Вопрос о том, какими качествами должен обладать руководитель группы, обсуждается в психокоррекционной практике достаточно широко. Однако на сегодняшний день нет единой точки зрения. Р. Кочюнас обобщает сведения о личности руководителя и выделяет следующие характеристики.
Смелость. Это качество необходимо для того, чтобы незнакомых людей объединить в группу, которая помогает эффективно преодолеть кризисы, решить проблемы личностного и межличностного характера. Смелость руководителя проявляется в специфических,способностях, навыках и умениях:
—в способности позволять себе ошибаться, быть уязвимым, признавать свое несовершенство;
—в способности противостоять участникам группы, когда того требует ситуация;
—в умении принимать решения и вести себя, руководствуясь своим знанием, интуицией, мировоззрением;
—в способности быть прямым и честным с участниками группы, т.е. отказ от манипулирования ими, «игр» с ними, обмана во имя мнимых психотерапевтических целей;
—в умении открыто говорить о том, что происходит в группе и какие могут быть последствия происходящего161.
Быть примером для участников группы. Желая побудить участников к изменению и совершенствованию, руководитель сам должен постоянно совершенствоваться. Побуждая участии»' ков к искреннему самоанализу, он сам должен обладать развитой рефлексией, умением анализировать себя. Иначе говоря, группа будет работать эффективно, если увидит, что и руководитель выполняет в группе то, что он требует от ее участников.
Эмоциональная вовлеченность. Это означает включенность руководителя группы в эмоциональные переживания участии»! ков (в их сомнения, страхи, боль, радость). Для этого он обязан пережить в своих чувствах течение жизни группы, уметь разбираться в этих чувствах и точно отражать их участникам группы. Открытость. Эта характеристика предполагает открытость руководителю самому себе, другим участникам группы, новому опыту и различным стилям жизни и ценностям. Не обязательно раскрываться до конца, выставляя перед группой напоказ все стороны своей личной жизни, но важно дать участникам почувствовать себя живым человеком. Открытость руководителя создает и поддерживает атмосферу откровенности в группе- и позволяет участникам быть более открытыми друг другу и а своих чувствах, установках.
Умение принимать агрессию. Руководитель группы должен уметь правильно реагировать на критику участников и их враждебные реакции, которые могут быть вызваны неопределенностью психокоррекционной ситуации, мнением участников, что руководитель недостаточно заботится о них или что заботится не только о некоторых из них, и т.д. Главное — руководитель должен быть готов обсуждать неприятные, враждебные реакции участников группы.
Личная сила. Это способность руководителя направлять поведение участников в нужное русло. Это не означает доминиро-нл пия или умения манипулировать участниками группы. Сила личности означает, что он знает, кем он является и чего он хо-Чот. Такая уверенность в себе связана с его искренностью и открытостью — сильным человеком является тот, который не боится анализировать себя, находить в себе не всегда приятные | |тци> наконец, который может показать себя другим таковым, каков он есть.
Стремление к новому опыту. Широкий диапазон жизненного опыта руководителя группы обеспечивает возможность Понимания психологических особенностей большинства участников.
Чувство юмора. Умение увидеть смешные стороны даже в очень трудных и сложных ситуациях, вообще умение смеяться
Тогда, когда трудно, важно и необходимо для руководителя. II сложных, кризисных ситуациях в группе смех может уменьшить напряжение, помочь решать проблемы парадоксальными способами.
Находчивость. В психокоррекционной группе, как и в жизни, меняющиеся ситуации требуют уникальных решений. Поэтому важна находчивость руководителя группы. Ведущий нуждается в спонтанной креативности, которая могла бы помочь Ни ходить выход в уникальных и затруднительных ситуациях, возникающих в жизни психокоррекционной группы, а также искать и находить новые пути в повседневной работе группы.
Самопознание. Оно охватывает познание своих целей, идентичности, мотивов, потребностей, сильных и слабых сторон, чувств, проблем, ценностей. Многие исследователи подчеркивают, что недостаточно знающий себя руководитель группы не только неэффективен, но и опасен152.
Это далеко не окончательный список желательных личных качеств эффективного руководителя группы. Однако он может служить определенным ориентиром в совершенствовании своей личности.