Обработка и интерпретация результатов. 1.5— потребность в достижении и успехе

I категория

1.5— потребность в достижении и успехе. Учитывается в тех случаях, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или работы, не выражая при этом неуверенности или опасений относительно возможности реализации цели. (Важны вербальные структу­ры: хочет, собирается, стремится, намерен, старается.)

Пример: Он надеется решить эту задачу.

2. Вм — потребность в избегании неуспеха. Учитывается во всех случаях, когда открыто высказываются или могут быть выявлены по некоторым при­знакам потребность, намерение, желание или надежда избегать неуспеха в деятельности. Часто в этих случаях ставится отрицательно сформулиро­ванная цель: Они стараются не сделать ошибок в работе.

3.1 — инструментальная деятельность. Учитывается, когда человек или группа лиц делают, делали или будут делать что-либо, что приблизит их к до­стижению цели или к решению задачи без помощи других.

Пример: Мальчик тщательно выполняет упражнение. (Важны вербальные структуры: пытается; высказывания, указывающие на исход или заверше­ние деятельности, не учитываются; несущественные виды деятельности так­же не учитываются.)

4. / — инструментальная деятельность для избегания неуспеха. Учитыва­ется, когда кто-либо делает или собирается делать что-то, чтобы избежать неуспеха или его последствий.

Примеры: Бухгалтер старается в работе не повторять своих ошибок; Он прятался за спиной мастера, чтобы на него не обратили внимания. (Обобщен­ная реакция на неудачу, в отличие от первого случая, где деятельность но­сит специальный характер.)

5. Е— ожидание успеха. Учитываются ожидания, связанные не только с полной уверенности в успехе, но и с его вероятностью.

Примеры: Он думает, что решит задачу; Ему кажется, что его новый ро­ман будет пользоваться несомненным успехом.

6. Ет — ожидание неуспеха. Ожидание одного или нескольких лиц, что в процессе деятельности наступит неуспех, или другая высказанная неуве­ренность в достижении цели.

Примеры: Он не вполне уверен, что не сделал ошибку; Он не верит в то, что найдет решение.

1. L — похвала. Учитывается, когда кто-либо хвалит, отмечает или на­граждает другого человека за хорошую работу.

Примеры: Учитель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку; Началь­ник повышает оклад служащему за хорошую работу.

8. Т— порицание. Учитывается открытая критика, высказываемая каким- либо человеком по поводу деятельности, способностей или достижений дру­гого человека.

Примеры: Родители ругают его за плохие оценки; Все товарищи смеются над тем, как студент написал формулу на доске, а преподаватель говорит, что это совершенно непростительное упущение.

9. G* — положительное эмоциональное состояние. Здесь учитываются все положительные эмоции, относящиеся к работе, активному овладению за­данием, к достижению и успеху.

Примеры: Он пишет сочинение и работает с радостью; Он радуется тому, что сумел справиться с этой трудностью.

10. G~ — отрицательное эмоциональное состояние. Учитываются отрица­тельные эмоциональные состояния, связанные с неуспехом, неспособнос­тью продолжить деятельности и т. п.

Примеры: У него плохое настроение, потому что работа его не продвига­ется; Работа не доставляет ему удовольствия.

Парные категории закончились.








глава^диа^^.............. ИННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР личности.


II категория — из ключа М

М — неуспех. Учитывается, если деятельность заканчивается неудачей, а также в тех случаях, если упоминается неуспех в прошлом, который не уст­раняется соответствующим лицом.

Пример: Подмастерье неправильно изготовил деталь; Он провалил экза­мен и на этот раз.

Эта категория не учитывается, если в конце рассказа говорится, что соб­ственная цель все-таки достигается тем же самым лицом, даже при содей­ствии других людей.

Оценочные категории

Th — Тема успеха. Условия, когда эта категория учитывается:

а) из категорий успеха имеется по меньшей мере йили £;

б) из категорий неуспеха — ничего, кроме G~ и £

Т — Тема неуспеха. Условия, когда эта категория учитывается:

а) из категорий неуспеха присутствуют по крайней мере Вм или М;

б) из категорий успеха не присутствует ничего, кроме /.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: