Причины наднационального характера аналитической философии

Ганс Слуга видит в аналитической философии по-настоящему интер- и наднациональное движение, каким когда-то была средневековая схоластика [Слуга 1998, 112]. Принято говорить о французском рационализме, британском эмпиризме, немецком идеализме, то-

стр. 191

гда как представители аналитического движения не рекрутировались из числа философов одной или двух национальностей. Философия анализа не является исключительно британским занятием (вопреки мнению Хакера), англо-австрийским (вопреки Даммиту) или англо-американским (как полагает большинство других исследователей). Немец Фреге, англичанин Рассел и австриец Витгенштейн были основателями нового философского направления, что явно указывает на его интернациональный характер и делает надуманным разделение философии XX в. на "островную" (аналитическую) и "континентальную" (метафизическую). "Аналитическая философия сегодня является международным движением", - констатируют отечественные исследователи [Аналитическая философия 2006, 15].

Какие особенности аналитической философии позволяют ей легко распространяться по всем весям? По мнению Слуги, новый стиль философствования был с самого начала связан с математикой, символической логикой и физикой, которые не столь ангажированы вненаучными интересами. Второй важной особенностью аналитической философии, с его точки зрения, было то, что она носила неисторический и даже антиисторический характер. Человек, захотевший заниматься аналитической философией, не обязан быть связанным с какой-то национальной интеллектуальной традицией, какими-то определенными взглядами. Именно антиисторизм дает аналитической философии уверенность в том, что она несет новое начало. Феноменология Эдмунда Гуссерля с ее лозунгом "Назад к вещам" в этом плане очень похожа на аналитическую философию. Эти два направления пытаются преодолеть пласты истории и вырваться в пространство "чистого" сознания и неотягченной социумом реальности. Антиисторизм вообще отличает классическую рационалистическую философию. Ричард Рорти писал, что "один из способов понимания того, как аналитическая философия входит в традиционную картезианско-кантианскую структуру, заключается в том, чтобы рассматривать философию как попытку выйти за пределы истории" [Рорти 1997, 7].

Мы разделяем тезис Слуги об антиисторизме аналитической философии. Часто философы-аналитики "не замечают" исторической пропасти между теми, кто жил века назад, и своими современниками. Идеи философов прошлых эпох сравниваются с идеями наших дней без скидок на условия их возникновения ("модальности высказывания", по Фуко). Но является ли такой подход всесторонне информативным? И главное - не противоречит ли он принципу контекстуальности, вырабатываемому коммуникационными концепциями языка? Эти вопросы требуют обсуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: