Динамические процессы в психокоррекционной группе

Групповая динамика — это совокупность групповых дей­ствий и интеракций, возникающих в результате взаимоотно­шений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

К динамическим процессам группы относят такие, как сплоченность группы, лидерство в группе, генезис группы и другие.

Все элементы групповой динамики обсуждаются в процес­се работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенности поведения друго­го и могут рассматриваться при этом как основные темы груп­повой дискуссии.

Процессы групповой динамики можно стимулировать, ис­пользуя разнообразные технические приемы с целью разнооб­разия групповой деятельности; устраняя первичную неуверен­ность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов42.

3.2.1. Сплоченность в психокоррекционной группе

Под сплоченностью понимают процесс формирования особо­го типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим соб­ственным законам. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик милой группы, как степень психологической общности, един­ство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Чем больше группа отвечает потребностям людей в эмоцио­нально-межличностных связях, тем более сплоченной она бу­дет. Чем выше сплоченность группы, строже контроль над ус­тановками и действиями участников, тем сильнее подчинен­ность групповым нормам, обязательность их соблюдения и при­нятия групповых ценностей.

Сплоченная группа поощряет своих членов использовать социальные умения, которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях, как в группе, так и за ее пределами. И.В. Бачков выделяет следующие факторы, способствующие групповой сплочённости43:

1) совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации
участников группы;

2) достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

4) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

5) привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

7) наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

8) присутствие в группе человека, способного противопоста­вить себя группе, резко отличающегося от большинства участ­ников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).

Причинами снижения групповой сплоченности могут вы­ступить:

1) возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек);

2) знакомство (дружба, симпатия) между отдельными чле­нами группы до начала тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

3) неумелое руководство со стороны ведущего, которое мо­жет привести к излишнему напряжению, конфликтам и раз­валу группы;

4) отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной веду­щим; вялая групповая динамика.

К достоинствам сплоченной группы можно отнести следу­ющие:

• создается атмосфера взаимной эмоциональной притяга­тельности,

• возникает поддержка участниками друг друга,

• формируется чувство принадлежности к группе,

• возникает эмоциональная связь между членами группы, гарантируя большую прочность и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустрирующих обстоятельствах,

• создается общая система норм, способствующая большей терпимости к различным индивидуальным целям,

• сплоченность позволяет также глубже выражать враж­дебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытыва­ют взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить свои внутриличностные конфликты44.

Отрицательные моменты чересчур сплоченной группы проявляются в нежелании участников критически мыслить и при­нимать конструктивные решения. В сплоченной, дружной груп­пе может возникнуть климат наивного, сверхоптимистичного принятия решений, явление, которое называют «групповой мыслью» («групповой дух»). Считается, что «групповая мысль» способна создавать разрушительный эффект в группах реше­ния проблем из-за склонности участников быстро приходить к одному решению, соглашаясь друг с другом и не считаясь с возможностью ошибки.

3.2.2. Лидерство и руководство в психокоррекционной группе

Термины «лидер», «руководитель» обозначают человека, руководящего группой и обладающего авторитетом для влия­ния на нее. В частности, в психокоррекционных группах предпо­лагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя выше, чем других участников. В группе назначенный руководитель имеет большое влияние. Профессиональная обязанность руководителя — гарантировать благополучие каждого члена группы46.

Особенности руководства психокоррекционнои группы:

• В любой эффективно взаимодействующей группе назна­ченный руководитель — не единственный человек, осуществ­ляющий руководство. Руководство могут осуществлять актив­ные члены группы, влияющие на других ради целей группы; или личных целей участников. Когда среди членов группы выдвигаются лидеры, некоторые участники частично отказы­ваются от личной автономии и прерогативы принятия реше­ний, позволяя другим принимать решения за себя.

• Некоторые виды групп с самого начала осуществляют
самоуправление и не имеют руководителя. Примером групп
без руководителя, основанных на прочных ритуализированных традициях, являются «Анонимные алкоголики». Мно­гие группы встреч организовывались без присутствия руководителя, которого иногда заменяли записанные упражнения
и инструкции.

• В большинстве групп, начинающихся без назначенного
руководителя, в ходе их развития появляется один или больше
лидеров. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя руковод­ство, решается с учетом ролевых потребностей группы, инди­видуальных качеств кандидата в лидеры и восприятия други­ми участниками его соответствия групповым ролевым требова­ниям. Лидеры по сравнению с другими членами группы стре­мятся к проявлению большей активности.

Стиль работы руководителя группы

Необходимо подчеркнуть, что классификации стилей рабо­ты руководителя психокоррекционнои группы выделяется дос­таточно много. Одни из них можно назвать универсальным (например «классическая» классификация К. Левина исполь­зуется прежде всего в психологии малых групп, организацион­ной психологии и психологии менеджмента), другие создают­ся применительно к специфике психокоррекционнои работы. Рассмотрим некоторые из них.

К. Левин, Липпитт и Уайт (1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они вы­делили авторитарный, демократичный и попустительский стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом 46.

Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; дает задания, побуждает к действию, руководит дискуссией, является самым активным участникам группы.

Демократичный руководитель формирует групповое пове­дение через групповую дискуссию; деятельность группы опре­деляется коллективным разумом.

Попустительствующий руководитель устраняется от ру­ководства, отдает всю власть членам группы, занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора.

Таблица 3 Различия между тремя стилями руководства47

Авторитарный Демократичный Попустительский
Все виды поведения определяются руково­дителем Поведение определяет­ся групповой дискус­сией при содействии руководителя Полная свобода ин­дивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководите­ля
Каждый шаг в деятель­ности группы дирек­тивно продиктован ру­ководителем Групповые цели наме­чаются в ходе группо­вой дискуссии. Две (или более) альтерна­тивные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем Материалы для груп­повых занятий пре­доставляются руко­водителем, хотя ин­формация предлага­ется им только в от­вет на запрос
Руководитель опреде­ляет индивидуальные задачи и партнеров для работы Определение задачи и выбор партнеров для ее решения — дело груп­пы Руководитель устра­няется от руково­дства
Руководитель «субъек­тивно» хвалит или кри­тикует отдельных уча­стников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе Руководитель «объек­тивно» хвалит и крити­кует участников, по­стоянно стараясь быть участником группы. Руководитель редко комментирует дейст­вия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий

Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, и чем попустительствующий, отказыва­ющийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе48.

Большинство руководителей групп осуществляют стиль ру­ководства, занимающий промежуточное между авторитарным и попустительским стилями место. В различных исследовани­ях было показано, что группы как жестко структурированные, контролируемые руководителем, так и слабо структурирован­ные были по измеренным результатам малоэффективны. Одна­ко авторитарное руководство может быть более необходимым, когда задача жестко структурирована, члены группы испыты­вают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит49.

При этом необходимо подчеркнуть, что в гибких эффективных группах стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и различных ситуаций, возникающих в группах.

К. Рудестам, ссылаясь на исследования И. Ялома и М. Ли-бермана, отмечает, что можно выделить различные типы лиде­ров психокоррекционной группы50.

1. «Агрессивный лидер». Это руководитель, навязывающий
свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках группы. Свои психотерапевтические усилия он сосредоточивает на решении проблем отдельных участников, а не группы в целом. Участни­ку предоставляется определенная схема для понимания себя и мира. Руководитель этого типа является авторитарным, единовластным. Вместе с тем он не избегает открываться перед участниками группы. Это лидер харизматического типа. К этому типу были отнесены руководители групп гештальттерапии, пси-ходрамы, роста личности.

2. «Любящий лидер». Это заботливый руководитель, прини­мающий во внимание потребности участников группы. Он дает участникам не только свою любовь, но и нужную информацию о том, как изменить себя, решить свои проблемы. Это «мудрый и заботливый отец». К этому типу были отнесены руководители Т-групп, марафонов, трансактного анализа.

3. «Социальный инженер». Он больше руководит работой группы как целого. Индивидуальные потребности участников, их межличностные отношения у него на втором плане. Руково­дитель этого типа редко противостоит группе, не слишком тре­бователен; участниками оценивается как неавторитарный ли­дер. К этой категории были отнесены руководители Т-групп, групп «встреч» и психодрамы.

4. «Невмешивающийся лидер». Он малоактивен, никогда не бывает в состоянии конфронтации с группой, ничего не требует от участников, не помогает им, вообще склонен держаться на большом расстоянии от участников. Руководитель этого типа
участвует в действиях группы номинально. К этой категории были отнесены руководители психоаналитических групп и трансактного анализа.

5. «Холодный и агрессивный лидер». Он менее агрессивен, чем руководитель первого типа, и отличается от него тем, что старается не оказывать влияния на ход работы группы, участникам оказывает минимальную помощь. В центре внимания руководителя этого типа — групповой процесс как целое. К этой ка­тегории были отнесены руководители групп роста личности.

6. «Техник». Он предлагает группе множество разнообраз­ных групповых упражнений и игр, постоянно контролирует ход работы группы и является авторитарным. К этой категории были отнесены руководители групп роста личности.

Большинство исследований показало, что руководители групп различного типа неодинаково оцениваются с точки зрения по­тенциальной вредности их стиля для участников. Наибольший процент участников, отрицательно оценивших свой групповой опыт, был в группах, руководимых «агрессивными лидерами». Самыми «безопасными» оказались «любящие лидеры».

А.А. Осипова отмечает, что наблюдение за работой групповых руководителей позволили исследователям классифицировать стили руководства группой и выделить четыре основных стиля61:

1. Эмоциональная стимуляция.

2. Опека.

3. Познавательная ориентация.

4. Исполнительная функция.

Эмоциональная стимуляция. Руководитель группы стиму­лирует проявление различных чувств, конфронтацию отдель­ных членов группы. Он участвует в происходящем как равно­правный член группы: возбуждает остальных, проявляет нетер­пение, раздражительность или теплоту и любовь.

Опека. Руководитель поддерживает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает эмоциональную поддержку. Он от­крыто выражает теплоту, вступает в специфические личные отношения с отдельными участниками группы.

Познавательная ориентация. Руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведе­ния конкретного человека или всей группы, интерпретирует переживания. Руководитель переводит чувства и поведение на обыкновенный язык.

Исполнительная функция. Руководитель группы устанав­ливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем, расспрашивает, предлагает, советует, ре­шает. Он действует как режиссер, который по необходимости останавливает действие и сосредоточивает внимание на опреде­ленном поведении члена группы или всей группы. Руководи­тель держит группу в полном повиновении и использует соб­ственное положение для достижения целей.

В связи с тем, что стили поведения у разных тренеров по-разному комбинируются, в разной степени проявляются, ис­следователи создали следующую типологию руководителей групп52:

Опекуны заботятся о клиентах, обеспечивают познаватель­ную ориентацию, советуют, как себя изменить.

Стимуляторы осуществляют высокий уровень эмоциональ­ного стимулирования и средний или высокий уровень испол­нительной функции.

Социальные инженеры ориентированы на группу и занимают­ся отношением членов группы к ней самой, в своем поведении мало индивидуальны, проявляют умеренный уровень заботы и поддержки, интересуются скорее группой, чем индивидом.

Личностно-нейтралъные руководители постоянно сохраня­ют дистанцию, возбуждают агрессивным способом, эмоциональ­ное стимулирование средней силы, слабая забота.

Либеральные руководители — преобладает познавательная ориентация, достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей.

Командиры — высшая степень проявления исполнительной функции, авторитарность, частое использование различных упражнений.

Описанные типы руководителей групп приведены в поряд­ке их эффективности для коррекционной работы. Первые три типа считаются эффективными, последние три — малоэффек­тивными.

Как подчеркивает А.А. Осипова, иногда руководитель груп­пы постоянно придерживается выбранной им роли, иногда он меняет ее в процессе эволюции группы, например на началь­ном этапе руководитель занимает позицию комментатора и аналитика, а в дальнейшем, по мере созревания группы, пере­ходит в позицию эксперта или аутентичной личности.

Функции руководителя.

К основным функциям руководителя можно отнести следу­ющие:

• побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной
связи, анализу групповых ситуаций и проблем отдельных кли­ентов и пр.;

• создание в группе атмосферы взаимного принятия, дове­рия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, способ­ствующей самораскрытию участников;

• разработка и поддержание групповых норм, гибкость в
выборе директивных или недирективных техник. При этом луч­ших результатов в коррекции достигают руководители, кото­рые в большей степени ориентированы на опеку и эмоциональ­ную поддержку, а затем уже на стимулирование' и руководство.

Средства воздействия, используемые руководителем™.

Условно средства воздействия можно разделить на две кате­гории: вербальные и невербальные. Первые относительно легко поддаются регистрации и анализу; что же касается вторых, то их гораздо труднее выделить и классифицировать, хотя имен­но они во многом определяют климат и атмосферу занятия: к ним принадлежит мимика руководителя, его жестикуляция, интонации и т.д.

Обозначенные средства воздействия предполагают определен­ный тип активности руководителя, который, в свою очередь, пред­полагает стимулирование клиентов к активности данного типа. Можно выделить основные аспекты деятельности руководителя, в рамках которых осуществляется воздействие на клиента (группу).

1. Структурирование хода занятий. Сюда относятся все высказывания, которые вначале определяют его ход и програм­му, высказывания, направленные на ограничение непродуктивной активности, на ориентирование обсуждения в соответствующем направлении и пр.

2. Сбор информации. Руководитель задает вопросы, поощря­ет высказывания пациентов и их вопросы.

3. Интерпретация. Интерпретация может относиться как к актуальной ситуации, так и к прошлому пациента. Внутри этой категории можно выделить следующее: отражение эмоции (по­вторение высказываний пациентов, не выходя за пределы их яв­ного содержания), классификация (извлечение из высказывания пациента того, что имеет существенное значение и содержится в высказывании неявным образом), конфронтация (сопоставление отдельных высказываний с целью показать сходства, различия,
противоречия), собственно интерпретация (постановка гипотез, которые могут прояснить причинно-следственные связи и истин­ный смысл того или иного события или поведения).

4. Убеждение и переубеждение, которое может осуществ­ляться как непосредственно, так и опосредованно.

5. Предоставление информации.

6. Постановка определенных заданий. Речь здесь может идти об использовании вспомогательных техник. Последовательное применение указанных приемов позволяет руководителю оптимально использовать психотерапевтический потенциал групповой динамики.

3.2.3. Генезис психокоррекционной группы

В групповом процессе существуют определенные факторы, помогающие достижению целей терапии. Фактически все груп­пы стремятся к продуцированию в групповых условиях эмоци­ональных конфликтов клиентов и к увеличению степени их открытости новому опыту.

Важными для развития любой группы оказываются три процесса: податливость, идентификация и присвоение'04.

Во-первых, члены группы податливы (подвержены) влия­нию руководителя и других участников и включению в психокоррекционную работу.

Во-вторых, участники идентифицируются друг с другом и с руководителем группы. Идентификация происходит, когда участники стремятся к установлению желательных взаимоот­ношений в группе.

В-третьих, участники присваивают групповой опыт. При­своение осуществляется через «корригирующие эмоциональ­ные переживания», вытекающие из работы с эмоциональными проблемами участников и их решения.

В процессе достижения участниками индивидуальных и групповых целей психокоррекционная группа последовательно проходит определенные стадии развития.

Большинство соглашается с тем, что групповой процесс на­чинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрешение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному решению проблем.

Такое описание группового процесса вытекает из теории межличностных отношений Уильяма Шутца. 1) На ранних ста­диях развития группы участники испытывают стремление к включению в ситуацию: начинает формироваться чувство при­надлежности к группе и возникает желание устанавливать от­ношения с другими участниками. 2) Позднее вперед выдвига­ется потребность в контроле: проявляется соперничество и стрем­ление к власти, участники ведут борьбу за лидерство. 3) Нако­нец, на стадиях зрелости группы доминирует потребность в привязанности: участники устанавливают более тесную эмо­циональную связь друг с другом, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства, близости55.

У. Беннис и Г. Шепард рассматривали влияние внутренней неопределенности, переживаемой участниками, на развитие психокорреционных групп56.

• На ранних стадиях группового процесса участники склон­ны испытывать тревогу и стараются с помощью устанавливаемых правил добиться чувства большей психологической безо­пасности. Участники могут, испытав силу воздействия руководителей, или искать их одобрения, или ожидать от них сове­тов, как себя вести. Чувства тревоги и зависимости особенно проявляются в неструктурированных группах, где руководи­тель не дает ясного определения целей и норм. Этот период в групповом процессе может быть преодолен путем принятия на себя лидерства участниками, наименее конфликтными в во­просах власти.

• Следующий период характеризуется созданием в груп­пе атмосферы непринужденного общения. Общительность мас­кирует тот факт, что основные проблемы и разногласия еще не нашли адекватного решения. На этой стадии наиболее важны
потребности участников в близости. Одни участники ищут боль­шей близости для понимания и решения групповых целей, другие устраняются от таких межличностных обязательств. Группа снова распадается на подгруппы — на этот раз из-за складывающейся зависимости друг от друга.

• Финальную стадию группового процесса проходят те груп­пы, участники которых близки, но способны сознавать свои от­личия друг от друга; взаимоотношения в них полны значения, но не подавляют активности, разрешение конфликтов и дости­жение соглашения происходит на прочной разумной основе. Группа становится зрелой социальной системой.

С. Кратохвил выделяет 4 фазы группового развития57.

Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адап­тация к новым людям и ориентация «Что мы будем делать?», «Как мне это поможет?» Группа встревожена, неуверенна, за­висима. Одни замыкаются на себе, другие рассказывают про свои заболевания, при этом все ждут информации и указаний от руководителя.

Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенден­ция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любим­чики» и «нелюбимчики». Возникает недовольство как друг другом, так и руководителем. Недовольство руководителем группы может усиливаться, если он отказывается от лидиру­ющей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал до­стигает апогея: обсуждение участника превращается в «това­рищеский суд», беседа с руководителем — в конфликт. (Если руководитель недостаточно опытен, группа может распасться.)

Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональная напряженность, уменьшается число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и цен­ностей. Появляется потребность в принадлежности к группе. Между членами зарождается взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся откровенными и доверитель­ными. У участников появляется чувство безопасности, уверен­ность в поддержке группы. Нормализуются отношения с руко­водителем группы.

Четвертая фаза (целенаправленная деятельность}. Груп­па становится рабочим коллективом, зрелой социальной систе­мой. Она размышляет, советуется, принимает решения. Нала­живается положительная обратная связь.

С точки зрения Г.В. Старшенбаума, течение группового про­цесса проходит через следующие фазы58:

1. Фаза социализации: участники склонны говорить о пого­де и т.п., сообразно испытываемым чувствам. Ведущий побуж­дает их к обсуждению более личных вопросов.

2. Недоверие к авторитетам: по мере повышения доверия
участников друг к другу они начинают все эмоциональнее вы­ражать свой гнев по отношению к внешним авторитетам, а за­тем и в адрес руководителя группы. Ведущий поощряет от­крытое и искреннее выражение отрицательных эмоций, испы­тываемых по отношению к нему.

3. Самораскрытие: убедившись, что в группе можно свобод­но выражать сильные эмоции, некоторые участники начинают раскрывать личные проблемы. Ведущий стимулирует обсуж­дение сходных проблем и у других членов группы.

4. Новые способы отношения друг к другу: большинство участников проявляют озабоченность благополучием других членов группы, начинают давать друг другу больше обратной связи. Ведущий помогает участникам учиться тому, как нуж­но адекватно давать и получать обратную связь.

5. Заключительная фаза: когда один из членов покидает группу или она завершает свою работу, многие участники, а также ведущий испытывают чувство потери и нуждаются в открытом выражении грусти. В этой ситуации важно также подытожить то, чему клиент научился в группе и что он может (вделать за ее пределами.

3.3. Психотерапевтические факторы групп

Подробный анализ механизмов коррекционного воздействия представлен в работах И. Ялома и С. Кратохвила59.

В качестве основных механизмов коррекционного воздействия И. Ялом выделяет следующие:

1. Сообщение информации. Получение клиентом в ходе
групповой психокоррекции разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликта, нервно-психического здоровья и т.д. Выяснение причин возникновения и развития нарушений, информация о сущности психокоррекции и ходе психокоррекционного процесса, информационный обмен между участникам группы.

2. Внушение надежды. Появление надежды на успех решения проблемы под влиянием улучшения состояния других клиентов и собственных достижений. Успешная продвинутая психокоррекция клиента служит остальным позитивной моделью открывает им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психокоррекционны:
группах.

3. Универсальность страданий, переживаний и понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены групп также имеют проблемы, конфликты, переживания. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции
появлению чувства общности и солидарности с другими, повышению самооценки.

4. Альтруизм — возможность в процессе групповой психокоррекции помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, клиент становится, бол ее уверенным в себе Он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности

5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной
группы.
Клиенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их проработки, исходя из актуальной ситуации, когда психолог выступает в роли отца или матери для клиента, а другие учас­тники — в роли братьев, сестер и других членов семьи.

6. Развитие техники межличностного общения. Клиент имеет возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить нормы, более конструктивные способы поведения и общения.

7.... Имитационное поведение. Клиент может обучиться более
и инструктивным способам поведения за счет подражания психологу и другим успешным членам группы. Подчеркивается, что многие психологи явно недооценивают роль этого фактора.

Н. Интерперсональное влияние. Получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к измене­нию и расширению образа «Я». Возможность возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми клиент ранее не мог справиться, их вычленение, анализ и проработка.

9. Групповая сплоченность. Привлекательность группы для
ее членов, желание оставаться в группе, чувство принадлежности группе, доверие, принятие группой, взаимное принятие друг друга, чувство «Мы» группы. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психолог - клиент» в индивидуальной психокоррекции.

10. Катарсис. Отреагирование, эмоциональная разгрузка,
достижение сильных чувств.

//. Экзистенциальные факторы (И. Ялом добавил их позже). Люди постоянно сталкиваются с экзистенциальными данностями: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Эти темы специфичны и рассматриваются, в основном, в группах тяжелобольных людей.) Жизнь группы позволяет увидеть, что ответственными за нее должны быть сами участники.

С. Кратохвил приводит иной перечень психокоррекционных факторов группы, который по некоторым пунктам совпадает с Шмкторами по И. Ялому:

• Активное участие в работе группы.

• Эмоциональная поддержка.

• Помощь другим.

• Самопроявление.

• Обратная связь.

• Инсайт.

• Коллективный эмоциональный опыт.

• Проверка и тренинг новых способов поведения.

• Получение новой информации и социальных навыков.

А.А. Осипова, подчеркивает, что клиенты в качестве основных механизмов чаще всего указывают: осознание нового (самого себя, восприятие другими, понимание других людей) переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы, группы в целом, положи тельных эмоций от участников группы), приобретение новых способов поведения, прежде всего межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях60 Соответственно, можно выделить более обобщенные механизмы психокоррекционного процесса: корригирующие эмоциональные переживания (коррективный эмоциональный опыт), конфронтация, научение.

Коротко их можно охарактеризовать следующим образом61

Корригирующие эмоциональные переживания предполагают прежде всего, эмоциональную поддержку. Это означает для клиента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира готовности группы понимать его, исходя из собственных отношений и установок. Принятие клиента группой способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение клиентом групповых норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для самораскрытия.

Эмоциональная поддержка оказывает положительное стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе.

Конфронтация понимается как столкновение клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым.

Благодаря наличию обратной связи каждый из участников группы получает информацию о том, какие реакции у окружающих вызывает его поведение; как он воспринимается другими; в каких случаях его интерпретация эмоционального coдержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающим каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей; какими циональные поведенческие стереотипы для него характер­цы; какую связь видят другие между его опытом (прошлым и актуальным) и поведением.

Научение в процессе групповой коррекции осуществляется прямо и косвенно. Группа выступает как модель реального поведения клиента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и, таким образом, создает условия дин исследования клиентом собственного межличностного вза­имодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетво­ренно или вызывающие негативные переживания.

Групповая ситуация является ситуацией иного реального эмоционального, межличностного взаимодействия, что в зна­чительной степени облегчает отказ от неадекватных стереоти­пом поведения и выработку навыков полноценного общения.

4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: