Общая характеристика мотивации

Студент должен уяснить, что одной из важнейших задач менеджмента является создание механизма приведения в действие всех звеньев организационной структуры предприятия, который обеспечивал бы координацию деятельности работников и поощрял их к эффективному выполнению заданных функций в соответствии с определенными целями и задачами. Таким механизмом является обоснованная система мотивирования, которая дает возможность целеустремленно влиять на поведение людей соответственно потребностям организации.

Впервые употребил термин мотивация немецкий философ Артур Шопенгауер (1788 – 1860) в статье “Четыре принципа достаточной причины”, после чего его начали применять для объяснения причин поведения людей.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей. Мотивирование – вид управленческой деятельности, который обеспечивает процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации

В процессе мотивации устанавливаются и оцениваются неудовлетворенные потребности; формулируются цели, которые направлены на удовлетворения потребностей; определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.

Таким образом, мотивация базируется на двух категориях: потребности и вознаграждении. Каждого человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения разнообразных потребностей.

Потребность - это нехватка чего-либо, вызывающая состояние дискомфорта

Потребности могут быть естественными (в пищи, воде) и социальными (в признании, славе); врожденными (общение) и приобретенными (обучение); первичными (одежда, тепло, крыша над головой) и вторичными (развитие личности).

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:

- минимальный, который обеспечивает элементарное выживание людей;

- нормальный, поддерживающий у работника способность с должной отдачей трудиться;

- уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

Однако потребности сами по себе далеко не всегда могут заставить людей преодолеть свою инерцию и что-то сделать ради их удовлетворения. Для этого нужен определенный толчок, который получил название мотив.

Мотив - обстоятельство, которое побуждает человека к активной деятельности.

Одни и те же мотивы у разных людей могут обусловливать неоднозначные действия и, наоборот, идентичные действия могут обусловливаться разными мотивами.

Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносят обладание им, а следовательно стремлением от него избавиться (человек всеми средствами стремится избавиться от неинтересной работы).

Внешние мотивы – обусловлены стремлением человека обладать каким-то не принадлежащим ему объектами или, наоборот – избежать такого обладания (интересная работа приносит человеку удовлетворение и он готов работать практически даром).

Мотивы, которые формируются у человека под влиянием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов начинают действовать под влиянием стимулов. Стимул - stimulus (лати.) - обостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных, гладиаторов на арене, принуждая биться.

Стимул - внешние обстоятельства, которые влияют на поведение человека.

Совокупность действий руководителя, направленных на побуждение людей к выполнению задач, стоящих перед организацией, называется стимулированием.

Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные следствия, в зависимости от того, как он выполняет порученную работу.

Стимулы могут иметь позитивную или негативную направленность. Позитивно направленные стимулы называют вознаграждением.

Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя, чего она стремится достичь и чем бы хотела владеть.

Но понятие ценности у людей специфические, а, итак, и разнообразная оценка вознаграждения и его относительной ценности (чемодан полный стодолларовых банкнот, будет восприниматься большинством людей цивилизованных наций как очень ценное вознаграждение, а для членов примитивного африканского племени этот самый чемодан, наверное, будет представлять большую ценность, чем деньги, которые находятся в нем).

Получаемое в результате удовлетворения потребности вознаграждение подразделяется на внутреннее и внешнее.

Внутреннее вознаграждение - это удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определенного действия (самоуважение, чувство достижения, чувство познания нового, чувство внесенного важного взноса в работу, чувство выполнения чего-то нужного).

Внешнее вознаграждение - это выгоды, предоставленные человеку другим лицом (зарплата, положение в организации, дополнительные льготы, благоприятные условия работы, разнообразие работы, похвала, продвижение по службе, свободное время).

В практике менеджмента используют «антистимулы» которые воспринимаются как наказание. Чтобы прекратить нежелательное поведение индивида, они должны быть существенными для него. Однако в мотивационном процессе преимущество следует отдавать вознаграждению, т.е. стимулы должны иметь позитивную направленность.

Мотивация, как процесс, может быть представлена в виде шести стадий:

1 - возникновение потребности

2 - поиск путей устранение потребности

3 - определение направления действия. На данной стадии человек осознанно или бессознательно определяет: что блага могут устранить потребность; что необходимо сделать для получения этих благ; которые возможность получения желательных благ; насколько реальные результаты действий могут удовлетворить потребность.

4 - осуществление действия

5 - получение вознаграждения

6 - удовлетворение потребности.

На практике результаты мотивации всегда являются более или менее неопределенными, что вызвано двумя обстоятельствами:

- невозможностью учесть все психологические особенности человека при разработке стимулов;

- невозможностью полной реализации индивидуальной мотивации в условиях относительно большой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: