Законы управления

Выражают существенные, внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между различными элементами управленческого процесса. Носят объективный характер.

Закон необходимого разнообразия гласит, что разнообразие управляющей подсистемы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. То есть, чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Закон специализации управления выражается в том, что многообразие видов и уровней управления, а также многообразие управленческих функций неизбежно порождают дифференциацию управленческого труда с последующей интеграцией операций.

Закон интеграции управления означает объединение отдельных управленческих действий в единый управленческий процесс.

Закон усложнения и интеллектуализации управления. Обусловлен двумя реальными обстоятельствами:

- возрастание роли и усложнение общественной жизни;

- развитие науки управления.

Закон доминирования глобальной цели;

Закон приоритетности социальных целей и др.

Закон зависимости организационных форм и методов управления от структуры организации, материально-технической базы и условий управления;

Закон единства организационно-методологических основ на всех уровнях управления;

Закон целевого единства и соподчиненности целей руководства и управления;

Закон соответствия средств и методов управления целям управления;

Закон сочетания и оптимального соотношения различных методов в управлении;

Закон сохранения пропорциональности и оптимального соотношения всех элементов системы управления;

Закон зависимости эффективности управления от объема и качества информации;

Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач.

принципы управления:

Это наиболее общие, основополагающие положения, правила и рекомендации, которыми руководствуются субъекты управления.

Если законы действуют объективно, то принципы управления реализуются сознательно.

Общие принципы управления:

- принцип научности;

- принцип системности;

- принцип приоритетности в достижении стратегической цели;

- принцип выбора основного звена;

- принцип ответственности за результаты управления;

- принцип обратной связи;

- принцип сочетания единоначалия и коллегиальности;

- принцип рационального подбора и расстановки кадров;

- принцип делегирования полномочий;

- принцип мотивации (стимулирования) труда и др.

Специфические принципы управления:

-принцип единоначалия;

-принцип субординации;

-принцип непрерывности управления;

-принцип надежности управления;

-принцип сочетания централизации управления с инициативой на местах;

-принцип твердости и настойчивости в реализации принятых решений;

-принцип оперативности;

-принцип оптимальности принимаемых решений;

-принцип личной ответственности за принимаемые решения и др.;

-принципвзаимообусловленности субъекта и объекта управления;

-принципзаконности системы управления;

-принципобеспечения внутренней правовой регламентации;

-принципединства специализации и унификации процессов управления;

-принципмноговариантности управленческих решений;

-принципустойчивости системы управления по отношению к внешней среде;

-принципмобильности процесса управления;

-принципавтоматизации управления;

Принципы социального партнерства:

- равенство сторон и недопустимость ущемления законных прав друг друга;

- приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

- каждый последующий уровень коллективных соглашений не может ухудшать условий договора более высокого уровня;

- обязательность исполнения договоренностей;

- доверие и доверительность в отношениях;

- регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

- ответственность за принятые обязательства.

В современных словарях управление определяется как - «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию их программ».

Социальная психология управления – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности, а также проблемы взаимодействия и общения людей в процессе их совместной деятельности.

В психологии управления выделяются следующие аспекты:

- социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

- психология деятельности;

- психология управленческой деятельности;

- психология личности руководителя;

- проблемы профессионального психологического подбора кадров;

- психолого-педагогические вопросы подготовки кадров;

- конфликтология;

- проблемы психологической совместимости;

- инженерная психология управления (техническими средствами);

- психология исполнительской деятельности;

- психология поведения и деятельности в особых (экстремальных) условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow