Для того чтобы раскрыть сущность коррекционно-педагогической деятельности необходимо обратиться к таким понятиям коррекционной педагогики, как «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
Коррекция | Компенсация | Реабилитация | адаптация |
Система специальных (психологических, медицинских и т. д.) и общепедаго-гических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направ- ленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспи-тательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка | Процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека, в частности, на практически неограниченные возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга. | Система мер по обеспечению или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Социальная реабилитация — система медико- педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность. Реабилитацию нередко рассматривают как результат, итог коррекционно-педагогической работы | Процесс приспо-собления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих труд-ностей. Школь-ная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. Дез- адаптация - это состояние невоз-можности приспо-собиться к изменившимся условиям или преодолеть возни-кающие труднос- ти. Например, результаты школьной дезадап-тации – неуспе-ваемость, отставание в освоении школьной программ-мы, негативное отношение к учению, пропуски занятий, педагоги-ческая запущен-ность, асоциальное поведение и т. п. |
Коррекционно-педагогическая деятельность (ее структура, содержание, диагностика и технология коррекционного процесса) является предметом изучения не только специальной педагогики, но и специальной психологии, медицины. В коррекционной педагогике (А. Д. Гонеев и другие) коррекционно-педагогическая деятельность рассматривается как составная часть педагогической деятельности, учебно-воспитательного процесса в целом, направленная на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. Необходимость такой деятельности обусловлена тем, что личность ребенка изменчива и не всегда формируется по восходящей линии. Временные психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения встречаются у многих детей.
|
|
|
|
Особого внимания и помощи со стороны педагогов, родителей, психологов, врачей требуют дети, у которых возникающие психические и физические особенности развития и нарушения поведения носят затяжной и устойчивый характер и, следовательно, искажают процесс нормального развития. Многие исследователи подчеркивают, что коррекционно-педагогическая деятельность как педагогическое воздействие не сводится только к мероприятиям, направленным на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития, а подразумевает воздействие на ребенка с целью формирования его личности в целом. Сформулируем цели коррекционно-педагогической деятельности.
Ø Разностороннее развитие личности индивида.
Ø Социальная реабилитация индивида.
Ø Компенсация дефекта.
Ø Предупреждение развития вторичных дефектов (нарушения развития высших психических функций).
Ø Усвоение индивидом культуры общества, овладение опытом деятельности и отношений в доступной для него форме.
Коррекционно-педагогическая деятельность охватывает весь педагогический процесс, все его компоненты. Поэтому выделяют такие виды этой деятельности, как: коррекционно-диагностическую, коррекционно-развивающую, коррекционно-воспитательную, коррекционно-обучающую, коррекционно-профилактическую.
Коррекционно-педагогическая деятельность осуществляется с учетом общепедагогических принципов и собственно принципов коррекционно-педагогического процесса.
Ø Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Ø Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, определения базовых достижений в каждом возрастном периоде.
Ø Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс.
Ø Расширение традиционных видов деятельности ребенка, обогащение их новым содержанием.
Ø Принцип комплексного использования методов и приемов коррекции.
Ø Расширение форм взаимодействия взрослых и детей, создание условий для активизации сотрудничества между ними.
Ø Формирование и коррекция высших психических функций, активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений, использование их для развития практической деятельности, общения и поведения детей.
Ø Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, результатов анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи.