Функция организации в менеджменте

Организация, как функция, представляет собой процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей.

Два основных аспекта организационного процесса:

- деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

- взаимоотношение полномочий.

Средством, с помощью которого устанавливаются эти взаимоотно­шения, является делегирование. Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность - это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность не может быть делегирована. Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы орга­низации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, я не челове­ку.

Две концепции процесса передачи полномочий:

- классическая: полномочия передаются от высших уровней управ­ления к низшим;

- концепция принятия организационных полномочий

Полномочия могут быть двух типов: линейные и аппаратные.

Линейные полномочия - полномочия, которых передаются не­посредственно от начальника подчиненному и далее к другим подчинен­ным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем.

Дивизиональная организационная структура предполагает деление организации по видам товаров, потребителей или географическим регио­нам.

Продуктовая структура. Полномочия по руководству про­изводством и сбытом передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб должны отчитываться перед ним. Работа группируется вокруг результата, за счет усиления специализации растет эффективность работы, облегчается адаптация к изменениям внешней среды. Возможный недостаток - увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продук­ции.

Организации типа конгломерата. В крупной фирме подразделения могут относиться к разным отраслям и иметь разные организационные структуры. Руководство высшего звена отвечает только за координацию и контроль действий в рамках всей организации. Эту центральную груп­пу окружает ряд фирм, которые являются фактически независимыми, кроме вопросов, связанных с финансами.

Централизованные организации - такие организации, в которых большая часть полномочий, необходимых для принятия важных решений, находится в ру­ках высшего руководства.

Децентрализованные организации - такие организации, в которых полномо­чия распределены по нижестоящим уровням управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: