Корректировка нормативов ТО и ремонта ПА

Пожарными автомобилями комплектуют пожарные части всей страны. Ее огромная территория крайне разнообразна по природными, дорожным и климатическим условиям. По особенностям дислокации пожарных частей. Качества дорожных покрытий и типа рельефа местности вся территория страны разделена на пять категорий условий (КУЭ), а по климатическим условиям – на семь климатических районов от очень холодного до умеренного климата.

В этих, сильно различающихся условиях, по-разному будут нагружаться механизмы ПА при их эксплуатации. Следовательно, с усложнением условий эксплуатации потребуется производить техническое обслуживание и ремонты более часто, чем в первой категории условий эксплуатации. Это потребовало осуществлять корректировку нормативов на периодичность проведения ТО и ремонтов и их трудоемкости. Она производится с учетом категории условия эксплуатации (КУЭ) и климатических условий (см.главу 6, табл.6.1 и 6.2).

Категория условий эксплуатации. Обозначим индексом j рассматриваемые нормативы, а индексом i - КУЭ (см.табл.12.2). Тогда коэффициент корректирования любого норматива в любой КУЭ записывается как Kij. Численные их значения представлены в табл.12.2.

Таблица 12.2

Категория условий эксплуатации (КУЭ) Обозначение КУЭ, i Нормативы, Nj
       
Периодичность технического обслуживания ТТО-2, км Удельная трудоемкость текущего ремонта, t чел.-ч Пробег до капитального ремонта, Ткр, км Расход запасных частей, Р, единиц
I   1,0 1,0 1,0 0,9 1,0 1,1
II   0,9 1,1
III   0,8 1,2 0,8 0,7 1,25 1,40
IV   0,7 1,3 0,7 0,6 1,40 1,65
V   0,6 1,4 0,6 0,5 1,65 2,0

Примечание. В правой части колонок 3 и 4 указаны коэффициенты Kij для двигателей.

Исходными значениями нормативов являются нормативы первой КУЭ. Они были подвергнуты корректировке для третьей КУЭ, которые и стали основными нормативами, которые используются на большей части территории страны. Для всех других КУЭ необходима корректировка нормативов.

Последовательность корректировки уясним на приводимом ниже примере. Необходимо установить периодичность обслуживания ТТО-2 для пятой КУЭ. Нормативное значение периодичности обслуживания ТТО-2 = 7000 км пробега ПА (для третья КУЭ!). Следует, прежде всего, установить ТТО-2 для первой КУЭ (при i = 1). Легко видеть, что это осуществляется делением установленного норматива на коэффициент К1 = 0,8 (III категория условий эксплуатации). В результате деления получим значение ТТО-2 = 8750 км для первой КУЭ. Для определения ТТО-2 = 8750 умножить на К1 пятой КУЭ, т.е. К1 = 0,6. В результате умножения получим ТТО-2 = 8750·0,6 = 5250 км. Полученное значение округляют до целых сотен километров – ТТО-2 = 5200 км.

Аналогичным образом осуществляется корректирование остальных нормативов.

В общем виде все вычисления следует производить по формуле

= , (12.1)

где – определяемый норматив;

– норматив третьей КУЭ (т.е. действующий);

– коэффициент корректировки для третьей КУЭ;

– коэффициент корректировки для определяемого норматива.

Природно-климатические условия (ПКУ). Климатические факторы также оказывают большое влияние как на долговечность и надежность пожарной техники, так и на работоспособность личного состава, обслуживающего ее. При переходе от умеренного к очень холодному климату увеличивается интенсивность изнашивания механизмов, снижается надежность их работы. Поэтому нормативные показатели эксплуатации ПА, установленные для умеренного климата, корректируются в других климатических районах. Как правило, значительно уменьшается периодичность технического обслуживания и пробег до капитального ремонта и увеличиваются трудоемкость текущего ремонта и расход запасных частей. Коэффициенты корректирования и особенности их использования приводятся в табл.12.3.

Таблица 12.3

  Характеристика района Обозначение Р Нормативы Ni Зональ- ный коэффи- циент, К3
       
Периодичность технического обслуживания, ТТО-2 Удельная трудоемкость текущего ремонта, t, чел.-ч Пробег до капитального ремонта, Ткр, км Расход запасных частей
Коэффициент K'3
Умеренный   1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный     1,0   0,9   1,1   0,9   0,9
Умеренно холодный   0,9 1,1 0,9 1,1 1,1
Холодный   0,9 1,2 0,8 1,25 1,2
Очень холодный   0,8 1,3 0,7 1,4 1,3
Коэффициент K''3
Район с высокой агрессивностью окружающей среды     0,9   1,1   0,9   1,1   1,1
               

Примечания:

1. Корректирование нормативов производится для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в других районах.

2. Районирование территории России по природно-климатическим условиям приведено в шестой главе.

3. Для не указанных районов коэффициент корректированияK'3 равен 1,0.

4. Агрессивность окружающей среды учитывается при постоянном использовании автомобилей в районах, указанных в табл.6.2 главы 6, а также при перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.

Таким образом, с учетом корректирования нормативов категория условий эксплуатации и в зависимости от природно-климатических условий общий коэффициент корректирования нормативов определяется их произведением

K = K'3, (12.2)

где - коэффициент по категориям условий эксплуатации (см.табл.12.2);

K'3 – коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий.

В случае районов с высокой агрессивностью окружающей среды вводится и коэффициент K''3 (см.табл.12.2). Таким образом,

K = K'3 K''3. (12.3)

В итоге необходимые периодичность ТО или ремонта должны корректироваться по природно-климатическим условиям.

Производится корректировка трудоемкости технического обслуживания ТО-2, а также всех ремонтов. Эти нормативы разработаны для умеренного климатического района. В районах с другими климатическими условиями осуществляется корректировка трудоемкости t чел.-ч проведения ТО-2 и всех видов ремонта введением зонального коэффициента K3. Его значения приведены в табл.12.3. Тогда, скорректированные значения трудоемкостей технических воздействий будут равны

tpj = tpjн K3, (12.4)

где tpj – скорректированная трудоемкость ТО-2, КР и т.д.; tpjн – нормативные значения трудоемкости.

Трудоемкость ТО и Р возрастает с увеличением срока службы ПА. Это учитывается коэффициентом эксплуатации К э, зависящим от срока службы машин (табл.12.4).

Таблица 12.4

Срок службы ПА К э
До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет Свыше 15 лет 1,2 1,4 1,5

С учетом табл.12.4 определим

tpj = tpjн K3 К э. (12.5)

Нормативы N и t после корректировки для заданных значений КУЭ и природно-климатических условий должны утверждаться руководством Управления техники и вооружения ГУ МЧС объекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: