Организация, как функция, представляет собой процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей.
Два основных аспекта организационного процесса:
- деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;
- взаимоотношение полномочий.
Средством, с помощью которого устанавливаются эти взаимоотношения, является делегирование. Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность - это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность не может быть делегирована. Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, я не человеку.
Две концепции процесса передачи полномочий:
- классическая: полномочия передаются от высших уровней управления к низшим;
- концепция принятия организационных полномочий
Полномочия могут быть двух типов: линейные и аппаратные.
Линейные полномочия - полномочия, которых передаются непосредственно от начальника подчиненному и далее к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем.
Дивизиональная организационная структура предполагает деление организации по видам товаров, потребителей или географическим регионам.
Продуктовая структура. Полномочия по руководству производством и сбытом передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб должны отчитываться перед ним. Работа группируется вокруг результата, за счет усиления специализации растет эффективность работы, облегчается адаптация к изменениям внешней среды. Возможный недостаток - увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.
Организации типа конгломерата. В крупной фирме подразделения могут относиться к разным отраслям и иметь разные организационные структуры. Руководство высшего звена отвечает только за координацию и контроль действий в рамках всей организации. Эту центральную группу окружает ряд фирм, которые являются фактически независимыми, кроме вопросов, связанных с финансами.
Централизованные организации - такие организации, в которых большая часть полномочий, необходимых для принятия важных решений, находится в руках высшего руководства.
Децентрализованные организации - такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.