Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики

Лекция Л.Д. Ермаковой

«Коррекционно-педагогическая деятельность и ее технология»

Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания.

Я. Корчак

Вопросы

1. Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики.

2. Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

3. Общая характеристика нарушений психофизического развития. Причины врожденных и приобретенных нарушений психофизического развития.

4. Система специального образования. Законодательно-нормативная база ее функционирования и развития.

5. Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа.

Рекомендуемая литература

1. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т. В. Варенова. - Минск: ООО «Асар», 2003. - C. 7-23; 40-53; 54-74.

2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.- С. 5-10; 25-39; 41-82; 123-128.

3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2006. - Гл. 1.

4. Сивашинская, Е. Ф. Особенности обучения «гиперактивного» ребенка в школе / Е. Ф. Сивашинская // Дэфекталогiя. - 2007. - № 6.- С. 13-21.

5. Хитрюк, В. В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В. В. Хитрюк. - Минск: Жасскон, 2006. - С. 6-22; 26-38; 42-57.

Предмет, задачи, основные понятия коррекционной педагогики

тифлопедагогика
Изучает воспитание и обучение слабовидящих и слепых людей
Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии. Дефектология — наука о психо-физических особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих значительные отклонения от нормального физического и психического развития и вследствие этого нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания. Дефектология включает ряд научных отраслей (см. схему).

           
   
 
 
 
   


Кроме названных, имеются отрасли дефектологии, изучающие воспитание и обучение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с множественными комбинированными нарушениями и другие.

Термин «специальная педагогика» (альтернативное название дефектологии) является общепринятым в международной педагогической теории и практике. Под специальной педагогикой понимают теорию и практику специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно (Н. М. Назарова).

В отечественной педагогике в последнее время более употребительным становится понятие «коррекционная педагогика». Коррекционная педагогика изучает особенности образования людей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию (А. Д. Гонеев). Эти отклонения или нарушения связаны с тем или иным дефектом, с перенесенной в детстве депривацией (лишением), со школьной дезадаптацией (нарушением приспособления) или с девиацией (отклонением в поведении). Носителей таких нарушений называют «аномальные дети» (в настоящее время термин редко употребляется), дети с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, с патологией развития, с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития), с трудностями в обучении, с недостатками в умственном и физическом развитии, с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет коррекционной педагогики
Предмет коррекционной педагогики

Рассмотрим подходы исследователей к определению предмета коррекционной педагогики (см. схему).

           
     
 
 


Как научная отрасль педагогики коррекционная педагогика решает следующий комплекс задач.

ü Изучение истории становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизическом развитии или девиации в поведении.

ü Разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции.

ü Разработка методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития.

ü Научно-методическая поддержка действующей системы специального образования (обновление содержания образования, создание коррекционно-развивающих программ и т. п.).

ü Изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

ü Разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность.

ü Создание учебно-методической базы для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении.

ü Определение целей, задач, направлений деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

Определим необходимые специальные понятия коррекционной педагогики. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дефект — это постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры (функции) или отклонение от нее. Это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Недостаток — неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью. Инвалидность — любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой.

В психологической науке решается проблема нормы и ее вариантов, а также определения понятий «нормального» и «аномального» развития. Аномальное развитие — это развитие, отклоняющееся от нормы, от общей закономерности. Строго научного понятия «норма личности» не существует. Кроме того, оно рассматривается в разных аспектах (см. схему). Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится множество переходных форм. У практически здорового ребенка могут наблюдаться проявления, состояния, формы поведения, отклоняющиеся от нормы. Это так называемые факторы риска, существующие в каждом возрастном периоде. Их коррекция — обязанность педагога.


В целом о недостатке, отклонении в развитии говорят тогда, когда возникает несоответствие возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, то есть когда налицо ограничение социальных возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: