Квалификация руководителя группы

Необходимо отметить, что большинство исследователей под­черкивает, что руководитель психокоррекционной группы дол­жен обладать широкими теоретическими знаниями и специ­альной практической подготовкой.

Требования к квалификации, предлагаемые различными профессиональными сообществами групповой работы и отдель­ными авторами, несколько отличаются. Р. Кочюнас дает обоб­щенное представление о современных профессиональных требо­ваниях к руководителю группы, которые включают:

• профессиональные знания;

• профессиональные навыки;

• профессиональный опыт.

6.2.1. Профессиональные знания руководителя группы

Руководитель психокоррекционной группы обязан знать:

1. Психологию развития, личности и групп, основы психо­патологии и психиатрии.

2. Основные теории групповой психотерапии, используемые
в них понятия и взаиморазличия; руководитель группы также
должен постоянно следить за новой информацией об изменени­ях в теории и практике групповой психокоррекции.

3. Основные принципы динамики группового процесса, пси­хотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими. Руководитель также должен быть знаком с особенностями индивидуальной психодинамики и индивидуальной психотерапии, чтобы понимать не только происходящее в группе, но и ее отдельных участников.

4. Основные задачи руководителя на различных этапах раз­вития группы.

5. Требования профессиональной этики к психокоррекционной работе вообще и конкретно к работе с группами.

6. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценно­сти, чтобы профессионально выполнять функции руководителя и оценивать возможное воздействие на участников группы сво­ей личности и мировоззрения.

Расширению знаний о себе способствует опыт прохождения в качестве клиента личной индивидуальной и групповой пси­хокоррекции. Р. Кочюнас считает, что личная психокоррек­ция (психотерапия) предоставляет возможность:

—лучше понять свою мотивацию работы с группами;

—анализировать и коррегировать те черты личности, кото­рые могут мешать психотерапевтически продуктивным отно­шениям с клиентами, а также решать проблемы и конфликты, которые могут искажать восприятие группового процесса и
участников;

—анализировать свои потребности, которые могут как по­могать, так и тормозить групповой процесс;

—оценить свою искренность, смелость, заботливость, интегрированность, которые особенно важны в работе группового терапевта.

6.2.2. Профессиональные навыки руководителя группы1*3

Успешная работа в группе требует специфических навыков групповой работы, направленных на понимание и развитие меж­личностного взаимодействия. Для этого руководитель группы прежде всего должен уметь:

1. Доступно объяснить участникам группы, что такое груп­повая психокоррекция, каковы цели данной конкретной груп­пы и какими средствами руководитель собирается достичь этих целей.

2. Оценить пригодность участников для работы в психокоррекционной группе и отобрать в нее тех, которые бы не меша­ли, а помогали друг другу в достижении своих личных целей.

3. Выбрать (при необходимости) ко-терапевта и эффективно
с ним работать.

4. Использовать потенциальные возможности психотерапев­тических факторов группы, стимулирующих изменения в груп­пе и в жизни участников.

5. Быть примером продуктивного участия в работе группы.

6. Понимать смысл невербального поведения и точно интер­претировать невербальные реакции участников.

7. Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.

8. Использовать техники групповой работы, не злоупотреб­ляя ими.

9. Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.

10. Объективно оценить самому и помочь участникам оценить
достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.

Важно подчеркнуть, что выделяют специфические профес­сиональные навыки, необходимые руководителю для эффектив­ной групповой психокоррекции. Эти профессиональные навы­ки включают в себя:

• микронавыки;

• правильное выражение чувств;

• навыки невербального общения и интерпретации невер­бального поведения;

• глубокое понимание происходящего процесса в группе.

Микронавыки1 54

Они предназначены для создания сплоченности группы. Ос­тановимся на некоторых из них.

1. Активное слушание. Слушая участников группы, руко­водитель должен понять, как они видят мир и конкретные си­туации в нем. Правильное слушание должно опираться на ус­тановку «Позволь мне попытаться понять, как ты видишь ситу­ацию». Техника активного слушания предполагает умение слы­шать лишь то, что говорится, и не привносит свои мысли в слова собеседника.

2. Переформулировка утверждений. Это повторение руко­водителем своими словами утверждения участника группы без искажения его мысли с целью удостовериться, правильно ли руководитель понимает его слова. Это навык, очень хорошо дополняющий умение активно выслушивать.

3. Объяснение. Выделение сути высказывания участника
группы посредством упрощения этого высказывания. Это помо­гает участникам лучше разобраться в неопределенных и проти­воречивых чувствах и мыслях, а также лучше понять, о чем говорится. Объяснение особенно ценно на начальной стадии
работы группы при формулировке проблем, требующих реше­ния, и индивидуальных целей в группе.

4. Обобщение. Связывание отдельных моментов межличност­ного взаимодействия и отдельных элементов работы группы. Оно придает направление работе группы, делает ее более после­довательной. Обобщение особенно ценно после обсуждения от­
дельных тем, при окончании занятий группы.

5. Умение формулировать вопросы. С помощью открытых
вопросов, побуждающих к самоанализу, можно поощрять даль­нейшую беседу, получать информацию, стимулировать мыш­ление. При этом необходимо учитывать, что вопросы типа «почему?» (например «Почему вы чувствуете это?») снижают
интенсивность процесса работы группы.

6. Интерпретация. С ее помощью руководитель группы
объясняет поведение, чувства и мысли участников, их взаимо­связи. Интерпретация побуждает участников к более глубоко­му самоанализу, предоставляет им новую перспективу понима­ния своего поведения. Но интерпретации могут быть и неточ­ными, заставляющими участников защищаться. Поэтому пе­ред интерпретацией руководитель должен ответить себе на два вопроса:

—правильна ли моя интерпретация?

—своевременна ли моя интерпретация?

7. Умение вступать в конфронтацию. Это побуждение
участников обратить внимание на противоречия в их словах и
действиях, между отдельными утверждениями, на несовпаде­ние вербального и невербального поведения. Конфронтация, по­могающая осознать противоречия, может помочь участникам группы искреннее анализировать себя. Во время конфронтации
должна оцениваться не личность участника, а его поступки.

8. Отражение чувств. Это раскрытие содержания чувств
участникам. Оно позволяет участникам группы знать, что ру­ководитель услышал их и понял то, что скрыто за словами.

9. Оказание поддержки. Оно означает ободрение участников
группы, что помогает создавать безопасную атмосферу в груп­пе, поощряет доверие. Однако поспешная и чрезмерная помощь может означать, что руководитель не доверяет способности са­мих участников помочь себе.

10. Эмпатия. Это отождествление с участниками группы,
способность увидеть события через призму их субъективного
мира. Оно стимулирует сплоченность группы, показывает же­лание руководителя понять участников.

11. Фасилитация. Это поощрение открытого общения в груп­пе, помощь участникам в постепенном возлагании на себя все большей ответственности за ход работы в группе. Руководитель
помогает участникам открыто выражать свои ожидания и стра­хи, создает атмосферу взаимного доверия, в которой оказывается поддержка участникам, пытающимся меняться или открывающим свои глубокие проблемы.

12. Реагирование (обратная связь). Руководитель группы обязан конкретно и откровенно реагировать на поступки, чув­ства, высказанные мысли участников. Это помогает им создать более ясное представление о том, как их поведение видят дру­гие, и тем самым поощряет расширение самосознания.

13. Информирование. Это умение вовремя предоставить
участникам группы нужные знания или дать советы, помогающие найти альтернативные способы поведения.

14. Самораскрытие. Открытое эмоциональное реагирование руководителя группы на «здесь и теперь» происходящие собы­тия. Это способствует более глубокому общению в группе, по­вышает взаимное доверие, помогает участникам понять, как
можно должным образом показать себя.

15. Моделирование. Демонстрация руководителем своими действиями желательного поведения в, группе. Такое поведе­ние руководителя способствует более продуктивному поведению участников.

16. Использование пауз молчания. Возникающие по инициативе руководителя паузы молчания помогают участникам скон­центрироваться, глубже пережить эмоционально интенсивные события в группе, лучше разобраться в себе и в групповом процессе.

17. Умение завершать встречу. Это помощь участникам
группы в завершении отдельной встречи или всего курса трупповой психокоррекции. Руководитель группы должен:

— помогать участникам обобщить приобретенный на отдельной встрече или за все время работы группы опыт и эффективно применять его в своей повседневной жизни;

—способствовать продолжению работы участников над собой в период между групповыми встречами;

—подготовить участников к возможным психологическим
трудностям, с которыми они могут столкнуться после окончания работы группы;

— информировать участников, где они могут получить до­полнительную помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: