Методы диагностики и исследования нравственной сферы взрослого

Диагностика уровня развития моральных суждений взрослого возможна с помощью теста Кольберга, описанного выше. Как уже упоминалось ранее, не все взрослые достигают последних уровней развития моральных суждений.

Кроме того, развитие нравственной сферы личности тесно коррелирует со структурой ценностных ориентаций человека. В. Н. Мясищев (1960) рассмат­ривал ценностные оринтации как центр духовного развития личности, как це­лостную систему сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе. Структура ценностных ориентаций взрослого наиболее дифферен­цирована и сформирована, более четкая и устойчивая, более осмысленная.

Находящиеся в определенной иерархии жизненные ценности оказывают влияние на человека, детерминируя его поведение. Рассматривая проблемы смысла и значения в жизни человека, С. Л. Рубинштейн32 видел функцию ценностей в регуляции поведения. Исследуя динамику этого процесса, он показал, что в ходе жизни происходит переоценка ценностей. Это является закономерным результатом перестройки взаимоотношений человека с окру­жающим миром и другими людьми. Те или иные ценности актуализируются
в результате изменения внутренних условий. Анализ конкретной ситуации обнаруживает динамику вступления в строй, выключения и восстановления различных ценностей.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития взрослого может осуществляться при помощи методики Юсупова (с. 114). Диагностика поведенческого компонента проводится с помощью эксперт­ных оценок, общие требования к которым изложены в разделе по диагно­стике поведенческого компонента нравственного сознания школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: