления, выразившегося в переходе от раннегосударственных к имперским формам социальной интеграции, формировании наций и национальных государств.

Подробно анализируя историю Европы XVI-XVIII столетий, автор указывает на отсутствие жесткой линейной причинно-следственной зависимости между процессами образования наций и национальных государств. Многие европейские исторически первые нации проделали путь от "государства" к "нации", развитие других шло преимущественно от "нации" к "национальному государству", тогда как для третьих был характерен некий "гибридный" тип развития. Одни нации образовывались в результате "сецессий" -отделения от политического тела империи, тогда как другие активно использовали унаследованную со времен абсолютизма универсальную имперскую политическую конструкцию для расширения своего территориального пространства и укрепления своего единства. "Политической формой развития многих наций, - отмечается в книге, - выступала империя: формирование сначала ведущих европейских, а затем и некоторых других национальных государств (например, США), осуществлялось за счет внешних военных и колониальных экспансий, взаимно обусловливающих друг друга. Во всех этих случаях ведущая роль принадлежала "национализму": новому историческому феномену социальной жизни человечества, диалектически "снимавшему" доминировавшие ранее этнические формы бытия и принимавшему исторически конкретные мысленные и предметно-практические воплощения - в идеях и чувствах, художественных произведениях и политических трактатах, программах и действиях государства, общественных организаций и "движений", целью которых были и остаются формирование, сохранение, развитие и экспансия (территориальная, политическая и др.) наций и/или национальных государств" (с. 242). Так постепенно глобализация стала осуществляться в национальных формах: организационных формах национальных государств, промышленное, экономическое и военно-техническое развитие которых позволило им со временем сформировать "европейскую идентичность" и распространить своё присутствие в Америке, Азии и Африке.

Если глобализация представляет собой историческую тенденцию объединения народов

стр. 212

на базе той или иной цивилизационной модели развития, то глобализм, полагает автор, "можно охарактеризовать как "свое иное" глобализации - как исторически конкретную совокупность идеологий и практик достижения мирового (глобального) господства" (с. 246). Глобализм осуществлялся под флагом "национальных интересов" и "цивилизаторской миссии", в подоплеке которых всегда лежал банальный национализм: стремление расширить территориальное пространство "нации", интегрировав в ее состав другие народы, а если это не получалось, обернуть ситуацию экономического, политического или иного неравенства в свою пользу - осуществить собственное национальное развитие за счет других народов.

В XIX столетии, как показано в книге, борьба за территории и сферы влияния между ведущими имперскими государствами сопровождалась созданием новой системы господства и подчинения над главными регионами мира, обслуживаемой новыми телекоммуникационными и транспортными средствами (телеграф, трансатлантическая кабельная связь, автомобили, радио и т.д.) и инфраструктурами, которые к началу XX в. обеспечили действие новых форм и механизмов политического контроля. Параллельно с традиционными формами непосредственного административно-территориального контроля "стали складываться относительно независимые от национальных государств транснациональные организации и многонациональные корпорации, обеспечившие новые режимы регуляции межконтинентальных экономических потоков и взаимодействий. Одновременно начал складываться новый политический миропорядок, опирающийся не только на правительственные, но и на региональные и всемирные организации (Международный телеграфный союз, Международная ассоциация железнодорожных путей сообщений, Всемирный почтовый союз и др.), взявшие на себя часть функций по регулированию взаимодействий в сфере промышленности, труда, банковского дела, мореплавания, права, транспорта и информации" (с. 283).

В итоге уже к началу XX в. человечество оказалось глобализировано (объединено) в научно-информационном, транспортно-коммуникационном, финансово-экономическом и политическом отношениях. С одной стороны мир оказался разделен между национальными буржуазно-демократическими империями модернизирующегося "капиталистического центра" и догоняющими их монархическими империями "полупериферии". С другой стороны, он оказался интегрирован системами международного права и политических союзов национальных государств и надстривающейся над ними системой наднациональных финансовых, экономических, политических и иных международных институтов и корпораций. Сложилась иерархическая двухуровневая структура мира, которая была взорвана Первой мировой войной, ознаменовавшейся почти повсеместным всплеском национализма и образованием нескольких десятков новых национальных государств в заключительной фазе первой стадии и переходе ко второй стадии глобализации человечества.

После двух мировых войн мир оказался разделенным и одновременно интегрированным по нескольким направлениям. И к началу XXI в. сложилась довольно сложная динамичная структура мира, в составе которой национальные государства продолжают играть важную роль.

Надолго ли? Действительно ли в обозримой перспективе мироустройство суверенных национальных государств уступит место мироустройству глобального сообщества открытых друг другу наций, идущему, как считают некоторые, в направлении к "глобальной демократии" и "глобальному гражданскому обществу"? Или, быть может, человечество вступает в эпоху формирования новых форм глобализации на базе национальных концепций (программ) модернизации и использования католических, исламских, буддийских, конфуцианских, синтоистских и других цивилизационных ценностей?

Ответы на эти вопросы даны автором в ходе обсуждения вопроса о новых функциях национальных государств и вырабатываемых ими стратегий глобального доминирования, а также перспективы России в глобализирующемся мире. Последний, как не раз подчеркивается в монографии, трансформируется под определяющим влиянием евроатлантической модели развития и политики неолиберализма, результатом которых стала консервация неравенства государств, разделенных на страны мировой "периферии", "полупериферии" и Центра. В выигрыше от современного миропорядка оказываются страны "золотого миллиарда", которые, перейдя в постиндустриальную фазу развития, остаются важнейшими субъектами глобализации. А у государств мировой периферии, в пределах которой так и не сложились ни сильные нации, ни современные политические институты, шансов "на равных" войти в неолиберальный тренд глобализации почти нет. Правда, у национальных государств "полупериферии" (индустриальных стран, к числу которых, по мнению автора, принадлежит и Россия) их значительно больше.

Многие исследователи связывают перспективы государств полупериферии с паллиативными мерами: со стратегией концентрации ресурсов на передовых направлениях НТП либо с формированием "правовой базы" глобализации для установления действительного равноправия всех участников глобализационного процесса

стр. 213

или, например, с сокращением потребностей стран-лидеров в дешевой рабочей силе. Последние два предложения, считает Ю. Д. Гранин, имеют утопический характер. Зато вполне реальны национальные формы глобальных стратегий, связанные с отказом слепо следовать рекомендациям МВФ, ВТО и других институтов международного неолиберализма. Взамен их автором предлагается признание приоритета национальных интересов, модернизация экономики, опирающаяся не только на заимствованные у Запада формы экономической и политической жизни, но, главным образом, на собственные социокультурные и политические традиции и ресурсы.

Ключевым моментом таких национальных стратегий является мера сочетания этих западных и национальных форм модернизации. Варианты здесь могут быть самыми разными: от весьма высокого уровня вестернизации лишь нескольких сфер жизни государства до незначительного, охватывающего главным образом экономическую сферу. Пример первого варианта развития дала Япония, пример второго - современный Китай, опыт которого автор предлагает использовать.

Завершая книгу, Ю. Д. Гранин констатирует: "...надежды на объединение человечества в составе глобальной целостности пока не оправдываются. По всей видимости... в ближайшие десятилетия многие государства будут вырабатывать национальные формы глобальных стратегий, стремясь объединиться в анклавы по геополитической и цивилизационной близости. А это означает, что будущее глобализации и судьба национального государства продолжают оставаться в горизонте неопределенности" (с. 361). С этим выводом можно согласиться. Весьма серьезные аргументы и интересные соображения выдвигаются автором и в пользу необходимости дальнейшего формирования российской нации, превращения России в сильное "национальное государство"3. Однако в монографии имеется ряд сюжетов, которые, на наш взгляд, заслуживали более глубокого анализа.

В частности, речь идет о проблемах модернизации России, обсуждению которых в книге уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание4. Кроме того, в контексте заявленной темы можно было бы более полно обсудить вопрос о так называемых "несостоявшихся национальных государствах". Тем не менее книга представляет собой пример глубокого исследования, заставляющего задуматься о самых актуальных проблемах культурной и политической эволюции человечества.

3 Подробнее см.: Гранин Ю. Д. Станет ли Россия "национальным государством"? // Вопросы философии. 2011. N 1.С. 15 - 26.

4 Хотя обстоятельно они обсуждаются в статье: Гранин Ю. Д. Модернизация России: в колее "зависимого развития" // Вопросы философии. 2014. N 4. С. 14 - 24.

стр. 214

   
Заглавие статьи К вопросу о глобальном будущем и трансгуманистической эволюции (ответ П. Д. Тищенко)
Автор(ы) Д. И. Дубровский
Источник Вопросы философии, № 3, Март 2015, C. 214-220
Рубрика
  • КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 30.8 Kbytes
Количество слов  
   

К вопросу о глобальном будущем и трансгуманистической эволюции (ответ П. Д. Тищенко)

Автор: Д. И. Дубровский

В N 8 "Вопросов философии" за 2014 г. опубликована критическая рецензия П. Д. Тищенко под замысловатым названием "Россия 2045: котлован для аватара"1, которое является "размышлением" о вышедшей под моей редакцией книге "Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция" (М.: МБА, 2013). Рядом, как бы для равновесия, на ту же книгу напечатана рецензия В. И. Кудашова и Н. В. Омельченко, в которой дана положительная оценка этой книги. Рецензия носит в основном описательный характер, в ней кратко рассматриваются статьи всех авторов, что в данном случае оказывается важным. Читателю сразу видно, что в книге выступают многие известные философы и ученые, такие, например, как В. С.Стёпин, В. И. Аршинов, А. П. Назаретян, В. Г. Горохов, В. Е. Лепский, В. Ф. Петренко, С. Ф. Сергеев, С. В. Кричевский и др. П. Д. Тищенко, однако, их работы обходит полным молчанием! Его размышления посвящены исключительно осуждению взглядов Д. И. Дубровского и неких анонимных сторонников Общественного Движения "Россия 2045" (далее, сокращенно, "Р-2045"). Правда, в резко отрицательном плане, кроме меня, упоминается еще один "сторонник" - В. Л. Дунин-Барковский.

При этом П. Д. Тищенко оставляет в стороне вместе с работами основных авторов главную

1 Тищенко П. Д. Россия 2045: котлован для аватара: размышления в связи с книгой "Глобальное будущее 2045: Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция" // Вопросы философии. 2014. N 8. С. 181 - 187.

стр. 214

тему книги, главный вопрос, который остро ставится "Р - 2045" - будущее земной цивилизации, угроза ее гибели, надвигающаяся антропологическая катастрофа. Именно этот главный вопрос определяет контекст всех остальных вопросов книги и прежде всего современных концепций трансгуманизма.

Научные исследования, расчеты и математические модели (например, знаменитая кривая Панова-Снукса) показывают, что к середине века, примерно к 2045 г. (отсюда эта дата в названии Движения), наша потребительская цивилизация вступит в фазу полифуркации (А. П. Назаретян и др.), "динамического хаоса", как предпочитает говорить в своей статье В. С.Стёпин. Она подойдет к рубежу сингулярности, за которым либо деградация и гибель, либо переход на качественно новый этап развития. Об этом сейчас много говорят и пишут, в том числе видные философы, далекие пока от "Р - 2045"; некоторые из них, например, А. Д. Урсул, вместо "сингулярности", "динамического хаоса" употребляют термин "Апокалипсис"2. Возможность выживания земной цивилизации, перехода на новый, более высокий этап развития зависит от процессов антропотехнологической эволюции; она уже идет в ускоренном темпе, и ее невозможно остановить никакими философскими заклинаниями. Все это резко актуализировало в последние десятилетия давнюю идею трансгуманизма, выступающую в форме различных концепций.

Именно этот круг вопросов находится в центре внимания авторов книги. В ней, наряду с выяснением связей и различий между гуманизмом и трансгуманизмом, рассматриваются (в том числе критически) современные концепции трансгуманизма, обсуждаются пути и возможности преодоления антропологического кризиса в процессе трансгуманистической эволюции. В книге представлен также основательный анализ междисциплинарных и трансдисциплинарных проблем конвергентного развития НБИКС (нанотехнологий, биотехнологий, информационных, когнитивных, социальных технологий и соответствующих им отраслей научного знания), показана приоритетная роль в этом конвергентном развитии социального и гуманитарного знания. Разумеется, многие из предлагаемых авторами гипотез и концепций носят дискуссионный характер, подлежат пристальному критическому рассмотрению. В предисловии книги сказано: "Мы открыты для критики, для интеллектуального общения с нашими оппонентами, для творческих дискуссий" (Глобальное будущее... с. 9).

Посмотрим теперь, как с нами полемизирует П. Д. Тишенко, как он трактует проблемы трансгуманистической эволюции и критикует сторонников "Р-2045". Трансгуманизм, по его словам, выражает тенденцию к слиянию человека и машины: "Человек получит бессмертное тело машины, а машина его разумную (уже радикально машинизированную) душу... Стратегическое общественное движение "Россия 2045" является отечественным вариантом трансгуманистического проекта" (Вопросы философии. 2014. N 8. С. 182). "Большевики сто лет назад хотели подчинить развитие истории рациональному управлению по плану, намеченному утопическими идеями Карла Маркса. По сути, они были первыми трансгуманистами-практиками..." (Там же). Точно так же, как большевики, "сегодняшние революционеры-трансгуманисты хотят подчинить рациональному контролю эволюцию человека" (Там же). И далее, подвергая сомнению возможность технологического прорыва, о котором говорят сторонники "Р-2045", П. Д. Тищенко заявляет, что "в основе надежд на технологический прорыв лежит идеологическая иллюзия: капитализм (общество потребления) закрепощает творческие силы человека. Уничтожим капитализм - раскрепощенное творчество масс решит все проблемы на пути к строительству коммунизма. Освободим науку от оков рыночной экономики, потребительских интересов, добровольно-принудительно заставим всех работать на "сверхзадачу", сконцентрируем ресурсы в одних руках и... сразу наступит прорыв. Прямой повтор иллюзий столетней давности..." (Вопросы философии. 2014. N8. С. 183). Вот так, с помощью нескольких публицистических пассажей, наш критик "легко" и "просто" перечеркивает "Р-2045", игнорируя все те теоретические разработки, которые содержатся в книге, по поводу которой он взялся "размышлять".

Но это далеко не все. Продолжая явные и неявные аналогии с марксизмом и большевизмом, он утверждает, что сторонники "Р-2045" хотят перевести человеческие качества "на язык машины", стремятся навязать всем "чисто тоталитаристскую добродетель беспрекословного подчинения социуму" (Там же, 185), что они являются приверженцами "кибернетического тоталитаризма": "И за причитаниями о кризисе потребительского общества проглядывают явственные черты нового "кибернетического" тоталитаризма. Маячит популярная в трансгуманистических кругах идея власти сверхличного "Синглетона" (Singleton), по Нику Боструму, который управляет миропорядком из единого центра, уничтожая тех, кто ему сопротивляется" (Там же, с. 186).

Повторю еще раз: П. Д. Тищенко не считает нужным обратиться к тем статьям в книге, где

2 Урсул А. Д., Урсул Т. А. Будущее человечества: Апокалипсис или дальнейшая эволюция? // Политика и общество. 2012. С. 59 - 72.

стр. 215

подробно анализируются вопросы идеологии трансгуманизма и "Р-2045" (А. Ю. Нестеров, И. В. Демин и др.), технологические риски (В. Г. Горохов, М. Декер и др.), социальные перспективы прорывных технологий (В. И. Аршинов, В. А. Чеклецов и др.). Он, как говорится, рубит с плеча. И главным критическим козырем для его размышлений о книге служит вовсе не она, а выставленный более двух лет тому назад на сайте Движения (и давно устаревший, по моему мнению) материал о партии "Эволюция 2045".Обратите внимание: о ней в книге нет ни слова (!).

Стоит сказать об этом подробнее. Действительно, около трех лет тому назад у сторонников Движения возникла идея создания такой партии. Были сделаны наброски ее задач и программы, выставленные тогда же на обсуждение. Но довольно скоро многие из нас осознали преждевременность этого мероприятия. Надо вначале укрепить и развить Движение, опираясь на его сторонников в регионах России. Возникли трудности и некоторые разногласия в формулировках положений программы и идеологии партии. Дело постепенно застопорилось и отошло на дальний план. Но сама идея создания такой партии, по нашему убеждению, сохраняет смысл. Ведь ни одна политическая партия в России (и в мире!) не ставит в своей программе судьбоносной для человечества проблемы глобального кризиса середины века и рубежа сингулярности. Этого нет даже у партий "зеленых". Как же можно основательно намечать задачи социального, экономического, духовного развития страны, игнорируя надвигающийся глобальный перелом середины века?

Остается фактом, что вектор мышления и забот нынешних политических лидеров ограничивается интервалом от выборов до выборов, простирается в будущее максимум на 8 - 10 лет. А что будет через тридцать лет - это не особенно волнует. Создание партии "Эволюция 2045" способно было бы послужить фактором активизации мышления и действий политиков и общественных деятелей в этом стратегическом направлении. Учитывая цели и задачи проекта "Р-2045", нетрудно понять, что он нуждается в политическом ресурсе и в государственной поддержке.

Эти вопросы вызвали у П. Д. Тищенко особый прилив критического воодушевления. Он всюду говорит о партии так, будто она уже организована, имеет принятую программу, активно действует и вот-вот получит поддержку со стороны государственных органов. А этого ни за что нельзя допустить! И мы читаем выделенное курсивом заключение, касающееся сторонников "Р-2045": "Наивно и/или безответственно поступают ученые и философы, которые хотят превратить свои сугубо частные философские идеи в насильственно насаждаемую идеологию " (Вопросы философии. 2014. N 1. С. 187). Кто именно хочет? Конкретно эти злонамеренные лица не называются, но, конечно, легко могут быть опознаны.

Впрочем, помимо диагноза таких политических устремлений "Р-2045", П. Д. Тищенко не исключает и другие, более "мягкие", объяснения его подлинных целей: "Проект "Р-2045", -пишет он, - можно понять как театральное представление, основанное на художественной условности" (Там же, с. 183). Это "театральное представление" организуется с целью "фондрайзинга", важно отовсюду собрать побольше средств, а там уж что получится - не столь важно. В этом случае смысл основных проектов "Р-2045" тоже решительно отрицается: вся его деятельность либо сплошной пиар, либо фантастика. О том, что уже сделано - ни слова.

Общественное движение "Россия 2045" было основано в 2011 г. предпринимателем Дмитрием Ицковым при поддержке группы ученых и деятелей культуры. Сейчас оно насчитывает более 30 тысяч сторонников. Его активно поддерживают многие представители науки и философии в России и за рубежом, среди них такие выдающиеся ученые современности, как патриарх кибернетики, основатель лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте Марвин Мински, технический директор Google Рэй Курцвейл, пионер в области протезирования отделов мозга Теодор Бергер, Роджер Пенроуз и Стюарт Хамерофф, Джордж Черч, Хироси Исигуро и другие (они выступали с докладами на Международном конгрессе "Глобальное будущее 2045" в Нью-Йорке; с их позицией можно познакомиться на сайте "Р-2045" gf2045. ru '). П. Д. Тищенко их всех тоже игнорирует, он создает себе некого абстрактного оппонента - туповатого, мечтательного, но небезопасного энтузиаста-дилетанта - и уничтожает его на корню.

Движение "Р-2045" провело два Международных Конгресса "Глобальное будущее 2045" в Москве (февраль 2012 г.) и в Нью-Йорке, в Линкольн-Центре (июнь 2013 г.), на которых выступали десятки крупнейших ученых и деятелей культуры, озабоченных будущим нашей цивилизации (см. обзоры этих Конгрессов: М. Е. Тучина. Первый Международный конгресс "Глобальное будущее 2045" // Философские науки. 2012. N 9; Р. Куне (США), М. Е. Тучина. Второй Международный Конгресс "Глобальное будущее 2045" // Философские науки. 2013. N 12). По этой же проблематике "Р-2045" провело при поддержке Института философии РАН и других организаций две Всероссийские конференции. Первую в Белгороде (апрель 2013 г.) - в ней участвовали

стр. 216

философы и ученые из 21 региона России и из 5 стран СНГ. Вторая прошла в Красноярске (октябрь 2013 г.), она собрала философов и ученых из всех крупных городов Сибири и Дальнего Востока (материалы Белгородской конференции были опубликованы в виде ее обзора и восьми статей в журнале "Философские науки" (см. N 8 и N 9 за 2013 г.), а затем вышла книга "Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты" (под ред. Д. И. Дубровского и С. М. Климовой. М.: Канон+, 2014). На этих конференциях идеи и задачи Движения получили живой отклик и в целом несомненную поддержку, хотя были, конечно, принципиальные дискуссии и острые критические выступления, но ни одно из них не напоминало резко нигилистической позиции П. Д. Тищенко.

Хочу вернуться к главной философской проблеме нашего времени - глобальному кризису земной цивилизации. Мы видим, как усиливается взаимозависимость экологической, энергетической, демографической и других глобальных проблем, как они углубляют социальные и экономические проблемы современности, создавая нарастающую угрозу антропологической катастрофы. При чтении статьи П. Д. Тищенко создается впечатление, что он этим не слишком озабочен. Вот как он размышляет в своей публицистической манере по поводу экологического кризиса: "Сторонники "Р-2045" постоянно говорят о надвигающейся экологической катастрофе, об угрозе жизни на Земле. Но именно они и представляют угрозу для жизни, и именно постольку, поскольку в жизни видят главного своего врага. Жизнь для человека - источник страданий и смерти. Спасем человека, но уничтожим жизнь. Она же будет всегда мешать!" (Вопросы философии. 2014. N 8. С. 185). Интересно, не правда ли?

Да, сторонники Движения "Р-2045" постоянно говорят о надвигающейся экологической катастрофе, стремясь активизировать тех "спокойных" философских деятелей, которые с комфортом обитают в своих привычных ментальных клише. Движение стремится стать катализатором мощного массового социального субъекта, способного обрести достаточные духовные, организационные, материальные ресурсы, чтобы содействовать выходу из антропологического тупика. Его сторонники отдают себе ясный отчет в чрезвычайной сложности и трудности этой задачи и в том, что нет гарантий ее решения, но вместе с тем убеждены, что другого пути преобразования социума нет. Некоторые из нас хорошо понимают и то, что "Р-2045" из-за недостатка сил и средств, "спокойствия" интеллектуальной и политической элиты, по многим другим причинам может увянуть и сойти со сцены. Но я считаю своим долгом делать все, что в моих силах, чтобы оно существовало и развивалось. В отличие от П. Д. Тищенко мы потому "не спокойны", что постоянно следим за результатами научных исследований процесса углубления кризиса нашей цивилизации.

Чтобы не строить иллюзий, достаточно проследить за нарастанием ужасающих фактов деградации биологической среды, изменения климата и физических процессов на нашей планете. Такого рода факты систематически отслеживают, обобщают и публикуют многие международные научные центры и фонды, среди них важная роль принадлежит Global Footprint Network (см. отчеты этого фонда за последние годы). По его данным человечество расходует сейчас за год такое количество ресурсов, которое наша планета способна воспроизвести лишь за полтора года (это касается не только биоресурсов, но также воды, воздуха и всего остального). Если сохранится текущий темп потребления, то к 2030 г. понадобится вторая Земля. Нетрудно представить, что уже в ближайшие годы резко обострится бескомпромиссная борьба за ресурсы. Приведенные исследования четко показывают, что углубление экологической проблемы связано с обострением других глобальных проблем, с ростом социальных противоречий и конфликтов.

Думаю, здесь не лишне будет напомнить нашим критикам несколько хорошо известных фактов, способных послужить стимулом для размышлений и "беспокойства", а вместе с тем и для понимания целей "Р-2045".

2700 экспертов из 30 стран мира составили список бедствий, угрожающих человечеству и требующих немедленных действий. Вот их перечень:

1. Ежегодно уничтожается более 36 млн. га лесов.

2. Каждый день мировой океан поглощает 30 млн. тонн углекислого газа, что повышает его кислотность и температуру (фактор глобального потепления).

3. За последние 40 лет обнаружено 39 новых инфекционных заболеваний. Появился грибок, способный уничтожить 80% мирового урожая пшеницы.

4. За 12 лет XXI в. на планете произошло более 40 войн. Они оборачиваются не только тысячами смертей, но и глобальными экологическими катастрофами: загрязнением рек, почв, атмосферы, уничтожением флоры и фауны.

5. Серьезной угрозой является растущий уровень преступности.

Ученые Принстонского университета обобщили 60 исследований, посвященных выяснению связи изменения климата с ростом социальных конфликтов за последние 30 лет.

стр. 217

Количество особо сильных штормов, наводнений, периодов сильной жары, засухи и лесных пожаров возросло с 300 случаев в 1980 г. до 900 в 2012 г. Примерно во столько же раз возросло и число всевозможных социальных конфликтов.

Как оценивать в свете этих фактов позицию наших критиков? Одно из двух: либо они отрицают эти факты, что все же маловероятно, либо успешно вытесняют их, демонстрируют знакомый образ мышления обывателя - после нас хоть потоп. И их, конечно, крайне раздражает активность "Р-2045".

Особо надо сказать об оценке П. Д. Тишенко состояния НБИКС-конвергенции и ее роли в антропотехнологической эволюции. Привожу его слова: "В центре имажинативного конструирования счастливого будущего сейчас конечно же НБИКС - идея конвергенции нано-, био-, информо-, когнито-, социальных технологий. Идея, безусловно, интересная и как имажинативная модель научного фондрайзинга перспективная. На уровне реальных достижений она, конечно же, пока юна - ей расти и расти. Спрашивать с нее результатов рано. Но перспективы самые радужные. Каждое из направлений, обозначенных аббревиатурой, расширяет положительные эффекты других, и все вместе, конвергируя, обещают много и, разумеется, только хорошее. Логика для "потребителя" научных достижений понятная. Ну а если конвергировать будут не только потенциальные блага, но и риски? Думаю, что в пафос, с которым произносится лейбл НБИКС сторонниками "Р-2045", следует включить нормальное переживание возможной опасности и осторожности..." (Вопросы философии. 2014. N8. С. 183).

Прошу прощения у читателя за столь длинную цитату. Хотелось, чтобы автор сам говорил за себя, чтобы была видна принятая им эдакая полуироническая, высокомерная претенциозная манера обсуждения столь сложных, жизненно значимых проблем. Можно ли вообще тут полемизировать? Но приходится все же сказать, что "юной идее" 15 лет, что спрашивать с нее результатов вовсе не "рано". Не говоря уже об "имажинативной модели", непонятно, что имеет в виду автор под "логикой для "потребителя" научных достижений"? А вот насчет "самых радужных" перспектив и включения "нормального переживания возможной опасности и осторожности", тут он явно проглядел. Приходится напомнить, что в аббревиатуре НБИКС буква С обозначает социогуманитарные технологии и социогуманитарные знания, которые, будучи органической составляющей конвергентного развития НБИКС, призваны выполнять целеполагающие, прогностические, оценочные и, главное, санкционирующие функции этого развития, чтобы парировать его риски и угрозы. Социогуманитарной составляющей НБИКС-конвергенции отводится определяющая, приоритетная роль. Об этом, как и о масштабах рисков и угроз, много написано в нашей книге, чего автор "размышлений" почему-то не заметил.

НБИКС-конвергенция выражает сейчас главный тренд антропотехнологических преобразований, охватывающих и человека и социум в целом, играет первостепенную роль в процессах коэволюции сознания, телесности и среды. Вовсе не "рано спрашивать с нее результатов". Новации на основе НБИКС-конвергенции быстро умножаются. Некоторые из них уже обрели стратегический статус, открывают новые пути преобразования природы человека и всей системы социальной жизни. Достаточно вспомнить создание искусственным путем первого одноклеточного организма Крейгом Вентером, значительные результаты в области расшифровки мозговых кодов психических явлений, создание протеза руки, управляемого из мозга, т.е. мысленно, более того - создание экзоскелета, позволяющего парализованному человеку вставать с инвалидной коляски, ходить и совершать различные действия. Значительны успехи техно-науки на пути разработки искусственного тела и самоорганизующихся систем небиологического типа, способных заменять или воспроизводить некоторые психические функции. Я не говорю уже о таких фундаментальных изменениях социальной среды и человеческой телесности, которые связаны с развитием "Интернета вещей", "Нейронета", "проникающего компьютинга", "программируемой материи" и т.п.3 Все эти вопросы - за бортом интересов и внимания нашего критика.

Особенно нужно отметить те места "размышлений" П. Д. Тишенко, где он касается научных подходов к проблематике переноса психики на небиологический носитель и "кибернетического бессмертия". "Я думаю, - пишет он, - что настаивание на том, чтобы верить в науку, звучащее в статьях Д. И. Дубровского, связано с тем, что у трансгуманистов нет реальных научных аргументов возможности реализации проектов компьютерного бессмертия. Повторюсь, только очень "приземленное", очень примитивное представление о человеке может служить основанием оптимизма технократических иллюзий. Нужно не знать, а верить!" (Вопросы философии. 2014. N8. С. 184). После такой приписываемой мне альтернативы, включающей "звучащее" у меня "настаивание на том,

3 Чеклецов В. В. Чувство планеты: Интернет вещей и следующая технологическая революция. М.: Российский исследовательский центр по Интернету Вещей, 2013.

стр. 218

чтобы верить в науку", автор сразу берется за В. Л. Дунина-Барковского. Его он подвергает уничтожающей критике, демонстрируя читателям полное непонимание сути и значения "обратного инжиниринга мозга" - ведущего современного направления в разработке проблематики искусственного интеллекта. В. Л. Дунин-Барковский - крупный специалист в этой области, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий Института системных исследований РАН, имеющий опыт руководства работами по этой тематике в крупных научных центрах США. Выхватывая некоторые неудачные высказывания из его статьи и препарируя цитаты, П. Д. Тищенко, будучи сам совершенно некомпетентным в этих вопросах, обвиняет автора и его группу исследователей в некомпетентности и недостаточной образованности, в непонимании проблемы, которой они занимаются. А поскольку проект, возглавляемый В. Л. Дуниным-Барковским, финансирует Движение "Р-2045", то эти обвинения оборачиваются и на него. Разумеется, концепция В. Л. Дунина-Барковского подлежит критическому анализу, в ней есть слабые места, но для ее критики надо основательно разбираться в проблематике искусственного интеллекта. К тому же П. Д. Тищенко слишком уж часто ломится в открытую дверь, доказывая, что "наука - великое изобретение человечества. Но ее нельзя превращать в веру", что "тоталитаризм лишает чувства общности и вызывает деградацию мышления во всех слоях общества", что "человек может быть преобразован в машину только за счет резкого упрощения и примитивизации" и т.д. Но кто же с этим спорит?

Проблема радикального продления жизни вплоть до кибернетического бессмертия широко обсуждается в западной научной и философской литературе. В последние годы ей уделяют внимание и наши авторы. Резко негативное отношение П. Д. Тищенко к вопросам постановки и возможностям решения этой проблемы выражается примерно такими же способами и на таком же уровне, как и его критика концепции В. Л. Дунина-Барковского, без обращения к соответствующей литературе, без каких-либо концептуально значимых контраргументов. Упрекая нас в "очень примитивном представлении о человеке", о сознании, о мозге, он всегда остается в некой туманной выси своего, как ему кажется, глубокого и несомненного знания об этих предметах (храня его в тайне от нас). С такой "высоты" основные теоретические положения, касающиеся обоснования возможности переноса сознания на небиологический носитель и кибернетического бессмертия, действительно представляются ему "упрощенными". И потому он, совершенно искренне, на свой лад приписывает эту "упрощенность" нам и сразу объявляет наши обоснования несостоятельными.

Вот образец этого: "Идея кибернетического бессмертия основана на трюизме. Человек - это кибернетическая (информационная) система, биологические "носители" которой недолговечны, часто ломаются, да еще содержат зловредные гены "эгоизма"" (Вопросы философии. 2014, N8. С. 185). Значит, их нужно заменить. Для этого есть принцип "изофункционализма систем", согласно которому один и тот же комплекс функций может быть воспроизведен на разных по своим физическим свойствам субстратах. Усматривая далее криминал в интерпретации сознания как комплекса функций, П. Д. Тищенко сразу заявляет, что у нас нет никаких аргументов в пользу переноса сознания и кибернетического бессмертия, "вместо доказательств в ход идут надежды, выражения уверенности и призывы к магической силе НБИКС - вот-вот решения будут найдены. Нужно только верить в науку, отбросить скептицизм и решительно действовать!" (Там же).

Как видим, опять та же манера критики в общих фразах, вместо того, чтобы хотя бы кратко и добросовестно рассмотреть основные аргументы, изложенные в статьях В. И. Аршинова, А. П. Назаретяна, А. Ю. Нестерова, П. Н. Барышникова, в двух моих статьях (особенно в первой, где подробно проводится теоретическое обоснование возможности переноса психики на небиологический носитель).

П. Д. Тищенко познакомился с "Кибернетическим Манифестом" В. Турчина и К. Джослина, опубликованным в Приложении к нашей книге, но, как ни странно, тоже обходит молчанием их развернутую аргументацию в пользу обоснования концепции кибернетического бессмертия, говорит только о тех местах "Манифеста", где авторы рассуждают об опасностях, грозящих развитию цивилизации. За скобки выносятся главные тезисы "Манифеста": "Воля человека к бессмертию является естественным продолжением воли к жизни"; "Успехи науки позволяют поднять знамя кибернетического бессмертия"; "Кибернетическая интеграция должна сохранить творческое ядро человеческой личности, ибо оно является двигателем эволюции" (Глобальное будущее... с. 266).

Что же касается столь многочисленных критических выпадов и упреков П. Д. Тищенко лично в мой адрес, то я не собираюсь на них отвечать. Ведь пришлось бы разбирать все передержки, натяжки, перетолковывания цитат, высокомерные замечания и поучения автора, который к тому же не разбирается с должной компетентностью в моей проблематике. Это -бессмысленно. Достаточно посмотреть, как он искажает мою позицию по вопросу соотношения

стр. 219

эгоизма и альтруизма, приписывая мне элементарные "ошибки" и непонимание "диалектики", стремление вживить "ген альтруизма" аватару, который все равно будет творить зло. И все это основывается у него на странной "теоретической" попытке вообще устранить принципиальное различие понятий эгоизма и альтруизма в их этическом значении. "Стремление противопоставить альтруизм как благо эгоизму как злу, -утверждает П. Д. Тищенко, - ложно именно в самом различении. Эти полюса - две формы зла" (Вопросы философии. 2014. N8. С. 186). Согласитесь, что такая установка вызывает, мягко выражаясь, большие сомнения.

Рассуждая о будущем человечества, способного достигнуть радикального продления жизни и "кибернетического бессмертия", П. Д. Тищенко не мыслит себе иной экзистенциальной панорамы, не предполагает возникновения новых систем ценностей и творческих целей, новых способов коммуникации между индивидами и между ними и целостным обществом по сравнению с теми, которые существуют сегодня, столь близки его сердцу, неотъемлемы от его существа. Подобное измерение современным человеком на свой аршин мыслимого неочеловека будущего сразу исключает проективный план философской антропологии. А именно он приобретает сейчас особую актуальность.

Остается добавить, что на пути к сверхзадаче - радикальному продлению жизни вплоть до кибернетического бессмертия - нас, несомненно, ждут выдающиеся открытия и изобретения. Они появляются уже сегодня и служат важнейшим практическим задачам (искусственное сердце, которое его французские создатели готовятся запустить в массовое производство, протезы конечностей, управляемые из мозга и экзоскелеты, о которых говорилось выше, гибридные системы, создающие новый тип самоорганизации и новые способы осуществления информационных процессов, новые интерфейсы "мозг-компьютер-внешний предмет" и многое другое; на повестке дня - квантовые компьютеры, нанороботы и аватары (идея "аватара" стала уже настолько популярна, что о создании российского аватара - правда, скорее всего, для военных целей - недавно говорил вице-премьер Рогозин; полезно в этом отношении познакомиться с опубликованными отчетами за последние годы знаменитой американской ДАРПА, где указываются уже полученные результаты по созданию аватаров; а некоторые наши ведущие философские специалисты по проблеме человека до сих пор боятся даже этого слова - "как бы чего не вышло?").

Образ "котлована" для аватара, который использует П. Д. Тищенко, желая подчеркнуть особую оригинальность и образность мысли, вряд ли впечатляет. Более уместно использовать этот образ в экзистенциальном значении - углубляющегося "котлована" абсурда, неопределенности и самообмана, ничтожества духа и обывательского безволия в умах тех, кто относит себя к числу представителей интеллектуальной элиты, тех, кто продолжает играть в привычные конкурентные игры, погружен в мелкие личные амбиции и интересы, искусно вытесняет из своего и из общественного сознания грозные симптомы надвигающейся антропологической катастрофы в то время, когда от нашей интеллектуальной элиты ждут сплочения, напряжения сил и решимости для основательного осмысления глобальных проблем земной цивилизации и судьбоносных действий.

стр. 220

 
 
Заглавие статьи Наши авторы
Источник Вопросы философии, № 3, Март 2015, C. 221
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 6.4 Kbytes
Количество слов  
   

Наши авторы

БЫЧКОВ Виктор Васильевич - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН D.Sc, Professor, Chief Research Fellow
СИДОРИНА Татьяна Юрьевна -доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
ПОДОЛЬСКИЙ Вадим Андреевич - аспирант сектора истории политической философии Института философии РАН
ГУБАНОВ Николай Иванович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Тюменской государственной медицинской академии
ГУБАНОВ Николай Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана
ДОЖДИКОВА Раиса Нуриевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философских учений Белорусского национального технического университета
АЛЕКСЕЕВА Дарья Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ
ТРУФАНОВА Елена Олеговна - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник сектора теории познания Института философии РАН
ЯКОВЛЕВА Александра Федоровна - кандидат политических наук, ученый секретарь Института философии РАН
ЛОБАСТОВ Геннадий Васильевич - доктор философских наук, профессор РГГУ, президент Философского общества "Диалектика и культура", председатель Программного комитета "Ильенковских чтений"
МАЙДАНСКИЙ Андрей Дмитриевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии Белгородского государственного университета
КАНТОР Владимир Карлович -доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", член редколлегии журнала "Вопросы философии"
АНТОЩЕНКО Александр Васильевич - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории Петрозаводского государственного университета
ГАЧЕВА Анастасия Георгиевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М Горького РАН
МЕЩЕРЯКОВ Александр Николаевич -доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС при Президенте РФ
ЛУНГИНА Дарья Андреевна -доцент философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, научный руководитель отделения культурологии, кандидат философских наук
ЯМПОЛЬСКАЯ Анна Владимировна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра феноменологической философии, профессор кафедры современных проблем философии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ ГУ-ВШЭ
БЛОХИНА Наталья Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

стр. 221

 
 
Заглавие статьи Authors
Источник Вопросы философии, № 3, Март 2015, C. 222
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 6.1 Kbytes
Количество слов  
   

Authors

BYCHKOV Victor -DSc in Philosophy, Professor, Chief Research Fellow, Institute of Philosophy RAS
SIDORINA Tatiana - DSc in Philosophy, Professor of National Research University "Higher School of Economics"
PODOLSKIY Vadim - Postgraduate student, Department of History of Political Philosophy, Institute of Philosophy RAS
GUBANOV Nikolai Ivanovich - DSc in Philosophy, Professor, Head of Department of Philosophy of Tyumen State Medical Academy
GUBANOV Nikolai Nikolaevich - CSc (PhD) in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscov State Technical University
DOZHDIKOVA Raisa - CSc (PhD) in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy, Belarusian National Technical University
ALEXEEVA Daria -CSc (PhD) in Philosophy, Docent, Russian Presidental Academy of National Economy and Public Administration
TRUFANOVA Elena - CSc (PhD) in Philosophy, Associate Professor, Senior Research Fellow, Department of the Theory of Knowledge, Institute of Philosophy RAS
YAKOVLEVA Alexandra - CSc (PhD) in Political Sciences, Scientific Secretary of the Institute of Philosophy RAS
LOBASTOV Gennadiy -CSc (PhD) in Philosophy, Professor of Philosophy of Russian Humanitarian University
MAIDANSKY Andrey - CSc (PhD) in Philosophy, Professor of Philosophy Belgorod National Research University
KANTOR Vladimir - DSc in Philosophy, National Research University "Higher School of Economics", Member of Editorial Council, Journal "Voprosy Filosofii" ("Problems of Philosophy"), member of Union of Russian Writers
ANTOSHCHENKO Aleksandr - DSc in History, Professor of the Department of Russian History at Petrozavodsk State University
GACHEVA Anastasia -CSc in Philology, Leading scientist of Gorkiy Institute of World Literature RAN
MESHERYAKOV Alexander - DSc in History, Professor, Russian State University for Humanities; School of Actual Studies in Humanities, Russian Presidental Academy of National Economy and Public Administration
LOUNGINA Darya - CSc (PhD) in Philosophy, Associate Professor, Director of Cultural Studies Educational Program, Philosophy Faculty, Lomonosov Moscow State University
YAMPOLSKAYA Anna - DSc in Philosophy, Leading Research Fellow, Centre for Phenomenological Philosophy; Professor, Department of Contemporary Problems of Philosophy, Faculty of Philosophy, Russian State University for Humanities; Senior Research Fellow, Centre for Fundamental Sociology, National Research University "Higher School of Economics"
BLOKHINA Natalia - DSc in Philosophy, Associate Professor, Chair of Philosophy, Yesenin Ryazan State University

стр. 222


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: