I категория
1.5— потребность в достижении и успехе. Учитывается в тех случаях, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или работы, не выражая при этом неуверенности или опасений относительно возможности реализации цели. (Важны вербальные структуры: хочет, собирается, стремится, намерен, старается.)
Пример: Он надеется решить эту задачу.
2. Вм — потребность в избегании неуспеха. Учитывается во всех случаях, когда открыто высказываются или могут быть выявлены по некоторым признакам потребность, намерение, желание или надежда избегать неуспеха в деятельности. Часто в этих случаях ставится отрицательно сформулированная цель: Они стараются не сделать ошибок в работе.
3.1 — инструментальная деятельность. Учитывается, когда человек или группа лиц делают, делали или будут делать что-либо, что приблизит их к достижению цели или к решению задачи без помощи других.
Пример: Мальчик тщательно выполняет упражнение. (Важны вербальные структуры: пытается; высказывания, указывающие на исход или завершение деятельности, не учитываются; несущественные виды деятельности также не учитываются.)
|
|
4. / — инструментальная деятельность для избегания неуспеха. Учитывается, когда кто-либо делает или собирается делать что-то, чтобы избежать неуспеха или его последствий.
Примеры: Бухгалтер старается в работе не повторять своих ошибок; Он прятался за спиной мастера, чтобы на него не обратили внимания. (Обобщенная реакция на неудачу, в отличие от первого случая, где деятельность носит специальный характер.)
5. Е— ожидание успеха. Учитываются ожидания, связанные не только с полной уверенности в успехе, но и с его вероятностью.
Примеры: Он думает, что решит задачу; Ему кажется, что его новый роман будет пользоваться несомненным успехом.
6. Ет — ожидание неуспеха. Ожидание одного или нескольких лиц, что в процессе деятельности наступит неуспех, или другая высказанная неуверенность в достижении цели.
Примеры: Он не вполне уверен, что не сделал ошибку; Он не верит в то, что найдет решение.
1. L — похвала. Учитывается, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждает другого человека за хорошую работу.
Примеры: Учитель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку; Начальник повышает оклад служащему за хорошую работу.
8. Т— порицание. Учитывается открытая критика, высказываемая каким- либо человеком по поводу деятельности, способностей или достижений другого человека.
Примеры: Родители ругают его за плохие оценки; Все товарищи смеются над тем, как студент написал формулу на доске, а преподаватель говорит, что это совершенно непростительное упущение.
|
|
9. G* — положительное эмоциональное состояние. Здесь учитываются все положительные эмоции, относящиеся к работе, активному овладению заданием, к достижению и успеху.
Примеры: Он пишет сочинение и работает с радостью; Он радуется тому, что сумел справиться с этой трудностью.
10. G~ — отрицательное эмоциональное состояние. Учитываются отрицательные эмоциональные состояния, связанные с неуспехом, неспособностью продолжить деятельности и т. п.
Примеры: У него плохое настроение, потому что работа его не продвигается; Работа не доставляет ему удовольствия.
Парные категории закончились.
глава^диа^^.............. ИННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР личности.
II категория — из ключа М
М — неуспех. Учитывается, если деятельность заканчивается неудачей, а также в тех случаях, если упоминается неуспех в прошлом, который не устраняется соответствующим лицом.
Пример: Подмастерье неправильно изготовил деталь; Он провалил экзамен и на этот раз.
Эта категория не учитывается, если в конце рассказа говорится, что собственная цель все-таки достигается тем же самым лицом, даже при содействии других людей.
Оценочные категории
Th — Тема успеха. Условия, когда эта категория учитывается:
а) из категорий успеха имеется по меньшей мере йили £;
б) из категорий неуспеха — ничего, кроме G~ и £
Т — Тема неуспеха. Условия, когда эта категория учитывается:
а) из категорий неуспеха присутствуют по крайней мере Вм или М;
б) из категорий успеха не присутствует ничего, кроме /.