Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности

Для того чтобы раскрыть сущность коррекционно-педагогической деятельности необходимо обратиться к таким понятиям коррекционной педагогики, как «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

Коррекция Компенсация Реабилитация адаптация
Система специальных (психологических, медицинских и т. д.) и общепедаго-гических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направ- ленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспи-тательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка Процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека, в частности, на практически неограниченные возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга. Система мер по обеспечению или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Социальная реабилитация — система медико- педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность. Реабилитацию нередко рассматривают как результат, итог коррекционно-педагогической работы Процесс приспо-собления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих труд-ностей. Школь-ная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. Дез- адаптация - это состояние невоз-можности приспо-собиться к изменившимся условиям или преодолеть возни-кающие труднос- ти. Например, результаты школьной дезадап-тации – неуспе-ваемость, отставание в освоении школьной программ-мы, негативное отношение к учению, пропуски занятий, педагоги-ческая запущен-ность, асоциальное поведение и т. п.

Коррекционно-педагогическая деятельность (ее структура, содержание, диагностика и технология коррекционного процесса) является предметом изучения не только специальной педагогики, но и специальной психологии, медицины. В коррекционной педагогике (А. Д. Гонеев и другие) коррекционно-педагогическая деятельность рассматривается как составная часть педагогической деятельности, учебно-воспитательного процесса в целом, направленная на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. Необходимость такой деятельности обусловлена тем, что личность ребенка изменчива и не всегда формируется по восходящей линии. Временные психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения встречаются у многих детей.

Особого внимания и помощи со стороны педагогов, родителей, психологов, врачей требуют дети, у которых возникающие психические и физические особенности развития и нарушения поведения носят затяжной и устойчивый характер и, следовательно, искажают процесс нормального развития. Многие исследователи подчеркивают, что коррекционно-педагогическая деятельность как педагогическое воздействие не сводится только к мероприятиям, направленным на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития, а подразумевает воздействие на ребенка с целью формирования его личности в целом. Сформулируем цели коррекционно-педагогической деятельности.

Ø Разностороннее развитие личности индивида.

Ø Социальная реабилитация индивида.

Ø Компенсация дефекта.

Ø Предупреждение развития вторичных дефектов (нарушения развития высших психических функций).

Ø Усвоение индивидом культуры общества, овладение опытом деятельности и отношений в доступной для него форме.

Коррекционно-педагогическая деятельность охватывает весь педагогический процесс, все его компоненты. Поэтому выделяют такие виды этой деятельности, как: коррекционно-диагностическую, коррекционно-развивающую, коррекционно-воспитательную, коррекционно-обучающую, коррекционно-профилактическую.

Коррекционно-педагогическая деятельность осуществляется с учетом общепедагогических принципов и собственно принципов коррекционно-педагогического процесса.

Ø Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Ø Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, определения базовых достижений в каждом возрастном периоде.

Ø Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс.

Ø Расширение традиционных видов деятельности ребенка, обогащение их новым содержанием.

Ø Принцип комплексного использования методов и приемов коррекции.

Ø Расширение форм взаимодействия взрослых и детей, создание условий для активизации сотрудничества между ними.

Ø Формирование и коррекция высших психических функций, активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений, использование их для развития практической деятельности, общения и поведения детей.

Ø Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, результатов анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: