Конституционные санкции

Конституционно-правовая санкция это установленная нормами конституционного права мера государственного воздействия, которая изменяется в отношении субъекта конституционного права, совершив­шего деяние, не соответствующее диспозиции конституционно-правой нормы, и которая содержит итоговую оценку такого деяния.

Конституционно-правовые санкции имеют ряд особенностей:

- Во-первых, они носят четко выраженный политический характер и по основаниям применения, и по кругу субъектов.

- Во-вторых, они применяются широким кругом уполномоченных субъектов (органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами) вне зависимости от отношений подчиненности или подотчетности.

- В-третьих, их применение, как правило, не влечет судимости илииного состояния наказанности. Однако есть исключения. Например, гражданин России, замещавший должность Президента РФ и досрочной прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах,назначенных в связи с этим (ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской.

Лишение общего или специального конституционно-правового статуса, досрочное прекращение (лишение) полномочий конституционно-правовая санкция, имеющая следующие разновидности:

- роспуск. Данная мера может применяться к представительным органам на всех уровнях. Так, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 9) предусматривается роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ на основании решения высшего должностного лица субъекта РФ или Президента РФ о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта Федерации;

- расформирование. Например, избирательная комиссия может быть расформирована судом в случае нарушения ею избирательных прав граждан (ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации»);

- отмена регистрации, ликвидация, запрещение деятельности. Эту разновидность конституционно-правовых санкций предусматривает ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 14), согласно которому религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда, в частности, в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов. К данному виду конституционно-правовых санкций могут быть от­несены и такие, как отзыв, лишение государственных наград и почетных званий, отстранение от должности и др.

Ограничение, лишение субъективного конституционного пра­ва вид конституционно-правовых санкций, примером которого в Рос­сии может служить лишение иностранных граждан права на политиче­ское убежище в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

Отказ один из видов конституционно-правовых санкций.

В ка­честве примера можно привести отказ:

- в предоставлении гражданства (ст. 16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации);

- в регистрации (так, в ст. 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» указаны основания отказа в государственной регистрации религиозной организации);

- в назначении референдума, в регистрации инициативной группы по проведению референдума (ст. 13 и 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- в выдаче разрешения на временное проживание, в выдаче вида на жительство иностранному гражданину (основанием, в частности, служит то, что иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации).

Оценочные санкции вид конституционно-правовых санкций, ко­торые предполагают:

- выражение недоверия (порицания), признание деятельности неудовлетворительной. Так, согласно Конституции РФ (ст. 117) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Однако в Конституции РФ, федеральном законодательстве не предусматривают оснований для выражения Государственной Думой недоверия Правительству;

- признание неконституционным, незаконным (ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво­боды граждан»);

- предупреждение. Например, в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» общественному или религиозному объединению либо иной организации может быть объявлено предо­стережение и вынесено предупреждение о недопустимости осуществ­ления экстремистской деятельности (ст. 6 и 7).

Также выделяют иные виды санкций, среди которых можно выделить:

- Отмена (признание недействительным) юридически значимого результата. Так, согласно ст. 73, 75 ФЗ «Об основных гарантиях! избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации «суд может отменить решение, принятое на референдуме субъекта РФ, местном референдуме, а также решение соответствуют щей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

- Отмена (приостановление) правовых актов. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены главой государства.

- Принуждение к исполнению конституционных обязанностей. К этому виду, например, относят Федеральное вмешательство и приоста­новление деятельности. Например, в России приостановление деятель­ности политической партии применяется Верховным Судом (ст. 39 ФЗ «О политических партиях»).

- Конституционно-правовые санкции процедурного характера. Например, в отношении депутатов может применяться такая процедур­ная мера ответственности, как лишение слова (права выступления) на определенный срок (ст. 45 Регламента Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ).

- Конституционно-правовые санкции, имеющие финансовый (имущественный) характер. В качестве примера можно привести меру, установленную ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной влас­ти субъектов Российской Федерации» (п. 4 ст. 26.9), изъятие суб­венций.

Приведенный список видов конституционно-правовых санкций не является исчерпывающим, он может дополняться или сокращаться вме­сте с изменениями конституционного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: