Методы диагностики когнитивного развития

А. И. Вансовская, Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко

Изучение вербальной

И невербальной памяти

Изучение устойчивости

И концентрации внимания

Изучение образного

И логического мышления



Когнитивные процессы

К числу основных когнитивных процессов относятся память, внимание, мышление.

Память — запоминание, сохранение, последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обес­печивающее его особо ясное отражение.

Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительно­сти человеком в ее существенных связях и отношениях.

Комплексное микровозрастное изучение характера когнитивных процес­сов в различные возрастные периоды жизни позволяет решать задачи, свя­занные с исследованием возрастных и индивидуальных особенностей де­тей и взрослых.

Многочисленные исследования отечественных психологов (Е. Ф. Рыбал­ко, А. В. Скрипенко, С. А. Лукомской, Е. И. Степанова, Л. А. Головей, Н. А. Грищенко, Л. Н. Кулешовой) указывают на сложный характер разви­тия когнитивных процессов в онтогенезе человека, выраженный как в про­явлении гетерохронности развития, так и в усилении взаимосвязи между различными компонентами процессов с возрастом.

Предлагаемые методы диагностики памяти, внимания, мышления по­зволяют выявить специфику возрастных изменений на каждом этапе он­тогенеза.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте образуются два основных функциональных уров­ня памяти. К первичному уровню относится узнавание, которое в этом воз­расте продолжает интенсивно расти, и более сложный уровень — воспроиз­ведение. Теперь содержанием памяти является вербальный, осмысленный материал, а его механизмом — произвольное регулирование процесса запо­минания и воспроизведения.

В целом, в возрасте 4-5 лет ребенок удерживает в памяти 5-6 предметов или картинок из 10—15 предложенных, а в 6 лет — 7-8 предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: