Лекции (34 часа)

Конспект лекций по дисциплине «Ландшафтная архитектура и фитодизайн»

Лекции (34 часа)

Тема1. Задачи ландшафтной архитектуры. Основные понятия. Природный и антропогенный ландшафт. Городской ландшафт. Рекреационный ландшафт. Классификация объектов ландшафтной архитектуры - 2 часа (1)

Садово-парковое искусство – основа ландшафтной архитектуры. Понятие сад и парк. Особенности развития садово-паркового искусства. Связь садово-паркового искусства с философией, литературой, архитектурой.

– 2часа (2,3,5)

Под ландшафтной архитектурой понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни

Формированием среды открытых пространств занимается ландшафтная архитектура. На протяжении многих тысячелетий (фактически с появлением оседлого образа жизни), человек постоянно изменяет природные свойства некоторых ландшафтов. Однако термин «ландшафтная архитектура» появился в середине 19 века в связи с тем, что города стали вторгаться в природу, возникла необходимость решать вопросы включения её в среду города, гармонично сочетать различные пространства, правильно использовать природные качества среды в процессе реализации градостроительных решений. Начиная от постановки здания на участке и кончая создания крупных планировочных образований. Развитие ландшафтной архитектуры, расширение круга ее объектов и задач привело к выделению в ней самостоятельных направлений, определились две тенденции - ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура (ландшафтный дизайн).

Ландшафтное планирование – решает общие проблемы формирования среды, в различных аспектах в масштабах страны, региона, включающих в себя градостроительные, географические, демографические, экологические, социальные, эстетические и другие вопросы.

Ландшафтная архитектура - детальная организация непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм, инженерного благоустройства, главное в этой тенденции – достижение органического слияние этих разнообразных элементов с учетом существенной роли фактора эстетического воздействия на человека.

Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно – пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта, т.е. ландшафтный дизайн, следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых пространств антропогенных ландшафтов. Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности.

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, архитектуры и представляющего один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.

Несколько слов о значении ландшафтной архитектуры в современных условиях. Особо следует выделить такую специфическую проблему, как прогрессирующее снижение эстетических качеств - природных и урбанизированных территорий. Очень часто можно видеть безликую застройку, где игнорирование законов композиции, колористики, появление одинаковых, скучных и безликих многоэтажных домов, ликвидация озелененных дворовых пространств, формирует некомфортную среду не только по ее функциональным качествам, но и по негативному воздействию на нервную систему человека, вызывая серьезные медицинские проблемы, такие как депрессии, нервные перегрузки, стрессы. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный «вакуум» за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование «культурных ландшафтов». Растительность, рельеф, водоемы являются не только ландшафтными компонентами, но и естественной, гармоничной жизненной средой, эмоционально поддерживающей человека.

Ландшафтная архитектура представляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого природные компоненты и искусственные объекты, среда при этом должна обладать всеми необходимыми функциональными, эстетическими, экологическими свойствами. Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие:

· Функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом;

· Преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей;

· Эстетика детального внешнего благоустройства.

Причем основная цель состоит в том, чтобы найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Разберем содержание основных понятий.

Ландшафт – природно-территориальный комплекс, ограниченный естественными рубежами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, обладающую однотипным геологическим строением, рельефом, климатом, и специфическим сочетанием гидрогеологических условий, почв, биоценозов.

Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема. Понятие о биоценозе лежит в основе Экологии – науки о закономерностях взаимоотношений организмов (растений, животных, а также человека как биологического существа) и среды их обитания.

В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.

Природный ландшафт – значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер и не носящие следов деятельности человека, например лесные массивы, долины рек, горы и др. Ландшафтная архитектура имеет дело с природными ландшафтами, когда объектом ее деятельности становятся заповедные и другие ненарушенные территории, например при проектировании национальных парков.

Антропогенный ландшафт – это ландшафт созданный человеком в процессе его деятельности (сельский, промышленный, урбанизированный). Совокупность ландшафтов, составляющих своеобразную «оболочку» земного шара, называют ландшафтной сферой.

Объекты ландшафтной архитектуры разнообразны, их можно разделить по различным признакам:

- функциональному назначению (центр отдыха или историко-культурный заповедник)

- ландшафтно-генетическому происхождению (природный парк или водно – зеленый диаметр города)

- градостроительным параметрам (загородный лесопарк, территория жилой застройки)

При градостроительном проектировании существует масштабный уровень объектов.

- объекты макроуровня:

национальные парки и заповедники; системы озеленения территорий города и пригородные зоны; крупные зоны отдыха и рекреационно-планировочные районы; зеленые лесопарковые пояса вокруг города;

-объекты мезоуровня:

центры отдыха на «пороге» города; городские и загородные зоны массового отдыха; историко-культурные и историко-архитектурные заповедники; городские парки; лесопарки, лугопарки, гидропарки; парки – памятники садово-паркового искусства; курортные парки;

- объекты микроуровня:

сады, скверы, бульвары, набережные, пляжи, территории школ, детсадов, больниц, учреждений, предприятий.

Важной разновидностью антропогенного ландшафта является «культурный ландшафт» - ландшафт, который создан целенаправленно и отличается благоприятными для человека функциональными и эстетическими свойствами (в отличие, от ландшафтов акультурных, возникающих в результате нерациональной деятельности, утратившие способность воспроизводства здоровой среды. Это – пустыри, территории нарушенные добычей полезных ископаемых, гибнущие под влиянием химических загрязнений леса, зараженные сточными водами реки.) Крайним понятием в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию.

Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет городской ландшафт сформировавшийся в процессе целенаправленной архитектурной, в том числе градостроительной деятельности. Он характеризуется сложным взаимосвязанным сочетанием, природных и искусственных компонентов - жилые, общественные, производственные здания, сооружения инженерные, транспортные, энергетические, элементы благоустройства и т.д.

Хотя каждый городской ландшафт имеет свои размеры, границы, он представляет собой не изолированное явление, а развивается как часть окружающей его среды, как составной элемент ландшафта более высокого порядка - агломерации городов, взаимосвязанной системы расселения, региона. Вместе с тем ландшафт города сам неоднороден и состоит из ряда составляющих: селитебной территории, промышленных районов, курортных или рекреационных зон и т.д.

Единство основных природных и антропогенных ландшафтных составляющих может обеспечить благоприятную экологическую среду. Характер и степень преобразования природного ландшафта, наличие многоэтажной или малоэтажной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие – все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.

Развитие городского ландшафта радикально отличается от процессов развития природных ландшафтов ввиду особенно высокой значимости в нем искусственных, антропогенных факторов. Будучи связан, конечно, с исходной природной основой, климатическими и другими естественными условиями, городской ландшафт в тоже время является и продуктом целенаправленной деятельности, результатом техногенного вмешательства. Кроме этого городской ландшафт может рассматриваться и как произведение градостроительного и архитектурно – ландшафтного искусства, основанного на гармоничном единстве живой природы, инженерного творчества, архитектуры. Городской ландшафт должен удовлетворять общественным, культурным, функционально - бытовым требованиям человека.

Ландшафты, окружающие города, классифицируются по преобладающему виду использования на:

- сельскохозяйственные (возделанные поля, плодовые сады)

- лесные

-пойменно-луговые

-«техногенные» (коммунально-хозяйственного назначения, водохранилища, места разработки полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транспорта)

Особое значение имеют места массовой рекреации (отдыха) населения.

Рекреационный ландшафт – это природный ландшафт, предназначенный и преобразованный для рекреационной деятельности.

Рекреационные нагрузки – это посещаемость единицы территории в единицу времени, обычно определяется количеством отдыхающих на 1 гектар.

Устойчивость природного комплекса – его способность противостоять рекреационным нагрузкам до известного предела, за которым происходит потеря способности его к самовосстановлению. Так, нагрузка на пригородный, лесной массив превышающая 8 человек на 1 гектар, может привести его в состояние депрессии, выраженной в ухудшении состояния биоценозов, уплотнению почв, гибели подлеска и подроста, исчезновения фауны, обеднению эстетического облика.

Например: 40 -50 летние березовые рощи на плато с песчано-супесными, влажными почвами выдерживают нагрузку до 9 человек на гектар, а полновозрастные сосняки на сухих песчаных почвах не выдерживают нагрузки 2 человека на гектар. Поэтому должны существовать заповедные ландшафты.

К ним относятся:

Заповедники (строго охраняемые законом пространства, участки природы, изъятые из сферы хоздеятельности в научных целях).

Заказники (участки, в пределах которых постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хоздеятельности в целях охраны одного или нескольких экологических компонентов, биоценозов).

Национальные парки (обширные территории, включающие особо ценные в научном, эстетическом отношении ландшафты, предназначенные для охраны природы и туризма).

Памятники природы и достопримечательные ландшафты (охраняемые территории небольшого размера, такие как, водопад, группа деревьев, скалы, старинные усадьбы, связанные с историческими лицами и событиями).

Развитие ландшафтной архитектуры идет по двум главным направлениям:

Первое связано с овладением экологического метода проектирования при создании крупных парков и лесопарков, где в основном сохраняется комплекс исходных природных условий, где необходимые искусственные компоненты лишь дополняют их.

Второе направление – формирование искусственного ландшафта в тех садах и парках, где городское окружение, большие рекреационные нагрузки или специфические формы отдыха, спорта не позволяют базировать композицию на формах природного ландшафта. Этот путь находит применение при рекультивации нарушенных земель, в спортивных парках и гидропарках в садах и скверах, «зажатых» застройкой и транспортными магистралями, при строительстве садов на крышах и т.д. Но об этом мы поговорим позже.

Сейчас мы проанализируем непосредственную основу ландшафтной архитектуры – садово – парковое искусство.

Садово – парковое искусство – это не только этап в развитии ландшафтной архитектуры, но и фундамент, опираясь на который она продолжает свое развитие.

Специфика садово – паркового искусства заключается в том, что основным материалом, с которым оно работает, является природа, рельеф с его геопластическими возможностями, вода в спокойном состоянии и движении, растительность, непрерывно меняющая свой облик, климат. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный образ, составляет суть садово–паркового искусства. Сведения, полученные в результате археологических раскопок, сохранившиеся отрывочные описания, рисунки позволяют сделать вывод о древнем происхождении садов и парков.

Садово–парковое искусство – это синтез идейно - художественных концепций и приемов архитектуры, садоводства, декоративного и других искусств.

Идейно – художественная концепция отражает стиль эпохи, а архитектура определяет объемно – планировочные принципы и приемы, используемые при создании садов и парков. От живописи садово–парковое искусство берет изобразительность, от декоративного искусства - законы имитации пространства, от литературы – эмоционально – ассоциативный подход – семантику, от садоводства – «строительный материал» растения как воплощение изобразительности и полезности, средство имитации природы.

Сады и парки как форма синтеза природы и различных искусств были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющее в каждую эпоху отношение человека к природе.

Новая форма произведения садово–паркового искусства возникала тогда, когда появлялись соответствующие общественно – экономические и культурно – исторические условия.

Несколько слов о терминах «сад» и «парк».

Сад – участок с культивирующими растениями. Садово – парковое искусство имеет дело с садами, предназначенными для отдыха и состоящих из древесных насаждений, цветников, аллей, декоративных водоемов, беседок, скульптур, и т.д (до 18 века в России сад назывался «вертоград», «огород»).

Термин «парк» – имеет английское происхождение. Вначале «парк» противопоставлялся регулярно устроенному «саду» как достаточно крупная естественная роща с живописными аллеями, полянами, водоемами свободных очертаний. Позже смысловые различия терминов стали менее определенными. Под словом «парк» стали понимать любую обширную территорию, благоустроенную и украшенную (скульптура, М.А.Ф.), предназначенную для отдыха под открытым небом. Парк может включать в себя несколько малых садов.

Как уже говорилось, садово–парковое искусство возникло на заре цивилизации. Вероятно, первоначальными объектами, на основе которых впоследствии формировались историка – культурные ландшафты, были сакральные урочища, они служили местами отправления культовых обрядов. Эти места тщательно охранялись и сберегались в неприкосновенном виде. В качестве сакральных урочищ выбирались объекты природы, выделяющиеся особой красотой. В частности синтоиская религия в Японии с древних времен и до сих пор обожествляет камни, озера, водопады и отдельные деревья. В Ветхом Завете, помимо упоминания о божественном райском саде, неоднократно отмечались священные рощи, горы и т.д. В странах с различной культурой, географически удаленных друг от друга, сады ассоциировались с раем.

Сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношения человека с природой. Искусство всегда есть попытка создания человеком некого счастливого окружения. Но если в других искусствах это окружение только частично, то в садово–парковом искусстве оно действительно окружает. Это превращение мира в некий интерьер. В садово–парковом искусстве материалом служит не только растительность, но и другие искусства и частично природа за пределами сада, например, небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Сад всегда выражает некоторую философию, эстетическое представление о мире, отношение человека к природе, это микромир в его идеальном выражении.

Особенность садово–паркового искусства в том, что сады и парки теснейшим образом связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев с укладом жизни современников.

Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, для молитв и благочестивых бесед, для приема гостей, для официальных приемов, для интимных свиданий, для физкультурных занятий и т.д. в каждую эпоху посвоему.

Сад не мертвый, функционирующий объект искусства. Истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению и вкусу (плодово–ягодные растения), слуху (птицы, шумящие водопады, концерты в саду), обонянию (душистые цветы, травы, деревья, ощущениям (перемены погоды, сезонные перемены) так чтобы все доставляло в саду наибольшее наслаждение, чтобы в садах дать человеку повод для глубоких философских размышлений, раздумий и поэтических мечтаний.

Сад – подобие Вселенной, высшее значение сада – Рай. Сад составляет самое чистое из всех человеческих наслаждений. Сад должен быть источником радости.

В современной жизни именно сады и парки получили еще большее значение, чем в прежние времена, и являются в настоящий момент одними из основных компонентов в системе городского и загородного отдыха, курортного строительства, а также единственными в городе представителями природных комплексов. Их ландшафтная архитектура сформировалась на основе древнего садово–паркового искусства, насчитывающего несколько тысячелетий, и современное ландшафтное проектирование сформировано на имеющихся исторических традициях. Поэтому чтобы запроектировать полноценный культурный ландшафт (садово–парковый, селитебный, промышленный, и др.) необходимо подробно и обстоятельно исследовать историю развития садово–паркового искусства, изучить его основные направления.

Тема2. История садово-паркового искусства. Древний мир (Египет, Ассирия и Вавилон, Ближний Восток). Сады и парки античной Греции и Рима. Сады и парки феодального периода (средневековая Европа, арабское садово-парковое 8 века). Сады и парки Возрождения. Итальянское барокко. Голландское барокко. Садово-парковое искусство Китая, Японии. Французский классицизм 17 века. Пейзажный стиль 18-20века. Садово-парковое искусство России.– 4 часа(2,3,5)

Садово – парковое искусство древнего мира

Египет

За три тысячелетия существования Египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры, растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельных людей. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямоугольную сетку улиц.

Наиболее ранние, декоративные насаждения Египта, известные по письменным источникам, были созданы в храмовых комплексах Ментухотепов (2160 – 2000 г. До н.э.) и царицы Хатшепсут(1520 – 15 г. До н.э.) в Древнем Египте на берегу Нила. Растения высаживали на террасах храмов в грунт с плодородной землей, доставленной с берегов рек. Центром композиции обычно бассейн прямоугольной формы. Все элементы сада – пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны были связаны в единый композиционный ансамбль. Вся планировка решалась геометрическими приемами. Деревья располагались линейно, двумя – тремя рядами вдоль границ сада, причем наиболее высокие деревья высаживались ближе к периферии более низкие внутри сада. Характерная особенность египетских садов состояла в том, что свободное пространство между деревьями занимали овощи и цветы – ландыши, левкои, розы, ромашки, хризантемы, лилии. Особым почетом пользовались цветы «священного лотоса» Идеологическая цель садово – храмового строительства – прославление неограниченной власти фараонов.

Садовое искусство Ассирии и Вавилона

На несколько столетий позднее развивалось садовое искусство Ассирии и Вавилона. Зона двуречья Тигра и Ефрада более богата растительностью, что позволило создать более пышные сады при дворцах, храмах и виллах знати. Эти сады ассирийских правителей с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипом современных ботанических садов. Террасы ступенчатой пирамиды зиккурата(тип храма) озеленялись цветами и кустарниками. Влияние этой храмовой постройки, сказалось на создании искусственных насыпных видовых холмов в парках, верх которых принято украшать беседкой, также этот тип храмовой постройки привел древних вавиловян к созданию висячих садов Семирамиды – эту постройку древние греки называли одним из чудес света. Четырехэтажная постройка, представляла собой последовательно поднимающиеся неправильные четырехугольные террасы. Длина самой большой 42 метра. Внутри галерей, образованных колоннами, были размещены гроты, украшенные цветным кафелем и фресками. Террасы соединялись монументальными лестницами из белого и розового мрамора. Плиты террас были залиты свинцом, выложены тростником, пропитанным смолой, и двойным рядом кирпичей, скрепленных известью. Кирпичи были покрыты толстым слоем земли. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. Несущие колонны террас были пустотелыми. В этих пустотах росли деревья, а все остальное пространство занимали цветы.

Ближний Восток

В истории садово – паркового искусства Ближнего Востока особый интерес представляет период персидского владычества(550г. До н.э.) В это время с большим размахом строились дворцы с садами и парками. Парки с разнообразным составом древесных и кустарниковых пород, с красочным нарядом цветов, с обилием животного мира, парки занимали обширные территории. Специально для охоты в них разводились олени, барсы, львы. Такие парки назывались парадизами. Сады при дворцах создавались в основном по принципу регулярной планировки так, называемый «чок – бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Очень широк ассортимент растений. Иран считается родиной роз, сирени, тюльпанов, лилий.

Итак, садово-парковое искусство Персии имело такие характерные особенности: строительство больших парков-«парадизов», разбитых на несколько отдельных участков; использование террас, каналов и бассейнов, богатого ассортимента растительности, в частности редких декоративных и фруктовых деревьев, цветов; включение в композицию роскошно отделанных павильонов и гротов.

Сады и парки античной Греции

Садово-парковое искусство Греции зародилось за тысячу лет до нашей эры. Древняя Греция характеризовалась средиземноморским клима-том, сильно пересеченным рельефом без широких речных долин, низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной. Большое внимание уделялось физическому воспитанию молодежи; появились общественные сады. Один из типов общественного сада - священные рощи героев, посаженные в честь выдающихся людей, которым поклонялись как богам. Места эти называли героонами. Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), про-водимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания,однако,были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивались ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. В греческих парках устраивались бассейны и устанавливались скульптуры. Прямые дорожки и прямоугольные площадки парков были рассчитаны на занятия спортом. Садово- парковое искусство древнейшей эпохи(10-6века до н.э.) еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. В классическую эпоху(5-4века до н.э.) намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи. Этот процесс можно проследить в связи с историей развития знаменитого афинского парка у героона Академа в Элевзисе. Парк постепенно превратился в образцовую школу для молодежи. В 427-347годах до н.э. знаменитый философ Платон под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности. Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма(3-1век до н.э.). В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленыенасаждения,находился парк, называемый Папейон. Парк украшал холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки-перголы, обвитые вьющимися растениями. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественное-воспитательное значение, превратился в место для развлечений и отдыха.

Характерные особенности садово- паркового искусства Древней Греции: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках. Гармоничный переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад.

Садово-парковое искусство древнего Рима

Италия занимает гористый Аппенинский полуостров, отличающийся красивыми и разнообразными пейзажами, мягким и теплым климатом. Плодородные земли Италии были заселены с древних времен, а горы покрыты вековыми лесами, предохраняющие реки от высыхания. Под влиянием Греции в Древнем Риме развился тип сада при жилом доме – перистиль. Это окруженный колоннадой внутренний дворик, оформленный в виде партера, а небольшими деревьями, кустарниками и цветами. В центре такого дворика обычно находился декоративный водоем с фонтанами (имплувий), украшенный скульптурой. В виду перенаселения итальянских городов 2-3 веков до н.э., состоятельные люди строили загородные дома- виллы. Римские виллы были двух типов: виллы сельские (хозяйственные); виллы городские (увеселительные). Перед виллой разбивался богатый партер с цветником - квистос. Террасу окружали сквозной балюстрадой и украшали статуями. Сад, разбитый пор регулярной системе, подчеркивал основную композицию здания. В описаниях вилл этого периода впервые встречается термин «топиарное искусство», искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, которое в это время достигло высшего уровня развития. В Риме в начале периода империи были также созданы обширные общественные сады, так как большую часть своего времени римляни проводили вне дома: в садах, на форумах, в термах, цирке или театре. Сады служили своеобразным фойе под открытым небом, местом отдыха во время перерывов или до начала представления. Например, в термах римляне проводили большую часть времени за деловой и дружеской беседой изучали науки, занимались физическими упражнениями, «созерцанием природы» - занятиями, доставляющими удовольствие. Термы Каракалы занимали площадь 15 гектар в благоустроенном живописном парке.

Садовое строительство Древнего Рима развивалось по трем направлениям: сады атриумно-перистильныхжилыхдомов,загородные виллы и городские общественные сады. Возникли специфические приемы садово- паркового искусства, обусловленные характерными особенностями рельефа, природы и климата Италии: применение мелиорации и гидротехнических сооружений, террасирование склонов, использование цветочного партера и скульптуры.

Садово-парковое искусство Дальнего Востока

Китай

Особенности развития садово-паркового искусства.

Особое место в истории ландшафтной архитектуры занимает садово-парковое искусство Дальнего Востока, длительное время существовавшее изолированно.

Китайская традиция паркостроения насчитывает более 3тысяч лет. На развитие китайского садово-паркового искусства оказали сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие особое мировоззрение общества, национальные традиции и физико-гео-графические условия территории. Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на

протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией. Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию. Буддизм, пришедший в 64г. н. э. в Китай из Индии, также оказал значительное влияние на общественную жизнь, архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое искусство.

Философские основы.

Главное в искусстве создания китайского сада - это умение в«меньшем увидеть наибольшее», причем не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов, прежде всего, видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузится в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, воды), но и архитектурных сооружений.

Типы садов.

Несмотря на то, что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово–паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы и гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

Особенности планировки.

По канонам китайского ландшафтного проектирования разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид» Такой прием называется принципом заимствования пейзажа. Особый интерес представляет такая черта средневекового ландшафтного проектирования Китая, как своеобразная канонизация наиболее выразительных ландшафтов. Что некоторым образом напоминает современную идею особо охраняемых природных территорий.

Использование ландшафтных компонентов.

Вода была обязательной принадлежностью китайских садов, представлена она в двух очень разных, но равнозначных качествах. С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны вода – примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Водоемы не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от мира людей. Дорожка также вьется над самой водой, а через потоки перекинуты мостики «горбатые», «верблюжьи», «зигзагообразные». Вода омывает искусственно созданные острова и полуострова.

Камни – другой непременный элемент садовых пейзажей. Камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения. В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры.

Растительность и ее символика. Традиционный китайский сад выделяется богатой и разнообразной растительностью. Нередко он включал в себя плантации плодовых деревьев и участки, засеянные лекарственными травами. На первое место китайцы ставили вечнозеленую сосну – символ неувядающего благородства. Популярен бамбук, почти в каждом китайском саду «деревья счастья» - слива, персик, ивы, магнолии. Обширную отрасль китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. «Царь цветов» - пион, было выведено более ста сортов, хризантемы, гортензии, нарциссы, выращивались повсеместно. Цветы высаживались и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительности, более важное его призвание состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на текучий, временный характер жизни. Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.

Архитектурные сооружения.

Китайский сад немыслим не только без богатства природного мира, но и без архитектурных сооружений - зданий, павильонов, беседок, крытых галерей, позволяющих любоваться парком при любой погоде.

Одним из основных принципов ландшафтного проектирования в Китае является единение архитектуры и пейзажа, где каждое строение занимает свое уникальное место в садовом комплексе, каждая архитектурная деталь имеет свою меру и ритм, задает свой собственный стиль.

Надписи.

Особым образом садово-парковое искусство соотносилось с литературой: надписи – обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада. В садах наносили на стены стихи и памятные надписи; отдельные дворики и строения имели свои поэтические названия, запечатлевавшиеся письменно (Беседка Ожидания Инея, Павильон Водной Ряби, Терраса Запаха Коричного Дерева), письмена выбивали на камнях и специальных каменных столбах и стелах.

Ограждения.

Сады в Китае обязательно огораживались, поскольку они символизировали рай на Земле. По китайским представлениям, стена сада не ущемляла его естественности, а наоборот, выделяла пространство сада, как раз и делала его «миром в мире». С равным успехом стена китайского сада служила и символическим, и эстетическим целям. Кроме этого ни один сад не мог обойтись без ворот. Их богато украшали, а виду, который открывался из них на сад, придавали особенное значение.

Характерные особенности китайской традиции ландшафтного проектирования.

Идея сада – уголок естественной природы, доведенный до совершенства в соответствии с определенными эстетическими критериями, который должен настроить человека на философские размышления о смысле жизни, окружающем мире т.д.;

многоплановость композиции – сад любого масштаба, от императорского до домашнего, представляет собой поток никогда не повторяющихся видов, вызывающих смену эмоций в душе у посетителя;

пейзажность садов – плавные линии крупных водоемов, мягкие формы рельефа, свободно растущая растительность;

размещение архитектурных сооружений с соответствующими названиями подчеркивает настроение ландшафта;

тонкая взаимосвязь с музыкой и литературой.

Япония

Особенности развития садово–паркового искусства.

Традиции садово–паркового искусства пришли через Корею, первыми проектировщиками были осевшие в Японии корейцы. В результате его проникновения многое было заимствовано у китайских создателей садов, но по своему духу китайские и японские культурные ландшафты различны. Происхождение стилистики японского сада во многом объясняет сама природа. Субтропический и умеренный муссонные климаты с большим количеством осадков весьма благоприятствует произрастанию широкого ассортимента растительности. Контрастный горный рельеф с большим количеством коротких, но полноводных рек отличается ландшафтным разнообразием, которое стало образом для создания переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов. Кроме того, садово–парковый ландшафт представляет собой наиболее сокровенное выражение национального духа страны. Утонченное эстетическое восприятие природы пронизало всю их жизнь, утвердило ряд красивых национальных традиций (любование первым снегом, любование осенним кленом, любование цветущей сакурой, любование луной и др.).

Философские основы.

Философскую основу искусства в Японии составила буддийская идея иллюзорности физического мира. Поэтому здесь и образ природы является не столько реальностью, сколько иллюзией, которую нужно воспринимать на интуитивном уровне (например, только в Японии мог появиться водопад, в котором воду символизируют камни, а также «водные» пространства из мелкого песка и гравия с «волнами», нарисованными

специальными граблями). Скрытый смысл образа природы каждый человек воспринимает по-своему, стараясь как бы «увидеть то, что за гранью видимого». Китайский же сад не был похож на абстрактную живопись, а доводил до совершенства выбранную природную территорию в соответствии со своими эстетическими критериями.

Большое влияние на всю японскую культуру, и в том числе садово-парковое искусство, оказало учение дзен- буддизма (получившее распространение с 12-13веков и существующее до настоящего времени), которое утверждало, что единственный источник познания истины – интуиция. Именно философия дзен способствовала объединению разнородных элементов культуры. Во всех проявлениях искусства стала ощущаться аура таинственности, мистической недосказанности. Реализм уступил место намекам, подчеркнутой пустоте. Все совершенное представлялось изящной простотой.

Основной темой поэзии, живописи и садово–паркового искусства этого времени была любовь к природе, простота и нравственное очищение. Именно в это время получает развитие искусство чаепитие (чайная церемония) и с новой силой возрождается искусство составления букетов – икебана.

Ранние японские сады отличались редкой декоративностью и представляли собой подобие парков для проведения празднеств, концертов и развлечений знати на открытом воздухе, где вельможи могли наслаждаться красотами где – то ранее виданных пейзажей в своей повседневной жизни. Главной пейзажной особенностью этих садов был водоем с причудливо спланированной береговой линией, выложенной крупными камнями. Ранние японские парки находились под сильным китайским влиянием, что проявлялось в больших размерах, богатстве растительности и т. д. Далее с 14 века, поскольку культурный ландшафт воспринимался как своеобразная живопись природных форм, сады Японии стали представлять собой миниатюрные идеальные ландшафты, подобные изображениям на гравюрах и рисунках. Они были, как правило, небольшого размера и рассчитаны на длительное неподвижное созерцание и восприятие.

В конце 16 – начале17веков стиль садов вновь несколько изменился. Они увеличились в размерах и стали объединять в своих границах несколько изолированных садов, по-прежнему изображающих идеальные пейзажи в миниатюре. Они воспринимались последовательно во время прогулки, однако каждый из них был самостоятельным, завершенным произведением.

Типы садов.

По теории японского садово–паркового искусства, проектирование начинается с выбора сюжета, поэтому существуют разные по сложности ландшафтные композиции. Чаще всего сюжетной основой являются горы и холмы, вода и камни. В основном создаются два типа садов – холмистые и плоские. По функциональному признаку, могут выделяться сады при дворцах, замков феодалов, при храмах, чайных домиках, насаждения синтоиских святилищ (в основе синтоиской религии лежит обожествление природы предков), домашние сады и др., причем к домашним можно отнести сады на подносе и искусство бонсай, и то и другое пришло из Китая и получило широчайшее распространение в Японии.

Абстрактные философские сады.

В них почти нет растительности, и они более напоминают абстрактную живопись, чем сад. В абстрактных философских садах свободное пространство имеет большое значение – помогает создать ощущение безбрежности и бесконечности мира, дает возможность отрешится от мыслей. Таким является один из садов храма Рёандзи(храм «успокоенного дракона») – сад камней в монастыре Дайансан в Киото. Он является одним из самых удивительных и знаменитых садов камней, вершиной японских философских садов. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (с востока на запад – 20м, с севера на юг- 10м), с трех сторон огороженную невысоким глинобитным забором. Эта площадка засыпана мелким белым гравием, «расчесанным» граблями на тонкие бороздки, символизирующие рябь воды. На фоне гравия расположено 15 камней, они организованны в пять групп. Вокруг каждой из них, как обрамление, посажен мох. Некоторые группы имеют название («Переправа тигра с тигрятами через бурный поток», «Отдыхающая птица с распростертыми крыльями»), направляющие концентрацию мысли на определенный образ. В очертании камней у каждого зрителя рождаются свои ассоциации, которые всегда будут новыми в зависимости от времени года, от различного освещения в течение дня, от настроения и т.д. Еще одной загадкой сада Рёандзи является и то, что с какой бы точки ни смотрел на сад человек, он всегда будет видеть только 14 камней, один из камней всегда исчезает из поля зрения.

Сады пейзажного типа.

Они бывают плоскими и холмистыми. Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водным потоком, как правило, такие сады устраивались при дворцах и храмах. На холме сооружался павильон, из воды выступали камни причудливой формы и расцветки, которые расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение павильона в озере. Ландшафт выражал затаенную, глубинную красоту, проповедующую, уединенность, скромность, способствующую выявлению сокровенной сути предметов и эмоций.

Иной по стилю пейзажный сад плоского типа. В его композиции используются хвойные и широколиственные деревья, крупные валуны и галька, водоемы, резервуары с водой и источники, а также малые архитектурные формы – каменные фонари и скамьи. Сад имеет небольшую площадь, с внешней стороны визуально отделен изгородью, а со стороны наблюдателя – деревянным настилом террасы дома. Органичной частью пейзажа становится вид на дальние горы, озеро, водопад или иной интересный объект, находящийся вне пределов сада.

Использование ландшафтных компонентов.

Освоение пространства происходит в гармонии трех стихий – камни, вода и растительности, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Более того, распределение всех элементов сада (водопадов, камней, растений, мостиков и др.) подчиняется определенным пространственным законам. Так, в частности, линии, соединяющие два элемента, не должны быть параллельными; два элемента не должны быть одного размера, и тд.

Камни. Задают структуру японского сада. Искусство их расположения является одним из главных в создании ландшафта, поскольку японцы считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Они тщательно отбираются не только по форме и цвету, но даже должны «подходить друг другу по характеру». Правила их местоположения в саду соответствует духу дзенской эстетики, в основе которой лежат аскетизм, символизм и асимметрия. Единичные камни располагают редко, чаще составляются композиции из трех- пяти штук. Основной принцип сбалансированности основывается на выборе трех основных камней – центрального, а также первого и второго подчиненных. Эти три объекта должны представлять в итоге некий соразмерный, но вместе с тем и разносторонний треугольник. Группы камней могут быть объединены в более крупную композицию. Тогда их расставляют по степени декоративности и смысловой нагрузке, следуя правилу сильной руки, т.е. слева направо, поскольку так обычно скользит взгляд по картине и так же организованно движение по саду. Наибольшую популярность среди горных пород имеет андезит, гранит, базальт, различные сланцы. Используются камни самого разного внешнего облика – крупные глыбы, обломки морских скал, отшлифованная морская и речная галька, гравий.

Вода. Занимает в японском саду одно из центральных мест. Ее присутствие выражается в самом разнообразном виде – водопад, озеро, ручей, резервуары с водой, шум дождевых капель по широким листьям и т.д. На водоемах располагаются, островки на которые перекидываются мостики сделанные из разного материала – камня, дерева, глины. При этом они не когда не повторяют друг друга. В руководстве 11 века описывается десять типов водопадов, различающихся по внешнему виду (вода может падать широким потоком; тонкими нитями; разделятся на два равнозначных потока; иметь, помимо основного, боковые струи и др.). Кроме того, был изучен и акустический эффект, создаваемый водопадами, и определено его значение в создании общего гармоничного образа сада. Иногда в символических садах Японии нет конкретно холмов, рек или ручьев, они могут присутствовать там абстрактно. Тогда возникает так называемый стиль «сухого пейзажа» - например, «водные потоки» из уложенного особым образом гравия, расчесанные граблями «волны» из песка, каменные водопады.

Растительность. Японский сад компонуется главным образом из хвойных и широколиственных пород деревьев. Из хвойных пород ведущими являются разновидности сосны, ели, пихты, кипарисы и можжевельники. Из лиственных - каштан, азалия, персик, вишня, слива, ива, дуб, разные виды кленов. В японском саду присутствует символика. Бамбук считается символом благородства и утонченности, белое цветение слив означает духовную красоту, а розовый цвет вишен – красоту чувственную и т.д. Растительные композиции создаются с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних цветовых акцентов на другие, разворачивающихся на доминирующем зеленом фоне. Общий колорит сада отличается большой мягкостью – преобладают зеленые и серые тона. Яркие пятна цветущих растений немногочисленны. Экспансия одного цвета меняется от сезона к сезону, весна приходит в бело – розовом облаке цветов сакуры, а осень окрашивает багрянцем красных кленов.

Дорожки в японском саду. При их проектировании избегают прямых линий, предпочтение отдается мягким волнистым кривым, наиболее напоминающим естественные змеевидные линии. Многочисленные изгибы дорожки создают эффект разнообразного пространства, пейзаж меняется за каждым поворотом, причем наилучший обзор сохраняется на уровне человеческого взгляда. Тропинки, как правило, вымощены камнем и черепицей, часто используется техника «следы монаха» - когда плоские камни расположены среди зелени на некотором расстоянии друг от друга. Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Типичной особенностью являются и водные дорожки – клади – извилистые цепочки камней для перехода через ручьи.

Искусство продуманных случайностей. Японский садово–парковый ландшафт отличается тщательной проработкой деталей. Продуманное расположение необычайных и красивых элементов – камня, сухой коряги, растения, водопада, фонаря и др. – позволяет автору проекта одухотворить свое произведение. Учитывается даже отражение элементов ландшафта в зеркале воды и рисунок тени, отбрасываемой предметами.

Если в Китае сады проектировали путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы, то японское садово–парковое искусство основано на воспроизведении ландшафтов в заранее обусловленном масштабе и с определенной степенью условности. Несмотря на свое искусственное происхождение, сад должен создавать впечатление естественного продолжения окружающей природы. Главное в нем – это тишина и покой, поэтому основными чувствами здесь становятся погружение в природу и растворение в ней. Наиболее точно сущность красоты японского сада можно отразить двумя основными идеями – миниатюризацией и символизмом, а также его основными качествами – природной достоверностью и художественностью.

Выводы о своеобразии традиций японского садово-паркового искусства:

идея сада – создание, как правило, абстрактного образа природы в миниатюре, руководствуясь принципами «изящной простоты» (лаконичность и ассиметрия);

все элементы сада до мельчайших деталей должны быть тщательно продуманы, в нем не должно быть ничего случайного;

предпочтение отдается неброской красоте, побуждающей к философским размышлениям, поэтическим и мифологическим ассоциациям;

насыщенность символикой всех ландшафтных компонентов, обязательное использование камней как основы сада, воды (как естественной, так и абстрактной), выраженная сезонность растительных композиций;

важные детали: извилистые дорожки, мостики, каменные фонари, скамьи и сосуды для омовения рук.

Сады и парки феодального периода.

Средневековая Европа.

Эпоха феодализма охватывает длительный исторический отрезок времени, превышающий тысячу лет. В средневековье зародился новый тип города – город крепость, окруженный мощными оборонительными сооружениями. В ранних средневековых городах при крайней скученности домов, озеленение больших пространств отсутствовало. Создавались преимущественно малые внутренние садики. Позже сады стали неотъемлемыми частями монастырей и усадеб феодалов. В монастырях средневековья декоративные растения в основном разводили в замкнутом дворике – клуатре. Он был заключен в строгих геометрических формах архитектуры, это уже требовало регулярной планировки. Клуатр окружали главные строения монастыря, он был отгорожен от окружающего грешного мира и нес подчеркнутую смысловую нагрузку – олицетворение рая. По религиозным соображениям скульптурное оформление сведено к минимуму или вовсе отсутствует, и очень сдержанно выглядит оформление других малых архитектурных форм (скамьи, фонтаны, колодцы и др.) Важным символическим элементом становятся дорожки, которые обязательно делят сад крестообразно, либо по осям, либо по диагонали. В клуатре выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники, которые росли ровными рядами. Интересным приемом, возникновению которого способствовали небольшие внутренние садовые пространства, был лабиринт, участок, состоящий из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или в шестиугольник. Прием был заимствован у строителей храмов, которые делали дорожки из разноцветных камней в форме лабиринта. Проползая на коленях по такой дорожке, богомольцы представляли себе что совершают далекое паломничество.

Особенности садового строительства средневековья: геометричность планировки; рядовые посадки и стрижка; лабиринт; символика.

Арабское садово – парковое искусство 8века

На Ближнем Востоке в 8 веке сложилось мощное арабское государство, которое имело большое влияние на развитие мирового садово – паркового искусства Средневековые арабские сады отличались изысканностью форм. Геометрическое их построение подчеркивалось сетью узких каналов, прямоугольными или квадратными газонами. По периметру сад окружали высокие каменные ограды или стены зданий. После завоевания Испании маврами в 8 веке в интимных двориках возникает испано–мавританский сад– патио, который произошел от атриума античного Рима и от средневекового монастырского сада. Патио создается для спокойного отдыха. Из характерных особенностей арабского сада необходимо выделить следующее: геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активным включением различных видов оград в общую композицию; ассимиляция культуры садов завоеванных народов; ограниченное применение декоративных устройств; использование в качестве основных элементов ансамбля рельефа (террасы) растительности (стрижка) воды (фонтаны и каскады).

Сады и парки эпохи Возрождения.

В 14- 16 веках на смену суровому средневековью пришла эпоха Возрождения. Произошел переход от феодально-религиозных представлений к гуманистическому мировоззрению, следствием которого явилась усиление светского характера культуры, обращение к культурному наследию античности, его «возрождение»(отсюда и название периода –Возрождение). Ландшафтное проектирование получает новый мощный толчок в свом развитии, поскольку все больше внимания начинает уделяться формированию городских пространств и садово-парковому искусству. При этом идеологической основой устройства сада являлось убеждение в том, что он является преобразованной, улучшенной человеком и поэтому «идеальной» природой. Центром культуры Возрождения стала Флоренция. На ее живописных холмах возводятся роскошные загородные виллы с обширными террасными садами, в которых удачно использовались водные устройства, зеленые насаждения, скульптура. Горизонтальные перспективы вдоль склонов холмов часто заканчивались зелеными театрами в виде стен из стриженых деревьев. Там устраивались сценические представления. В композициях итальянских вилл нашла отражение идея гегемонии человека над природой, характерная для эпохи Возрождения. Регулярные композиции строились на основе следующих принципов: единство ансамбля виллы и сада; сдержанность монументальности (рациональные и гармоничные пропорции); последовательности (анфиладности), строгой организованности; спокойствия и уравновешенности; четкости плана(квадрат, круг); организации продольных (вдоль склонов), а затем и глубинных(поперек склона) перспектив; создание разнообразных театрализованных эффектов; подчеркивание преемственной связи с античным Римом. К наиболее характерным относятся такие приемы построения садовых композиций итальянских вилл: террасирование склонов холмов, оформление высокими стенами, вазами, балюстрадами, скульптурами и гротами; обводнение территории сада системой каскадов, фонтанов и бассейнов; завершение садовых перспектив амфитеатром со скульптурой на фоне зелени(заимствовано у древних римлян) или свободно растущих групп деревьев; оформление партеров строгими по рисунку цветочными коврами; стрижка деревьев и кустарников; использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада. Опыт флорентийцев быстро распространяется в Риме и других итальянских городах. Знаменитые итальянские архитекторы и художники Браманте, Рафаэль, Палладио, оказали существенное влияние на развитие теории и практики садово-паркового искусства.

Начиная, с 1530 года в архитектуре Италии все четче формируется два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, подготовило развитие классицизма в Европе. Барокко в садово-паркововом искусстве утвердилось в 80-е годы 16 века и стало главным направлением ландшафтной архитектуры Европы в течение более полутора столетий (до середины 18 века). Смысловую нагрузку садов того времени можно сформулировать кратко: во-первых, изобилие и роскошь, во-вторых, занимательное просвещение. В эпоху расцвета эпохи барокко сады должны были вызывать удивление, восхищение, поражать разнообразием роскошных затей, тем самым, отражая богатство и вкус владельца.

Итальянское барокко

Барочное садово-парковое искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмах предгорья Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата. Это предполагало формирование комфортных условий на открытом воздухе, способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец, и сравнится с ним по роскоши убранства. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах. В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца 16века итальянские сады были небольшими по размерам, они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. Террасы заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства. К началу 17 века итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов. Стиль барокко способствовал возникновению большого количества усложненных малых архитектурных форм, в том числе сложные фонтаны и водоемы устраивались как в садах, так и на городских площадях. Композиция регулярного сада барокко строились на основе таких принципов: нарочитой усложненности пространственных решений; неожиданных эффектов; утонченного эстетизма и декоративно-стилизаторской деформации приемов и форм; свободы в формировании. Стиль барокко требовал динамического чередования меняющихся перспектив (развитие композиции в глубину), использование контрастов света и тени, стриженой зелени и рядовой посадки деревьев для создания зеленых театров и размещения скульптур, украшения партера сложными узорами и арабесками.

Голландское барокко

Важнейшими естественными предпосылками формирования голландского барокко явились мягкий морской климат и низменный рельеф, который требовал усложнения. Поэтому террасы не были крутыми и высокими. Для голландских барочных садов была характерна пышная растительность, которая проявлялась в широком применении зелени для проектирования огибных аллей-берсо, зеленых беседок, трельяжей, живых изгородей. Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов. В целом по своему характеру сады голландского барокко отличались не только праздничностью, «театрализацией» и стремлению к созданию приподнятого настроения, но и стремлением в большей мере к созданию уюта и уединенности, чем парадности.

Хотя сады голландского барокко также регулярно-геометричны и разделены на «зеленые кабинеты», они характеризуются рядом отличительных признаков:

· дворец часто размещается не по центру, а в стороне от оси симметрии участка, причем фасад, как правило, скрывался за кронами деревьев;

· небольшие размеры сада и стремление к уюту;

· более скромное скульптурное убранство;

· доминирующее значение растительного компонента над всеми остальными.

Голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового искусства Англии, стран Северной Европы и том числе России.

Французский классицизм

Классические итальянские садово-парковые ландшафты оказали значительное влияние на сады и парки Франции. Однако во Франции создавалась своя школа садово–паркового ландшафта, которая использовала иные культурно-исторические традиции, иные природные условия: благоприятный климат, хорошие почвы, поросшие широколиственными лесами равнины, плавно текущие реки. Ведущие европейские державы соперничали в создании пышности и блеска дворцово-парковых ансамблей. Эпоха просвещенного абсолютизма сформировала новый тип культурного ландшафта, получившего не только позновательно-увеселительные, но и государственно-репрезитивные функции парк мог служить для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, праздников, маскарадов, представлений и т. д. Основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма «грациозность и величие». В отличие от камерности итальянского и голландского барокко, наметился переход к проектированию культурных ландшафтов на обширных территориях. В середине 17 века искусство стало особым предметом заботы короля Людовика 14, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля. Эта эпоха ознаменовалась творчеством большого мастера Андре Ленотра(1613-1700),он является автором многих классических парков. Самым ярким выражением всех творческих находок, приемов и принципов Ленотра является Версаль-резеденция Людовика 14. Это прекрасный образец синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, садово-паркового. Композицию парка Ленотр построил на оптимальном числе «три». Три луча, сходящиеся в вершине большого канала, - это три части парка: партер перед дворцом, боскеты по обе стороны от главной оси и массив свободно растущей зелени возле большого канала, позже большой канал был спланирован в форме креста.

Партер - открытое пространство геометрической формы, включающее в себя газоны, цветники, декоративные мощение, водоемы, фонтаны и скульптуру.

Боскет - замкнутый участок геометрической формы с насаждениями, плотно огороженный стриженной живой изгородью из деревьев или кустарников. В боскете могут размещаться также фонтан, цветник, зеленый театр, небольшой декоративный бассейн, иногда плодовые посадки.

Кенконс - участок геометрической формы с насаждениями, высаженными в шахматном порядке с сохранением диагональной видимости. Стволы деревьев внизу оставляются открытыми.

В парке применялся прием зрительного расширения пространства с помощью специфических эффектов, таких как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка, причем аллеи не заканчиваются какими-то интересными объектами, а открывают виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность. Другим, впервые примененным, новшеством являлось использование радиально – лучевых аллей, исходящих из круглых парковых площадок, что также увеличивало обзор пространства. Кроме того, подчеркнуто доминирующее положение занимает дворец, становится важным его возвышение над парком. Дворец стоит на трех обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и король – солнце Людовик14.

Важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, является постепенное изменение архитектурно-пространственного характера парка по мере удаления от центра дворца. Начинает формироваться принцип функционального зонирования территории. В непосредственной близости от дворца наблюдается значительный перевес искусственных ландшафтных компонентов над естественными, велика роль архитектуры (скульптура, балюстрады, м.а.ф., мощение). Также существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам. По мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение рукотворных и природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается. На первый план выступают широкие каналы, протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, и довольно большие зеленые массивы – кенконсы и боскеты. Далее размещается наименее измененная лесопарковая часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Барочные сады были предназначены для статического любования открывающимися пейзажами, а не для прогулок. Широко применяется декоративные газоны типа «королевский ковер»(60*300м), фигурная стрижка. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла.

Итак, основные черты классического парка:

· наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

· преимущественное размещение на плоском рельефе;

· симметричная композиция по отношению к центральной оси;

· древесная растительность имела характер массива, в котором терялась индивидуальнос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: