Первая управленческая революция имела место около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это огромное достижение и жизни человечества привело ко многим изменениям и в частности, к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов осуществляющих торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая учрежденческая революция характеризуется как "религиозно-коммерческая". На этом этапе появилось управление как особый вид человеческой деятельности. Жрецы –управленцы.
Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.эр.) разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения, По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро-, а на макроэкономическом уровне - уровне всей страны. Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль постоянно поддерживал свой образ опекуна и защитника людей. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют "светско-административной".
|
|
Третья управленческая революция известна как «производственно- строительная» поскольку она была направлена на соединение государственной методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала реальностью во времена правления Новуходоносора II. Царь Новутюдоносор II (605 - 562 гг. до н.эр.) был не только автором проектов Вавилонской башни и висячих садов, но также разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах (ввел в практику применение чистых ярлыков). На этом этапе появилась административная организации Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма. Поныне ее оценивают как наиболее совершенную формальную организацию в заданном мире. Этот вклад весьма высоко оценивается в таких областях менеджмента как управление персоналом, организация системы и формирование авторитета, а также специализация функций.
Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейских стран. Ее главные способности - отклонение менеджмент от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления. Если ранее открытия, обогащавшие теорию и практику менеджмента происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связана, с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенно воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествующие революцию.
|
|
По мере того, как промышленность развивалась, в частности перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры), формировались система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономичного деятельности, нацеленной на увеличение прибыли. Место руководителя собственника постепенно были занято сотнями, тысячами акционеров. Менеджмент становится профессиональным видом деятельности.
Пятая управленческая революция, которая произошла в конце XIX -начале XX века известна под названием «бюрократической». Ее теоретической базой стала концепция "рациональной бюрократии". Для нее ха рактерны формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов, формализация должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
Шестая управленческая революция получила название «Тихая» произошла в середине 20 века. Основное содержание в том числе человеческий фактор признается как основа конкурентоспособности организации и ее стабильность.
В истории менеджмента выделяют следующие школы:
1) Научное управление было первым подходом в истории управленческой теории. Его самая фундаментальная черта была связана с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. Тейлор ввел в практику менеджмента хронометраж, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время исполнения этих движений.
2) административного управления направлено на широкие аспекты управления большими группами людей. Административное управление выросло из необходимости контролировать и определять поведение служащих в больших, комплексных организациях.
3) человеческих отношений и поведенческих наук М. П. Фоллет и Э. Мэйо. Исследователи этой школы считали, что руководитель должен устанавливать хорошие отношения с подчиненными проявлять заботу, привлекать их к принятию решений. Этой школой были предложены методы управления конфликтом коллективного принятия решения, представители этой школы считали, что власть руководителя должна отражаться на квалификации и знания, а не традиции;
4) науки управления или количественных методов. Школа количественных методов появилась в результате развития таких наук как математика, статистика, кибернетика. Представители этой школы считали основной задачей разработать методы рационального принятия управленческих решений. Черчмен, Берталанфи.