Состав и участники группы

Групповые занятия могут происходить как в достаточно боль­ших группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, чтобы каждый был вовлечен в действие и чувствовал себя участником. С увеличением численности членов группы возникает тенденция к неэффективному исполь­зованию времени занятий, возрастает вероятность появления подгрупп. Когда группа слишком мала, она перестает действо­вать как группа, ее участники оказываются вовлеченными в индивидуальное консультирование или психотерапию в груп­повых условиях. Считается, что четыре человека — минимум для жизнеспособной группы.

С возрастанием размеров группы эффективность психокоррекционной работы уменьшается.

Достаточно длительное время в групповой психокоррекции существовало «правило восьми». «Правило восьми» исходит из того, что для психотерапевтической группы оптимальным яв­ляется состав из восьми человек29. Такая группа достаточна для того, чтобы способствовать близости участников и созданию в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, и для того, чтобы группа была динамичной и предла­гала разнообразный опыт взаимодействия. На сегодняшний день это правило потеряло свою актуальность. Большинство руково­дителей считает, что оптимальным числом участников группы является 10—12 человек. На практике число членов психокоррекционной группы колеблется от 3 до 30 человек. Возможно создание малых групп (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Однако наиболее эффективной является группа, находящаяся на границе малой и средней и насчитывающая от 8 до 12 участников.

Как указывает Лойзер30, такая группа достаточно велика, чтобы:

• смягчить либидные чувства до безопасной и легко подда­ющейся контролю концентрации;

• обеспечить разнообразие возможностей группового процес­са, удовлетворяющих потребности каждого участника в каж­дый конкретный момент;

• избежать сильных позитивных и негативных полюсов ре­акций в парах и тройках и противостоять разрушению одним человеком и даже двумя;

• обеспечить разнородность и многообразие психодинами­ческих типов, тем самым способствуя процессам групповых взаимодействий;

• обеспечить возможности выражения в смягченной и удоб­ной для работы манере;

• избавиться от напряжения разговора лицом к лицу; при этом пассивный человек может оставаться малозаметным, пока его уверенность в себе не возрастет.

С другой стороны, такая группа достаточно мала, чтобы:

• оставаться для психотерапевта управляемой при минимуме руководства и контроля с его стороны; психотерапевт может со­хранить некритический, бесконтрольный и пассивный аспекты своей роли, которые необходимы для успешной психотерапии;

• действовать без строгих и многочисленных правил; поми­мо нескольких самых простых установлений, определяющих место, время занятий и тому подобное, требуется вводить лишь очень немного правил;

• обеспечить для каждого члена разумную долю уделяемо­ го ему внимания и времени.

Количество участников зависит от целей и задач конкрет­ной психокоррекционной группы. Так, психоаналитическая групповая психотерапия обычно предполагает относительно маленькие группы — от шести до десяти человек. В противопо­ложность таким психотерапевтическим группам группы лич­ностного роста больше и включают от восьми до пятнадцати человек. В крайнем случае, занятия могут проводиться и более чем с пятьюдесятью участниками (группы социально-психоло­гического тренинга).

Обычное время групповой сессии — 1-2 часа, с частотой I раз в неделю. Большинство руководителей групп и исследователей считают, что оптимальным сроком психокоррекции яв­ляется 2 месяца (8—10 недель) при частоте занятий 4—5 раз в неделю с продолжительностью одного сеанса 1,5 ч. (Например, при 90-минутном занятии каждому члену группы из 8 человек (плюс руководитель) предоставляются оптимальные десять ми­нут группового времени.) Таким образом, курс групповой пси-кокоррекции в оптимальном варианте рассчитан на 40—50 занятий, то есть 60-75 часов. Однако в зависимости от целей и задач продолжительность курса групповой психокоррекции может быть различной.

Участники групп

В зависимости от ориентации и функций групп их участ­никами могут быть как люди относительно хорошо приспособ­ленные, эмоционально стабильные, стремящиеся к лучшему познанию себя и к личностному росту, так и люди, нужда­ющиеся в психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений. Большинство руководителей групп проводят пред­варительные исследования по отбору кандидатов.

Для большинства групп наиболее удачные кандидаты — пси­хически здоровые люди: те, чья психологическая защита низ­ка, а способность к научению, в отличие от других, высока Практически же для участия в группе подходят люди со сред ним уровнем интеллекта31. Возможно, лучший диагностический показатель успешного участия в группе — это поведения участников на начальных групповых занятиях. Опытный руководитель психокоррекционной группы, используя информацию, полученную на первых занятиях, может, соответственно, вести группу. Популярность человека в группе — один из немногих предсказателей успешного группового опыта. Популярные участники интересуются взаимоотношениями в группе и показывают высокую степень личного самораскрытия и активности.

К неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувств к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно жду успокаивания32. Люди со значительными психическими отклонениями — психически незрелые, нечувствительные к другим и неспособные к самоконтролю — неблагоприятно влияют на групповой процесс и также являются неподходящими для группового опыта.

Соблюдение этих критериев отбора кандидатов в группе регулируется в зависимости от типа и цели группы. При этом необходимо учитывать, что выделяют различные типы поведения участников в малой (психокоррекционной) группе.

Кондратенко В.Т. и Донской Д.И. выделяют 4 основных тип поведения участников группы.

1. Обособляющийся тип. Хорошо выражена индивидуаль­ная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно толь­ко в условиях относительного обособления от группы.

2. Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

3. Лидирующий тип. Ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчине­ния себе других членов группы.

4. Сотрудничающий тип. Постоянно стремится к совмест­ному с другими решению задач и следует за группой в случае разумных решений.

В последующих главах вопрос о критериях отбора участни­ков в группу будет обсуждаться более подробно в контексте эффективности психокоррекционной группы.

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГРУПП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: