Менеджмент как вид деятельности
1.1. Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента
1.2. Позиция менеджмента в современной организации
1.3. Структура корпуса менеджеров по П. Друкеру
1.4. Управленческие роли в организации по Г. Минцбергу
Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента
Существует несколько определений менеджмента различных авторов:
1) определение Паркера-Фоллетт из школы человеческих отношений – «Менеджмент – обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»;
2) определение из учебника «Основы М.» Мескона, Альберта и Хедоури – «Менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации»;
3) Винан «Основы Менеджмента - «теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка»;
4) «Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.;
5) «Сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии.
Постановка и их эффективное достижение с помощью людей - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность, человек.
В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей.
Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Однако под термином «менеджмент» («management») принято понимать профессиональную деятельность по управлению коммерческой, то есть приносящей прибыль, организацией. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста – менеджера и в качестве объекта – организацию, ее самостоятельную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.)
Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:
· В любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;
· В любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конечных целей деятельности фирмы.
Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические объекты.
Понятие «менеджмент» часто ассоциируется с понятием «бизнес» («business»). Однако между ними имеются существенные различия. Бизнес -это деятельность, приносящая доход, бизнесмен делает деньги, владеет капиталом, пускает его в оборот с целью получения прибыли. При этом бизнесмен сам может и не заниматься этим делом, а нанять профессионального управляющего. Бизнесмен может иметь чисто представительную должность в аппарате управления фирмой либо не иметь должности вообще. То есть термин «бизнес» означает функцию владения капиталом, а «менеджмент» – функцию управления им.
Еще одним довольно близко стоящим к менеджменту понятием является «предпринимательство» («entrepreneurchip»). Этот термин был введен французским экономистом Ришаром Катиллоном в начале XVII века. Предпринимательство – особый род деятельности, связанный с инновациями, то есть организацией производства новых товаров и услуг, выходом на новые рынки, внедрении новой системы управления.
Организуя новое дело, предприниматель вкладывает собственные средства и принимает на себя личный риск. Для него особенно важны такие качества, как независимость и самостоятельность, нетрадиционное мышление, высокая работоспособность и упорство, способность к оправданному риску.
Однако для менеджера этих качеств недостаточно. Он должен уметь работать с людьми, уживаться в управленческой иерархии, обладать профессиональными знаниями в области менеджмента, быть лидером.
Идеальный вариант, когда менеджер сочетает в одном лице качества руководителя и предпринимателя, но такое встречается достаточно редко. Обычно предприниматель начинает новое дело, а хороший менеджер делает его эффективным и прибыльным. Например, изобретатель первого персонального компьютера и основатель фирмы «Эппл компьютерс» Стивен Джоббс не добился никаких серьезных успехов в бизнесе, а сменивший его на посту президента фирмы Джон Скалли вывел фирму на второе место в компьютерном бизнесе после «Ай-Би-Эм».
Термин «менеджмент» тесно связан с фигурой менеджера – профессионального управляющего, имеющего соответствующий диплом и специально нанятого на руководящую должность, выполняющего конкретные управленческие функции в соответствии с должностными обязанностями и имеющего подчиненных.
Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитие организации, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Объектом менеджмента, его основополагающей категорией, является организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.
Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно для достижения общей цели или системы целей.
- наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;
- наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
- наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, что бы достичь значимую для всех цель.
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий менеджмент – заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев.
В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целую систему менеджмента. По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент – предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент – предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент – предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Субъект менеджмента – менеджер – руководитель различного уровня, занимающий постоянную должность в организации и наделенный полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Предмет менеджмента — это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной емкости, закономерности ритмичности работ, фронта работ и т. д.
Содержание науки менеджмент базируется на основных категориях. Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые взаимоотношения в процессах управления организацией. В состав основных категорий менеджмента входят: объекты и субъекты менеджмента, функции менеджмента, виды менеджмента, методы менеджмента, принципы менеджмента.
Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды. Таким образом, объектом менеджмента его основополагающей категорией, является организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно для достижения общей цели или системы целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности. В более детальной проекции объектом менеджмента могут быть часть окружающей среды, персонал фирмы и другие объекты, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив, группа, личность).
Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит". Если у работника нет подчиненных, и он организуете свою работу сам - он производственник. Если работник управляет подчиненными, то он ставит им задачи, проводит инструктаж, передает опыт, предоставляет средства, информацию, делегирует полномочия и контролирует (подводите итоги процесса).
Таким образом, он рассматривается как субъект управления. Субъектами менеджмента (менеджерами) можно назвать руководителей различного уровня, которые занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Категория «менеджер» распространяется на руководителей организации, руководителей структурных подразделений, организаторов определенных видов работ (администраторов). Кроме руководителя субъектом управления, в ряде случаях, может выступать группа лиц, организация, подразделение и другие субъекты, осуществляющие управление.
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления, так называемого «кольца управления», который схематично представлен на рис. 1. Процесс управления предполагает выполнение повторяющихся видов работ, которые в совокупности определяют функции менеджмента.
![]() |
Рис. 1. Кольцо управления
Функции менеджмента это устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
Правила и способы управления деятельностью организации определяются в таких категориях менеджмента как методы и принципы менеджмента.
Методы менеджмента это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация управления и моделирование управляемых процессов. К методам менеджмента также относят организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления.
Общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации, определяются категорией - принципы менеджмента. Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации. Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента. Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров. Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.
