Пожарными автомобилями комплектуют пожарные части всей страны. Ее огромная территория крайне разнообразна по природными, дорожным и климатическим условиям. По особенностям дислокации пожарных частей. Качества дорожных покрытий и типа рельефа местности вся территория страны разделена на пять категорий условий (КУЭ), а по климатическим условиям – на семь климатических районов от очень холодного до умеренного климата.
В этих, сильно различающихся условиях, по-разному будут нагружаться механизмы ПА при их эксплуатации. Следовательно, с усложнением условий эксплуатации потребуется производить техническое обслуживание и ремонты более часто, чем в первой категории условий эксплуатации. Это потребовало осуществлять корректировку нормативов на периодичность проведения ТО и ремонтов и их трудоемкости. Она производится с учетом категории условия эксплуатации (КУЭ) и климатических условий (см.главу 6, табл.6.1 и 6.2).
Категория условий эксплуатации. Обозначим индексом j рассматриваемые нормативы, а индексом i - КУЭ (см.табл.12.2). Тогда коэффициент корректирования любого норматива в любой КУЭ записывается как Kij. Численные их значения представлены в табл.12.2.
|
|
Таблица 12.2
Категория условий эксплуатации (КУЭ) | Обозначение КУЭ, i | Нормативы, Nj | |||||
Периодичность технического обслуживания ТТО-2, км | Удельная трудоемкость текущего ремонта, t чел.-ч | Пробег до капитального ремонта, Ткр, км | Расход запасных частей, Р, единиц | ||||
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 0,9 | 1,0 1,1 | |||
II | 0,9 | 1,1 | |||||
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 0,7 | 1,25 | 1,40 | |
IV | 0,7 | 1,3 | 0,7 | 0,6 | 1,40 | 1,65 | |
V | 0,6 | 1,4 | 0,6 | 0,5 | 1,65 | 2,0 |
Примечание. В правой части колонок 3 и 4 указаны коэффициенты Kij для двигателей.
Исходными значениями нормативов являются нормативы первой КУЭ. Они были подвергнуты корректировке для третьей КУЭ, которые и стали основными нормативами, которые используются на большей части территории страны. Для всех других КУЭ необходима корректировка нормативов.
Последовательность корректировки уясним на приводимом ниже примере. Необходимо установить периодичность обслуживания ТТО-2 для пятой КУЭ. Нормативное значение периодичности обслуживания ТТО-2 = 7000 км пробега ПА (для третья КУЭ!). Следует, прежде всего, установить ТТО-2 для первой КУЭ (при i = 1). Легко видеть, что это осуществляется делением установленного норматива на коэффициент К1 = 0,8 (III категория условий эксплуатации). В результате деления получим значение ТТО-2 = 8750 км для первой КУЭ. Для определения ТТО-2 = 8750 умножить на К1 пятой КУЭ, т.е. К1 = 0,6. В результате умножения получим ТТО-2 = 8750·0,6 = 5250 км. Полученное значение округляют до целых сотен километров – ТТО-2 = 5200 км.
|
|
Аналогичным образом осуществляется корректирование остальных нормативов.
В общем виде все вычисления следует производить по формуле
= , (12.1)
где – определяемый норматив;
– норматив третьей КУЭ (т.е. действующий);
– коэффициент корректировки для третьей КУЭ;
– коэффициент корректировки для определяемого норматива.
Природно-климатические условия (ПКУ). Климатические факторы также оказывают большое влияние как на долговечность и надежность пожарной техники, так и на работоспособность личного состава, обслуживающего ее. При переходе от умеренного к очень холодному климату увеличивается интенсивность изнашивания механизмов, снижается надежность их работы. Поэтому нормативные показатели эксплуатации ПА, установленные для умеренного климата, корректируются в других климатических районах. Как правило, значительно уменьшается периодичность технического обслуживания и пробег до капитального ремонта и увеличиваются трудоемкость текущего ремонта и расход запасных частей. Коэффициенты корректирования и особенности их использования приводятся в табл.12.3.
Таблица 12.3
Характеристика района | Обозначение Р | Нормативы Ni | Зональ- ный коэффи- циент, К3 | ||||
Периодичность технического обслуживания, ТТО-2 | Удельная трудоемкость текущего ремонта, t, чел.-ч | Пробег до капитального ремонта, Ткр, км | Расход запасных частей | ||||
Коэффициент K'3 | |||||||
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | ||
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 0,9 | ||
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 | 1,1 | ||
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | 1,25 | 1,2 | ||
Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 | 1,4 | 1,3 | ||
Коэффициент K''3 | |||||||
Район с высокой агрессивностью окружающей среды | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 | 1,1 | ||
Примечания:
1. Корректирование нормативов производится для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в других районах.
2. Районирование территории России по природно-климатическим условиям приведено в шестой главе.
3. Для не указанных районов коэффициент корректированияK'3 равен 1,0.
4. Агрессивность окружающей среды учитывается при постоянном использовании автомобилей в районах, указанных в табл.6.2 главы 6, а также при перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.
Таким образом, с учетом корректирования нормативов категория условий эксплуатации и в зависимости от природно-климатических условий общий коэффициент корректирования нормативов определяется их произведением
K = K'3, (12.2)
где - коэффициент по категориям условий эксплуатации (см.табл.12.2);
K'3 – коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий.
В случае районов с высокой агрессивностью окружающей среды вводится и коэффициент K''3 (см.табл.12.2). Таким образом,
K = K'3 K''3. (12.3)
В итоге необходимые периодичность ТО или ремонта должны корректироваться по природно-климатическим условиям.
Производится корректировка трудоемкости технического обслуживания ТО-2, а также всех ремонтов. Эти нормативы разработаны для умеренного климатического района. В районах с другими климатическими условиями осуществляется корректировка трудоемкости t чел.-ч проведения ТО-2 и всех видов ремонта введением зонального коэффициента K3. Его значения приведены в табл.12.3. Тогда, скорректированные значения трудоемкостей технических воздействий будут равны
tpj = tpjн K3, (12.4)
где tpj – скорректированная трудоемкость ТО-2, КР и т.д.; tpjн – нормативные значения трудоемкости.
Трудоемкость ТО и Р возрастает с увеличением срока службы ПА. Это учитывается коэффициентом эксплуатации К э, зависящим от срока службы машин (табл.12.4).
|
|
Таблица 12.4
Срок службы ПА | К э |
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет Свыше 15 лет | 1,2 1,4 1,5 |
С учетом табл.12.4 определим
tpj = tpjн K3 К э. (12.5)
Нормативы N и t после корректировки для заданных значений КУЭ и природно-климатических условий должны утверждаться руководством Управления техники и вооружения ГУ МЧС объекта РФ.