Методы определения потребностей

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия

Необходимым условием эффективного управления материальными потоками является знание потребности на перспективу. Методы, используемые для ее определения.


Рис. 2.1.2. Классификация методов определения потребностей

С позиций логистики цель управления материальными ресурсами может быть определена как поставка нужного материала в установленные время и место при минимальных издержках.

При определении потребности необходимо учитывать различные методы ее расчета. Чем точнее рассчитывается потребность в материалах, тем меньше должны быть величина страховых запасов и возможное отклонение от плана. Понятие потребности в материалах подразделяется на пять разновидностей. Потребность брутто определяется на плановый период независимо от того, находятся ли запасы на складе или в виде производственных заделов. Потребность нетто рассчитывается как потребность брутто за вычетом наличия запасов на складе и в производстве. Первичная потребность выявляется на уровне комплектующих изделий и материалов, вторичная потребность - на уровне узлов, третичная потребность - на уровне устройств.

Выделяют три метода определения потребности в материалах, которые наряду с двумя указанными подходами применяются на практике: детерминированный; стохастический; эвристический,

В первом случае известны период выполнения заказа и, соответственно, потребность в материалах по количеству и срокам. Во втором случае основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность. В третьем случае потребность определяется на основе опыта работников.

Детерминированный метод может быть применен для расчета потребности в материалах и комплектующих для удовлетворения нужд производства, когда объемы продажи изделий уже установлены. При детерминированном методе известны периоды выполнения заказа и, соответственно, нормы расхода материалов, комплектующих изделий и других изделий, которые имеются в различных справочниках.

Детерминированный метод служит, главным образом, для расчета вторичной потребности при известной первичной. В этом случае необходима следующая исходная информация:

-первичная потребность, включающая сведения об объеме и сроках;

-структура изделий в форме спецификации или указаний о применяемости;

-возможные дополнительные поставки или циклы поставокматериалов;

-располагаемое наличие на основе потребности нетто.

Существуют два подхода к детерминированному расчету потребности: аналитический и синтетический. При аналитическом подходе ход расчета идет от готового продукта (его спецификации) по ступеням иерархии сверху вниз, тогда как при синтетическом расчет основан на деталях и их применяемости на отдельных ступенях иерархии (снизу вверх). На практике наиболее применим аналитический метод.

При любом способе детерминированного определения потребности с точки зрения логистического подхода особо важно установить время потребления материалов по ступеням (т. е. не только количество деталей, но и когда они нужны), а именно: материалы должны иметься в наличии в необходимом количестве и в нужный срок с тем, чтобы цикл их поступления и первичной обработки не увеличивал цикл изготовления продукта;детали должны быть своевременно готовы, чтобы оставалось необходимое время для сборки; покупные детали должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.

При определении потребности стохастическим методом учитываются данные прошлого периода и на основе прогноза устанавливается ожидаемая потребность. В зависимости от результатов анализа временного ряда потребляемых производством материалов выбирают ту или иную модель потребления и соответствующий ей метод стохастического прогнозирования.

При эвристическом методе отдел логистики подключается к экспертизе выпускаемого предприятием продукта уже на этапе его планирования и проектирования. Проект продукта, с точки зрения логистики, будет тем лучше, чем меньше количество материалов и комплектующих деталей, необходимых для конечного продукта, потребуется в дальнейшем закупать на стороне.

Среди различных видов действий, входящих в понятие 'закупка', логистику интересуют в первую очередь такие, которые влияют на организацию материальных потоков, обеспечивающих снабжение. Вслед за ценой и качеством исходных материалов доставка является одним из важнейших факторов для выбора поставщика.

Выигрыш фирмы от рациональной организации закупок может быть весьма значительным. Учитывая, что издержки в этом случае составляют 40-60% средств, вырученных от продажи товаров, удачные решения по управлению материальными ресурсами могут дать эффект прибыльности компании, превосходящий все, что возмож­но получить за счет как маркетинга, так и производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: