Некоторые общие положения

1. Определенность высказываний. Высказывания по поводу деятельнос­ти, которые квалифицируются рассказчиком как возможные или вероят­ные, учитываются, если они подпадают под ту или иную категорию. На­пример: Возможно, он только что работал.

2. Альтернативность высказываний. Если дается еще не разрешенная аль­тернатива, то обе возможности учитываются как определенные. Пример: То ли он уверен, что справится, то ли сомневается (£ и £м).

3. Время действия. Безразлично, относится ли высказывание во времени к прошлому, настоящему или будущему.

4. Авторство высказываний. Ожидание успеха или неуспеха учитывается, когда речь идет о мыслях или высказываниях кого-либо из рассказа, а не об объективных констатациях.

Пример: Он боится, что разорится (£м); Мне кажется, что он разорит­ся (не £м).

5. Технические замечания.

1) Категории обоих ключей могут учитываться только один раз на каж­дый рассказ, даже если данная категория может быть отнесена к несколь­ким высказываниями в рассказе.

2) Противоположные категории обоих ключей, например £и £м, G^ и G~, могут учитываться в одном рассказе одновременно, за исключением оценоч­ных категорий (рассказ в целом не может оцениваться как амбивалентный).

3) Если неясно, к какой категории относится высказывание и это невоз­можно разрешить при помощи ключа, то не учитывается ничего.

Дополнительное замечание по содержанию рассказов.

В ситуациях, связанных с обучением и оценкой, деятельность и потреб­ности обучающего или оценивающего — преподавать, разъяснять, оказывать помощь и тому подобное — не анализируются, так как эти деятельности и пот­ребности, как правило, вытекают из социальных отношений преподавателя и ученика, мастера и ученика и т. п.

Примеры:

I. Картина 4

1. Что здесь происходит? Кто эти люди?

/ — Инженер пришел обсудить предложенный им проект с директором предприятия. В данный момент он у входа в его кабинет, но не решается войти, его одолевают сомнения.

2. Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим?

Ем — Инженер долго и упорно разрабатывал проект, но сомневается в возможности его осуществления, ибо он требует много затрат.

3. Что думает каждый изображенный на картинке человек? Чего они хотят?

В — Инженер надеется доказать рентабельность своего проекта.

4. Что произойдет дальше? Чем все закончится?

L —Директор одобрит предложение инженера и вынесет ему благодарность.

Итого:/, Ем, В, Ьи оценочная категория Тк

И. Картина 2

1. Что здесь происходит? Кто эти люди?

G~ — Учитель географии вызвал ученика-двоечника, который опять не выучил урок. Ученик волнуется, нервничает, вся эта ситуация ему крайне неприятна.

2. Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим?

Ученик вел себя, по-видимому, плохо, чем привлек внимание учителя.

3. Что думает каждый изображенный на картинке человек? Чего они хотят?

Вм — Учитель хочет услышать от ученика правильный ответ на заданный

вопрос. Ученик хочет во что бы то ни стало выкрутиться.

/м — Он начинает говорить все, что помнит о географии вообще, сочи­няет что-то, лишь бы не поставили двойку.

4. Что произойдет дальше? Чем все это закончится?

М — Закончится тем, что учитель, разгневанный учеником, поставит ему единицу.

Итого: G~, Вм, /, Ми оценочная категория Thm.

После обработки всех рассказов суммируется количество категорий В, Е, /, L, (?и Th по всем шести рассказам. Это показатель «надежды на успех» (НЕ).

Затем суммируется количество категорий Вм, Ем, /м, G~, Т, Nhm по всем шести рассказам. Это показатель «боязни неудачи» (FM). Сумма этих пока­зателей (НЕ + FM) рассматривается как индекс суммарной мотивации дос­тижения, их разность (НЕ — FM) — как показатель «чистой надежды», по­казывающий, какой из мотивов является преобладающим (знак «+» или «—») и в какой степени (абсолютная величина).

С практической точки зрения важным представляется следующее. В об­щем случае лица, характеризующиеся преобладанием мотива «надежда на успех», предпочитают выполнять задания, субъективно воспринимаемые как средние по своей трудности (так как в этом случае есть возможность продемонстрировать высокий уровень личных достижений), и успешно их выполняют. И наоборот, очень легкие или очень трудные задачи (соответ­ственно с очень высокими или низкими вероятностями успеха) вызывают у них скуку и отвращение, что отрицательно сказывается на результатах выполнения таких заданий.

Лица, характеризующиеся преобладанием мотива «боязнь неудачи», пред­почитают задания либо с очень высокой, либо с очень низкой субъективной вероятностью успеха — в первом случае неудача почти невозможна, а во вто­ром случае она не воспринимается как свидетельство личной некомпетент­ности. Положительная установка на выполнение таких заданий значитель­но повышает их результаты.

Это важно учитывать при организации обучающего эксперимента, в си­туациях, включающих элементы познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: