Законы и закономерности менеджмента

При изучении первого вопроса студент должен обратить внимание на то, что менеджмент как наука и сфера деятельности человека создается, действует и развивается на основе собственных законов и принципов.

В управленческой деятельности используют постоянные и неопровержимые нормы управления организациями, а именно законы менеджмента.

Закон менеджмента – это категория, отражающая существенные, общие, устойчивые, повторяющиеся отношения зависимости между предметами и явлениями объективной действительности, вытекающие из их сущности.

Выделяются следующие законы менеджмента:

1. Закон общности целей. Предполагает, что эффективная совместная деятельность людей в организации возможна лишь при наличии общей цели. И, напротив, отсутствие общей цели делает работу людей бессмысленной.

2. Закон внешнего дополнения. Предполагает, что любая организация должна обладать потенциалом, способным компенсировать последствия, обусловленные различного рода внешними воздействиями, влияние которых на организацию не может быть заблаговременно предусмотрено.

3. Закон специализации управления. Предусматривает распределение управленческой деятельности на основе применения частных функций менеджмента и таких категорий, как полномочия, компетентность, ответственность и т.п..

4. Закон интеграции управления. Этот закон направлен на достижение единства усилий всех подразделений и работников для выполнения задач организации путем применения правил, процедур иерархии управления, личных связей, стилей руководства.

5. Закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Он призван сформировать оптимальный уровень делегирования полномочий высшего руководства низшим уровням с целью достижения высоких результатов и благоприятного психологического климата в организации.

6. Закон демократизации управления. Акцентирует внимание на участии работников в управленческих процессах, обеспечении двустороннего общения, развития личных и профессиональных качеств подчиненных и т.п.

7. Закон инерции. В соответствии с этим законом, для эффективной деятельности любой организации, подверженной воздействию внешней среды, необходимо, чтобы информация о результатах ее собственных действий передавалась как часть той информации, в соответствии с которой она должна функционировать, сохраняя свои свойства.

8. Закон экономии времени в управлении. Он направлен на повышение эффективности управленческой работы, уменьшение трудоемкости через внедрение передовых методов и приемов работы.

9. Закон пропорционального развития системы управления. Предусматривает последовательную и перманентную (постоянную) эволюцию всех управленческих систем организации (производственной, финансовой, социальной, информационной и т.п.).

Закономерности менеджмента – объективные, устойчивые, общие и повторяющиеся связи между явлениями, процессами, категориями менеджмента.

В соответствии с этим в менеджменте выделяют такие закономерности:

- процесса менеджмента;

- функций и методов менеджмента;

- управленческих решений;

- управляющей и управляемой систем организации;

- внутренней и внешней среды организации;

- развития менеджмента и т.п..

Система закономерностей менеджмента состоит в следующем:

1. Соответствие организации и управления состоянию развития общества. Эта закономерность отображает объективный характер формирования систем управления соответственно условиям функционирования экономики страны. В связи со становлением рыночных отношений в экономике Украины организация и управление предприятиями должны основываться на общепризнанных в мире основах менеджмента.

2. Диверсификация производства и управления. Диверсификация производства проявляется в освоении новых областей и сфер, расширении ассортимента и преобразовании предприятий на многоотраслевые комплексы. Соответственно, диверсифицированное предприятие нуждается в диверсификации управления.

3. Соотносительность управляющей и управляемой систем. Она состоит в достижении пропорций между всеми элементами управляемых и управляющих систем при их формировании и в процессе функционирования. Поскольку управляющая и управляемая системы беспрерывно взаимодействуют, то структура и процессы управляемой системы определяют структуру и движение управляющей, что проявляется в усовершенствовании форм и методов управления.

4. Децентрализация и демократизация управления. Децентрализация управления предусматривает передачу низшим уровням максимума полномочий и ответственности в осуществлении управленческих процессов. Ее преимущества состоят в стимулировании инициативы низших руководителей и исполнителей, лучшему соответствию особенностям функционирования объектов управления. Децентрализацию сопровождает демократизация управления, ведь чем больше полномочий и ответственности передается на низшие уровни, тем более работников привлекается к процессу их реализации.

5. Определяющая роль человеческого фактора в производстве и управлении. Одним из достижений мирового менеджмента является признание новой роли человека в производстве и управлении, создание соответствующего механизма его активизации.

Закономерности менеджмента дают возможность сформировать правила, соблюдение которых обеспечивает потенциальную возможность эффективного управления. Эти правила, сформулированные на определенном уровне обобщения, абстрагированные от реальных особенностей единичного акта управления, приобретают значение принципов, которые определяют порядок функционирования системы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: