Групповая динамика — это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.
К динамическим процессам группы относят такие, как сплоченность группы, лидерство в группе, генезис группы и другие.
Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенности поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.
Процессы групповой динамики можно стимулировать, используя разнообразные технические приемы с целью разнообразия групповой деятельности; устраняя первичную неуверенность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов42.
3.2.1. Сплоченность в психокоррекционной группе
|
|
Под сплоченностью понимают процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик милой группы, как степень психологической общности, единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Чем больше группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, строже контроль над установками и действиями участников, тем сильнее подчиненность групповым нормам, обязательность их соблюдения и принятия групповых ценностей.
Сплоченная группа поощряет своих членов использовать социальные умения, которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях, как в группе, так и за ее пределами. И.В. Бачков выделяет следующие факторы, способствующие групповой сплочённости43:
1) совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации
участников группы;
2) достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
3) атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
4) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
|
|
5) привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
6) квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
7) наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
8) присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
1) возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек);
2) знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
3) неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
4) отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.
К достоинствам сплоченной группы можно отнести следующие:
• создается атмосфера взаимной эмоциональной притягательности,
• возникает поддержка участниками друг друга,
• формируется чувство принадлежности к группе,
• возникает эмоциональная связь между членами группы, гарантируя большую прочность и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустрирующих обстоятельствах,
• создается общая система норм, способствующая большей терпимости к различным индивидуальным целям,
• сплоченность позволяет также глубже выражать враждебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить свои внутриличностные конфликты44.
Отрицательные моменты чересчур сплоченной группы проявляются в нежелании участников критически мыслить и принимать конструктивные решения. В сплоченной, дружной группе может возникнуть климат наивного, сверхоптимистичного принятия решений, явление, которое называют «групповой мыслью» («групповой дух»). Считается, что «групповая мысль» способна создавать разрушительный эффект в группах решения проблем из-за склонности участников быстро приходить к одному решению, соглашаясь друг с другом и не считаясь с возможностью ошибки.
3.2.2. Лидерство и руководство в психокоррекционной группе
Термины «лидер», «руководитель» обозначают человека, руководящего группой и обладающего авторитетом для влияния на нее. В частности, в психокоррекционных группах предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя выше, чем других участников. В группе назначенный руководитель имеет большое влияние. Профессиональная обязанность руководителя — гарантировать благополучие каждого члена группы46.
Особенности руководства психокоррекционнои группы:
• В любой эффективно взаимодействующей группе назначенный руководитель — не единственный человек, осуществляющий руководство. Руководство могут осуществлять активные члены группы, влияющие на других ради целей группы; или личных целей участников. Когда среди членов группы выдвигаются лидеры, некоторые участники частично отказываются от личной автономии и прерогативы принятия решений, позволяя другим принимать решения за себя.
|
|
• Некоторые виды групп с самого начала осуществляют
самоуправление и не имеют руководителя. Примером групп
без руководителя, основанных на прочных ритуализированных традициях, являются «Анонимные алкоголики». Многие группы встреч организовывались без присутствия руководителя, которого иногда заменяли записанные упражнения
и инструкции.
• В большинстве групп, начинающихся без назначенного
руководителя, в ходе их развития появляется один или больше
лидеров. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя руководство, решается с учетом ролевых потребностей группы, индивидуальных качеств кандидата в лидеры и восприятия другими участниками его соответствия групповым ролевым требованиям. Лидеры по сравнению с другими членами группы стремятся к проявлению большей активности.
Стиль работы руководителя группы
Необходимо подчеркнуть, что классификации стилей работы руководителя психокоррекционнои группы выделяется достаточно много. Одни из них можно назвать универсальным (например «классическая» классификация К. Левина используется прежде всего в психологии малых групп, организационной психологии и психологии менеджмента), другие создаются применительно к специфике психокоррекционнои работы. Рассмотрим некоторые из них.
К. Левин, Липпитт и Уайт (1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительский стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом 46.
Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; дает задания, побуждает к действию, руководит дискуссией, является самым активным участникам группы.
Демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; деятельность группы определяется коллективным разумом.
Попустительствующий руководитель устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы, занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора.
|
|
Таблица 3 Различия между тремя стилями руководства47
Авторитарный | Демократичный | Попустительский |
Все виды поведения определяются руководителем | Поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя | Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя |
Каждый шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем | Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем | Материалы для групповых занятий предоставляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос |
Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров для работы | Определение задачи и выбор партнеров для ее решения — дело группы | Руководитель устраняется от руководства |
Руководитель «субъективно» хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе | Руководитель «объективно» хвалит и критикует участников, постоянно стараясь быть участником группы. | Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий |
Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, и чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе48.
Большинство руководителей групп осуществляют стиль руководства, занимающий промежуточное между авторитарным и попустительским стилями место. В различных исследованиях было показано, что группы как жестко структурированные, контролируемые руководителем, так и слабо структурированные были по измеренным результатам малоэффективны. Однако авторитарное руководство может быть более необходимым, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит49.
При этом необходимо подчеркнуть, что в гибких эффективных группах стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и различных ситуаций, возникающих в группах.
К. Рудестам, ссылаясь на исследования И. Ялома и М. Ли-бермана, отмечает, что можно выделить различные типы лидеров психокоррекционной группы50.
1. «Агрессивный лидер». Это руководитель, навязывающий
свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный, но в то же время проявляющий заботу об участниках группы. Свои психотерапевтические усилия он сосредоточивает на решении проблем отдельных участников, а не группы в целом. Участнику предоставляется определенная схема для понимания себя и мира. Руководитель этого типа является авторитарным, единовластным. Вместе с тем он не избегает открываться перед участниками группы. Это лидер харизматического типа. К этому типу были отнесены руководители групп гештальттерапии, пси-ходрамы, роста личности.
2. «Любящий лидер». Это заботливый руководитель, принимающий во внимание потребности участников группы. Он дает участникам не только свою любовь, но и нужную информацию о том, как изменить себя, решить свои проблемы. Это «мудрый и заботливый отец». К этому типу были отнесены руководители Т-групп, марафонов, трансактного анализа.
3. «Социальный инженер». Он больше руководит работой группы как целого. Индивидуальные потребности участников, их межличностные отношения у него на втором плане. Руководитель этого типа редко противостоит группе, не слишком требователен; участниками оценивается как неавторитарный лидер. К этой категории были отнесены руководители Т-групп, групп «встреч» и психодрамы.
4. «Невмешивающийся лидер». Он малоактивен, никогда не бывает в состоянии конфронтации с группой, ничего не требует от участников, не помогает им, вообще склонен держаться на большом расстоянии от участников. Руководитель этого типа
участвует в действиях группы номинально. К этой категории были отнесены руководители психоаналитических групп и трансактного анализа.
5. «Холодный и агрессивный лидер». Он менее агрессивен, чем руководитель первого типа, и отличается от него тем, что старается не оказывать влияния на ход работы группы, участникам оказывает минимальную помощь. В центре внимания руководителя этого типа — групповой процесс как целое. К этой категории были отнесены руководители групп роста личности.
6. «Техник». Он предлагает группе множество разнообразных групповых упражнений и игр, постоянно контролирует ход работы группы и является авторитарным. К этой категории были отнесены руководители групп роста личности.
Большинство исследований показало, что руководители групп различного типа неодинаково оцениваются с точки зрения потенциальной вредности их стиля для участников. Наибольший процент участников, отрицательно оценивших свой групповой опыт, был в группах, руководимых «агрессивными лидерами». Самыми «безопасными» оказались «любящие лидеры».
А.А. Осипова отмечает, что наблюдение за работой групповых руководителей позволили исследователям классифицировать стили руководства группой и выделить четыре основных стиля61:
1. Эмоциональная стимуляция.
2. Опека.
3. Познавательная ориентация.
4. Исполнительная функция.
Эмоциональная стимуляция. Руководитель группы стимулирует проявление различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы. Он участвует в происходящем как равноправный член группы: возбуждает остальных, проявляет нетерпение, раздражительность или теплоту и любовь.
Опека. Руководитель поддерживает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает эмоциональную поддержку. Он открыто выражает теплоту, вступает в специфические личные отношения с отдельными участниками группы.
Познавательная ориентация. Руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения конкретного человека или всей группы, интерпретирует переживания. Руководитель переводит чувства и поведение на обыкновенный язык.
Исполнительная функция. Руководитель группы устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем, расспрашивает, предлагает, советует, решает. Он действует как режиссер, который по необходимости останавливает действие и сосредоточивает внимание на определенном поведении члена группы или всей группы. Руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.
В связи с тем, что стили поведения у разных тренеров по-разному комбинируются, в разной степени проявляются, исследователи создали следующую типологию руководителей групп52:
Опекуны заботятся о клиентах, обеспечивают познавательную ориентацию, советуют, как себя изменить.
Стимуляторы осуществляют высокий уровень эмоционального стимулирования и средний или высокий уровень исполнительной функции.
Социальные инженеры ориентированы на группу и занимаются отношением членов группы к ней самой, в своем поведении мало индивидуальны, проявляют умеренный уровень заботы и поддержки, интересуются скорее группой, чем индивидом.
Личностно-нейтралъные руководители постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают агрессивным способом, эмоциональное стимулирование средней силы, слабая забота.
Либеральные руководители — преобладает познавательная ориентация, достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей.
Командиры — высшая степень проявления исполнительной функции, авторитарность, частое использование различных упражнений.
Описанные типы руководителей групп приведены в порядке их эффективности для коррекционной работы. Первые три типа считаются эффективными, последние три — малоэффективными.
Как подчеркивает А.А. Осипова, иногда руководитель группы постоянно придерживается выбранной им роли, иногда он меняет ее в процессе эволюции группы, например на начальном этапе руководитель занимает позицию комментатора и аналитика, а в дальнейшем, по мере созревания группы, переходит в позицию эксперта или аутентичной личности.
Функции руководителя.
К основным функциям руководителя можно отнести следующие:
• побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной
связи, анализу групповых ситуаций и проблем отдельных клиентов и пр.;
• создание в группе атмосферы взаимного принятия, доверия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, способствующей самораскрытию участников;
• разработка и поддержание групповых норм, гибкость в
выборе директивных или недирективных техник. При этом лучших результатов в коррекции достигают руководители, которые в большей степени ориентированы на опеку и эмоциональную поддержку, а затем уже на стимулирование' и руководство.
Средства воздействия, используемые руководителем™.
Условно средства воздействия можно разделить на две категории: вербальные и невербальные. Первые относительно легко поддаются регистрации и анализу; что же касается вторых, то их гораздо труднее выделить и классифицировать, хотя именно они во многом определяют климат и атмосферу занятия: к ним принадлежит мимика руководителя, его жестикуляция, интонации и т.д.
Обозначенные средства воздействия предполагают определенный тип активности руководителя, который, в свою очередь, предполагает стимулирование клиентов к активности данного типа. Можно выделить основные аспекты деятельности руководителя, в рамках которых осуществляется воздействие на клиента (группу).
1. Структурирование хода занятий. Сюда относятся все высказывания, которые вначале определяют его ход и программу, высказывания, направленные на ограничение непродуктивной активности, на ориентирование обсуждения в соответствующем направлении и пр.
2. Сбор информации. Руководитель задает вопросы, поощряет высказывания пациентов и их вопросы.
3. Интерпретация. Интерпретация может относиться как к актуальной ситуации, так и к прошлому пациента. Внутри этой категории можно выделить следующее: отражение эмоции (повторение высказываний пациентов, не выходя за пределы их явного содержания), классификация (извлечение из высказывания пациента того, что имеет существенное значение и содержится в высказывании неявным образом), конфронтация (сопоставление отдельных высказываний с целью показать сходства, различия,
противоречия), собственно интерпретация (постановка гипотез, которые могут прояснить причинно-следственные связи и истинный смысл того или иного события или поведения).
4. Убеждение и переубеждение, которое может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно.
5. Предоставление информации.
6. Постановка определенных заданий. Речь здесь может идти об использовании вспомогательных техник. Последовательное применение указанных приемов позволяет руководителю оптимально использовать психотерапевтический потенциал групповой динамики.
3.2.3. Генезис психокоррекционной группы
В групповом процессе существуют определенные факторы, помогающие достижению целей терапии. Фактически все группы стремятся к продуцированию в групповых условиях эмоциональных конфликтов клиентов и к увеличению степени их открытости новому опыту.
Важными для развития любой группы оказываются три процесса: податливость, идентификация и присвоение'04.
Во-первых, члены группы податливы (подвержены) влиянию руководителя и других участников и включению в психокоррекционную работу.
Во-вторых, участники идентифицируются друг с другом и с руководителем группы. Идентификация происходит, когда участники стремятся к установлению желательных взаимоотношений в группе.
В-третьих, участники присваивают групповой опыт. Присвоение осуществляется через «корригирующие эмоциональные переживания», вытекающие из работы с эмоциональными проблемами участников и их решения.
В процессе достижения участниками индивидуальных и групповых целей психокоррекционная группа последовательно проходит определенные стадии развития.
Большинство соглашается с тем, что групповой процесс начинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрешение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному решению проблем.
Такое описание группового процесса вытекает из теории межличностных отношений Уильяма Шутца. 1) На ранних стадиях развития группы участники испытывают стремление к включению в ситуацию: начинает формироваться чувство принадлежности к группе и возникает желание устанавливать отношения с другими участниками. 2) Позднее вперед выдвигается потребность в контроле: проявляется соперничество и стремление к власти, участники ведут борьбу за лидерство. 3) Наконец, на стадиях зрелости группы доминирует потребность в привязанности: участники устанавливают более тесную эмоциональную связь друг с другом, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства, близости55.
У. Беннис и Г. Шепард рассматривали влияние внутренней неопределенности, переживаемой участниками, на развитие психокорреционных групп56.
• На ранних стадиях группового процесса участники склонны испытывать тревогу и стараются с помощью устанавливаемых правил добиться чувства большей психологической безопасности. Участники могут, испытав силу воздействия руководителей, или искать их одобрения, или ожидать от них советов, как себя вести. Чувства тревоги и зависимости особенно проявляются в неструктурированных группах, где руководитель не дает ясного определения целей и норм. Этот период в групповом процессе может быть преодолен путем принятия на себя лидерства участниками, наименее конфликтными в вопросах власти.
• Следующий период характеризуется созданием в группе атмосферы непринужденного общения. Общительность маскирует тот факт, что основные проблемы и разногласия еще не нашли адекватного решения. На этой стадии наиболее важны
потребности участников в близости. Одни участники ищут большей близости для понимания и решения групповых целей, другие устраняются от таких межличностных обязательств. Группа снова распадается на подгруппы — на этот раз из-за складывающейся зависимости друг от друга.
• Финальную стадию группового процесса проходят те группы, участники которых близки, но способны сознавать свои отличия друг от друга; взаимоотношения в них полны значения, но не подавляют активности, разрешение конфликтов и достижение соглашения происходит на прочной разумной основе. Группа становится зрелой социальной системой.
С. Кратохвил выделяет 4 фазы группового развития57.
Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и ориентация «Что мы будем делать?», «Как мне это поможет?» Группа встревожена, неуверенна, зависима. Одни замыкаются на себе, другие рассказывают про свои заболевания, при этом все ждут информации и указаний от руководителя.
Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики». Возникает недовольство как друг другом, так и руководителем. Недовольство руководителем группы может усиливаться, если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает апогея: обсуждение участника превращается в «товарищеский суд», беседа с руководителем — в конфликт. (Если руководитель недостаточно опытен, группа может распасться.)
Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональная напряженность, уменьшается число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Появляется потребность в принадлежности к группе. Между членами зарождается взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся откровенными и доверительными. У участников появляется чувство безопасности, уверенность в поддержке группы. Нормализуются отношения с руководителем группы.
Четвертая фаза (целенаправленная деятельность}. Группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Она размышляет, советуется, принимает решения. Налаживается положительная обратная связь.
С точки зрения Г.В. Старшенбаума, течение группового процесса проходит через следующие фазы58:
1. Фаза социализации: участники склонны говорить о погоде и т.п., сообразно испытываемым чувствам. Ведущий побуждает их к обсуждению более личных вопросов.
2. Недоверие к авторитетам: по мере повышения доверия
участников друг к другу они начинают все эмоциональнее выражать свой гнев по отношению к внешним авторитетам, а затем и в адрес руководителя группы. Ведущий поощряет открытое и искреннее выражение отрицательных эмоций, испытываемых по отношению к нему.
3. Самораскрытие: убедившись, что в группе можно свободно выражать сильные эмоции, некоторые участники начинают раскрывать личные проблемы. Ведущий стимулирует обсуждение сходных проблем и у других членов группы.
4. Новые способы отношения друг к другу: большинство участников проявляют озабоченность благополучием других членов группы, начинают давать друг другу больше обратной связи. Ведущий помогает участникам учиться тому, как нужно адекватно давать и получать обратную связь.
5. Заключительная фаза: когда один из членов покидает группу или она завершает свою работу, многие участники, а также ведущий испытывают чувство потери и нуждаются в открытом выражении грусти. В этой ситуации важно также подытожить то, чему клиент научился в группе и что он может (вделать за ее пределами.
3.3. Психотерапевтические факторы групп
Подробный анализ механизмов коррекционного воздействия представлен в работах И. Ялома и С. Кратохвила59.
В качестве основных механизмов коррекционного воздействия И. Ялом выделяет следующие:
1. Сообщение информации. Получение клиентом в ходе
групповой психокоррекции разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликта, нервно-психического здоровья и т.д. Выяснение причин возникновения и развития нарушений, информация о сущности психокоррекции и ходе психокоррекционного процесса, информационный обмен между участникам группы.
2. Внушение надежды. Появление надежды на успех решения проблемы под влиянием улучшения состояния других клиентов и собственных достижений. Успешная продвинутая психокоррекция клиента служит остальным позитивной моделью открывает им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психокоррекционны:
группах.
3. Универсальность страданий, переживаний и понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены групп также имеют проблемы, конфликты, переживания. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции
появлению чувства общности и солидарности с другими, повышению самооценки.
4. Альтруизм — возможность в процессе групповой психокоррекции помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, клиент становится, бол ее уверенным в себе Он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности
5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной
группы. Клиенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их проработки, исходя из актуальной ситуации, когда психолог выступает в роли отца или матери для клиента, а другие участники — в роли братьев, сестер и других членов семьи.
6. Развитие техники межличностного общения. Клиент имеет возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить нормы, более конструктивные способы поведения и общения.
7.... Имитационное поведение. Клиент может обучиться более
и инструктивным способам поведения за счет подражания психологу и другим успешным членам группы. Подчеркивается, что многие психологи явно недооценивают роль этого фактора.
Н. Интерперсональное влияние. Получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа «Я». Возможность возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми клиент ранее не мог справиться, их вычленение, анализ и проработка.
9. Групповая сплоченность. Привлекательность группы для
ее членов, желание оставаться в группе, чувство принадлежности группе, доверие, принятие группой, взаимное принятие друг друга, чувство «Мы» группы. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психолог - клиент» в индивидуальной психокоррекции.
10. Катарсис. Отреагирование, эмоциональная разгрузка,
достижение сильных чувств.
//. Экзистенциальные факторы (И. Ялом добавил их позже). Люди постоянно сталкиваются с экзистенциальными данностями: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Эти темы специфичны и рассматриваются, в основном, в группах тяжелобольных людей.) Жизнь группы позволяет увидеть, что ответственными за нее должны быть сами участники.
С. Кратохвил приводит иной перечень психокоррекционных факторов группы, который по некоторым пунктам совпадает с Шмкторами по И. Ялому:
• Активное участие в работе группы.
• Эмоциональная поддержка.
• Помощь другим.
• Самопроявление.
• Обратная связь.
• Инсайт.
• Коллективный эмоциональный опыт.
• Проверка и тренинг новых способов поведения.
• Получение новой информации и социальных навыков.
А.А. Осипова, подчеркивает, что клиенты в качестве основных механизмов чаще всего указывают: осознание нового (самого себя, восприятие другими, понимание других людей) переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы, группы в целом, положи тельных эмоций от участников группы), приобретение новых способов поведения, прежде всего межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях60 Соответственно, можно выделить более обобщенные механизмы психокоррекционного процесса: корригирующие эмоциональные переживания (коррективный эмоциональный опыт), конфронтация, научение.
Коротко их можно охарактеризовать следующим образом61
Корригирующие эмоциональные переживания предполагают прежде всего, эмоциональную поддержку. Это означает для клиента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира готовности группы понимать его, исходя из собственных отношений и установок. Принятие клиента группой способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение клиентом групповых норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для самораскрытия.
Эмоциональная поддержка оказывает положительное стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе.
Конфронтация понимается как столкновение клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым.
Благодаря наличию обратной связи каждый из участников группы получает информацию о том, какие реакции у окружающих вызывает его поведение; как он воспринимается другими; в каких случаях его интерпретация эмоционального coдержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающим каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей; какими циональные поведенческие стереотипы для него характерцы; какую связь видят другие между его опытом (прошлым и актуальным) и поведением.
Научение в процессе групповой коррекции осуществляется прямо и косвенно. Группа выступает как модель реального поведения клиента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и, таким образом, создает условия дин исследования клиентом собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворенно или вызывающие негативные переживания.
Групповая ситуация является ситуацией иного реального эмоционального, межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипом поведения и выработку навыков полноценного общения.
4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП