Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций:
1) Планирование предполагает решение о том, какими должно быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Цель – конечный результат или желаемое состояние, которое стремится достичь организация. Первоначально формируется миссия организации – основная общая цель организации, объясняющая причину ее существования. На основе миссии формулируется долгосрочные, средне и краткосрочные цели. Планирование позволяет объединить усилия работников организации для достижения общих целей.
2) Организация - процесс построения структуры предприятия, который позволяет ее работникам эффективно работать вместе для достижения общих целей. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа.
3) Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленный план и сама совершенная структура организации не имеют ни какого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в соответствии с планом.
4) Контроль - процесс обеспечения достижения целей организации. Существует три этапа управленческого контроля:
- установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;
- измерение того, что было достигнуто за определенный период времени, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
- корректирующие действия.
…и 2 связующих процессов:
Принятие решений – процесс выбора одной из альтернатив. Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации, в данное время и в данном месте.
Коммуникация – процесс обмена информацией между 2 и более людьми.
15. Функция планирования в менеджменте.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование должно осуществляться непрерывно, так как внешняя среда постоянно меняется и планы необходимо время от времени пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.
Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегия - детальный, всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и ее целей.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
Миссияàцелиàанализ внешней средыàанализ внутренней средыàанализ стратегических альтернативàвыбор стратегииàреализация стратегииàоценка стратегии.
Стратегия стабильности предполагает установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Она применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация довольна споим положением.
Стратегия роста осуществляется путем значительного превышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Стратегия роста является второй, наиболее часто выбираемой стратегией. Применяется в динамично развивающихся отраслях, с быстро изменяющимися технологиями.
Стратегия обороны. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках стратегии сокращения может быть несколько варианта. 1. Ликвидация -.2 Отсечение лишнего 3. Сокращение и переориентация
Комбинированная стратегия. Применяется крупными фирмами, которые активно действуют во многих отраслях.