Управление технической службой

Содержание ПМ в состоянии постоянной технической готовности и поддержание эффективности функционирования систем и механизмов требует непрерывного их контроля и обслуживания. Проведение этих работ составляет основу технического обеспечения. Оно включает мероприятия и средства, обеспечивающие:

содержание пожарной и аварийно-спасательной техники в состоянии постоянной технической готовности к использованию;

эффективную и надежную работу машин при использовании их по прямому назначению;

поддержание машин в работоспособном и пригодном к применению состоянии при их хранении;

техническую подготовку личного состава.

Техническое обеспечение осуществляется на основании требований нормативных актов по:

управлению техническим обеспечением;

периодичности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных и аварийно-спасательных машин;

организации хранения пожарной техники и ПТВ на складах и базах хранения;

организации материально-технического обеспечения пожарных подразделений технической службы.

Организация и руководство техническим обеспечением осуществляется соответствующими управлениями Главного управления МЧС России по субъектам РФ.

Все пожарные части и части технической службы по вопросам технического обеспечения подчинены отделам Управления вооружения и техники и отделам Управления МТО, как указано на рис.12.4.

В крупных территориальных образованиях образуются управления административных округов (рис.12.5). в каждом таком управлении, например в г.Москва, имеется отдел материально-технического обеспечения, включающий два отделения: вооружения и техники и материального обеспечения

Каждое из Управлений выполняет определенный комплекс работ. Ниже кратко изложено их содержание.

Управление вооружения техники:

организует руководство техническим обеспечением;

организует разработку проектов нормативно-правовых актов;


Рис. 12.4 Структура технической службы субъектов РФ

Рис. 12.5 Структура технической службы Московского гарнизона


осуществляет подготовку заказа на производство, закупку и текущий ремонт вооружения и специальной техники;

осуществляет централизованную закупку материально-технических средств для эксплуатации и текущего ремонта вооружения и специальной техники;

контролирует выполнение поставок вооружения, спецтехники и пожарно-технической продукции, а также мероприятий по обеспечению безаварийной эксплуатации и технического состояния автотехники;

руководит техническим обеспечением МЧС, а также деятельностью баз и складов МТО.

Управление МТО:

разрабатывает проект плана материально-технического обеспечения на год;

принимает участие в испытаниях новых образцов продукции, также в разработке проектов планов боеготовности подразделений;

определяет порядок эксплуатации, ремонта, учета и списания материальных средств;

осуществляет контроль расходования ГСМ и ОВ;

осуществляет руководство деятельностью баз, складов МТО производственно-технических центров (ПТЦ).

Наличие в ГПС специальных частей технической службы обусловливает организацию технического обеспечения на двух уровнях:

в пожарных частях (ПЧ), в гаражах и на постах технического обслуживания;

в частях и подразделениях технической службы (ТС): производственно-технических центрах (ПТЦ); отрядах (ОТС) и частях (ЧТС) технической службы и отдельных постах технического обслуживания.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ и муниципальных (местных) образований формируются гарнизоны пожарной охраны. Местные гарнизоны ПО входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов.

Начальниками гарнизонов ПО являются:

территориального гарнизона старшее должностное лицо Главного управления из числа начальствующего состава Федеральной противопожарной службы (далее ФПС), допущенное к руководству тушения пожаров;

местного гарнизона – начальники подразделений ФПС, допущенные к тушению пожаров.

В территориальных и местных гарнизонах ПО для обеспечения их функционирования организуются нештатные службы, в том числе, нештатная техническая служба. Эти нештатные органы управления возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны. Руководство ими возглавляет начальник гарнизона.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения оперативных действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 12.6). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.

Рис. 12.6. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы (рис. 12.7) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 12.7). В состав ТС входят также: 2 – отдельные посты ТО;
3 – рукавный пост; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база МТО и
6 – пункт отгрузки запасных частей.

 
 


Рис. 12.7. Состав технической службы:

1 – участки ПО(Ч)ТС; 2 – отдельный пост ТО; 3 – рукавный пост ТО;
4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база материального обеспечения;
6 – пункт отгрузки запасных частей

Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею.

Объем задач технической службы. Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах
60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в
5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА
в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.

Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.

В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.

Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.

 
 


  Организация содержания ПТ Обеспечение ПТ и ПТВ Прием ПТ и организация учета ее работы
  ЕТО Обеспечение ОВ Организация ТО и ремонта ПА, ПТВ, средств связи и объектов
  ТО на пожаре Снабжение эксплуатационными материалами Обучение личного состава. Обеспечение охраны труда
  ТО после пожара Обеспечение ремонта ПТ и объекта Обобщение опыта и совершенствование эксплуатации

Рис. 12.8. Объем задач, решаемых ТС

Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.

Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле

(12.6)

где ng – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);
Т ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч; n п – количество пожаров в году;
Т пп – трудоемкость обслуживания после пожара.

При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.

Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТОсо. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять,
а ТОсо – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шасси
Т ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. Выразим Т то-1 через трудоемкость ТО-2. Примем
Т то-1 = (1/3 – 2/3) Т то-2, Т со= 0,2 Т то-2. Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна

(12.7)

где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е. К ТР = 1,2. При этом из П2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.

Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит
(53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения
(25 – 79) чел.-ч на 1000 км.

Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.

Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.

Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет

. (12.8)

Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.

Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.

Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.

Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.

Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.

Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.

В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.

В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.

В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники пожарно-технических центров, пожарных отрядов (частей) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.

Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 12.9. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.

Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.

Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность эффективно тушить пожары и ликвидировать последствия аварий.


Рис. 12.9. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: