1. Определенность высказываний. Высказывания по поводу деятельности, которые квалифицируются рассказчиком как возможные или вероятные, учитываются, если они подпадают под ту или иную категорию. Например: Возможно, он только что работал.
2. Альтернативность высказываний. Если дается еще не разрешенная альтернатива, то обе возможности учитываются как определенные. Пример: То ли он уверен, что справится, то ли сомневается (£ и £м).
3. Время действия. Безразлично, относится ли высказывание во времени к прошлому, настоящему или будущему.
4. Авторство высказываний. Ожидание успеха или неуспеха учитывается, когда речь идет о мыслях или высказываниях кого-либо из рассказа, а не об объективных констатациях.
Пример: Он боится, что разорится (£м); Мне кажется, что он разорится (не £м).
5. Технические замечания.
1) Категории обоих ключей могут учитываться только один раз на каждый рассказ, даже если данная категория может быть отнесена к нескольким высказываниями в рассказе.
|
|
2) Противоположные категории обоих ключей, например £и £м, G^ и G~, могут учитываться в одном рассказе одновременно, за исключением оценочных категорий (рассказ в целом не может оцениваться как амбивалентный).
3) Если неясно, к какой категории относится высказывание и это невозможно разрешить при помощи ключа, то не учитывается ничего.
Дополнительное замечание по содержанию рассказов.
В ситуациях, связанных с обучением и оценкой, деятельность и потребности обучающего или оценивающего — преподавать, разъяснять, оказывать помощь и тому подобное — не анализируются, так как эти деятельности и потребности, как правило, вытекают из социальных отношений преподавателя и ученика, мастера и ученика и т. п.
Примеры:
I. Картина 4
1. Что здесь происходит? Кто эти люди?
/ — Инженер пришел обсудить предложенный им проект с директором предприятия. В данный момент он у входа в его кабинет, но не решается войти, его одолевают сомнения.
2. Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим?
Ем — Инженер долго и упорно разрабатывал проект, но сомневается в возможности его осуществления, ибо он требует много затрат.
3. Что думает каждый изображенный на картинке человек? Чего они хотят?
В — Инженер надеется доказать рентабельность своего проекта.
4. Что произойдет дальше? Чем все закончится?
L —Директор одобрит предложение инженера и вынесет ему благодарность.
Итого:/, Ем, В, Ьи оценочная категория Тк
И. Картина 2
1. Что здесь происходит? Кто эти люди?
G~ — Учитель географии вызвал ученика-двоечника, который опять не выучил урок. Ученик волнуется, нервничает, вся эта ситуация ему крайне неприятна.
|
|
2. Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим?
Ученик вел себя, по-видимому, плохо, чем привлек внимание учителя.
3. Что думает каждый изображенный на картинке человек? Чего они хотят?
Вм — Учитель хочет услышать от ученика правильный ответ на заданный
вопрос. Ученик хочет во что бы то ни стало выкрутиться.
/м — Он начинает говорить все, что помнит о географии вообще, сочиняет что-то, лишь бы не поставили двойку.
4. Что произойдет дальше? Чем все это закончится?
М — Закончится тем, что учитель, разгневанный учеником, поставит ему единицу.
Итого: G~, Вм, /, Ми оценочная категория Thm.
После обработки всех рассказов суммируется количество категорий В, Е, /, L, (?и Th по всем шести рассказам. Это показатель «надежды на успех» (НЕ).
Затем суммируется количество категорий Вм, Ем, /м, G~, Т, Nhm по всем шести рассказам. Это показатель «боязни неудачи» (FM). Сумма этих показателей (НЕ + FM) рассматривается как индекс суммарной мотивации достижения, их разность (НЕ — FM) — как показатель «чистой надежды», показывающий, какой из мотивов является преобладающим (знак «+» или «—») и в какой степени (абсолютная величина).
С практической точки зрения важным представляется следующее. В общем случае лица, характеризующиеся преобладанием мотива «надежда на успех», предпочитают выполнять задания, субъективно воспринимаемые как средние по своей трудности (так как в этом случае есть возможность продемонстрировать высокий уровень личных достижений), и успешно их выполняют. И наоборот, очень легкие или очень трудные задачи (соответственно с очень высокими или низкими вероятностями успеха) вызывают у них скуку и отвращение, что отрицательно сказывается на результатах выполнения таких заданий.
Лица, характеризующиеся преобладанием мотива «боязнь неудачи», предпочитают задания либо с очень высокой, либо с очень низкой субъективной вероятностью успеха — в первом случае неудача почти невозможна, а во втором случае она не воспринимается как свидетельство личной некомпетентности. Положительная установка на выполнение таких заданий значительно повышает их результаты.
Это важно учитывать при организации обучающего эксперимента, в ситуациях, включающих элементы познавательной деятельности.