Необходимо отметить, что большинство исследователей подчеркивает, что руководитель психокоррекционной группы должен обладать широкими теоретическими знаниями и специальной практической подготовкой.
Требования к квалификации, предлагаемые различными профессиональными сообществами групповой работы и отдельными авторами, несколько отличаются. Р. Кочюнас дает обобщенное представление о современных профессиональных требованиях к руководителю группы, которые включают:
• профессиональные знания;
• профессиональные навыки;
• профессиональный опыт.
6.2.1. Профессиональные знания руководителя группы
Руководитель психокоррекционной группы обязан знать:
1. Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.
2. Основные теории групповой психотерапии, используемые
в них понятия и взаиморазличия; руководитель группы также
должен постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психокоррекции.
3. Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими. Руководитель также должен быть знаком с особенностями индивидуальной психодинамики и индивидуальной психотерапии, чтобы понимать не только происходящее в группе, но и ее отдельных участников.
|
|
4. Основные задачи руководителя на различных этапах развития группы.
5. Требования профессиональной этики к психокоррекционной работе вообще и конкретно к работе с группами.
6. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции руководителя и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения.
Расширению знаний о себе способствует опыт прохождения в качестве клиента личной индивидуальной и групповой психокоррекции. Р. Кочюнас считает, что личная психокоррекция (психотерапия) предоставляет возможность:
—лучше понять свою мотивацию работы с группами;
—анализировать и коррегировать те черты личности, которые могут мешать психотерапевтически продуктивным отношениям с клиентами, а также решать проблемы и конфликты, которые могут искажать восприятие группового процесса и
участников;
—анализировать свои потребности, которые могут как помогать, так и тормозить групповой процесс;
—оценить свою искренность, смелость, заботливость, интегрированность, которые особенно важны в работе группового терапевта.
6.2.2. Профессиональные навыки руководителя группы1*3
Успешная работа в группе требует специфических навыков групповой работы, направленных на понимание и развитие межличностного взаимодействия. Для этого руководитель группы прежде всего должен уметь:
|
|
1. Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психокоррекция, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами руководитель собирается достичь этих целей.
2. Оценить пригодность участников для работы в психокоррекционной группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей.
3. Выбрать (при необходимости) ко-терапевта и эффективно
с ним работать.
4. Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников.
5. Быть примером продуктивного участия в работе группы.
6. Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.
7. Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.
8. Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.
9. Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.
10. Объективно оценить самому и помочь участникам оценить
достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.
Важно подчеркнуть, что выделяют специфические профессиональные навыки, необходимые руководителю для эффективной групповой психокоррекции. Эти профессиональные навыки включают в себя:
• микронавыки;
• правильное выражение чувств;
• навыки невербального общения и интерпретации невербального поведения;
• глубокое понимание происходящего процесса в группе.
Микронавыки1 54
Они предназначены для создания сплоченности группы. Остановимся на некоторых из них.
1. Активное слушание. Слушая участников группы, руководитель должен понять, как они видят мир и конкретные ситуации в нем. Правильное слушание должно опираться на установку «Позволь мне попытаться понять, как ты видишь ситуацию». Техника активного слушания предполагает умение слышать лишь то, что говорится, и не привносит свои мысли в слова собеседника.
2. Переформулировка утверждений. Это повторение руководителем своими словами утверждения участника группы без искажения его мысли с целью удостовериться, правильно ли руководитель понимает его слова. Это навык, очень хорошо дополняющий умение активно выслушивать.
3. Объяснение. Выделение сути высказывания участника
группы посредством упрощения этого высказывания. Это помогает участникам лучше разобраться в неопределенных и противоречивых чувствах и мыслях, а также лучше понять, о чем говорится. Объяснение особенно ценно на начальной стадии
работы группы при формулировке проблем, требующих решения, и индивидуальных целей в группе.
4. Обобщение. Связывание отдельных моментов межличностного взаимодействия и отдельных элементов работы группы. Оно придает направление работе группы, делает ее более последовательной. Обобщение особенно ценно после обсуждения от
дельных тем, при окончании занятий группы.
5. Умение формулировать вопросы. С помощью открытых
вопросов, побуждающих к самоанализу, можно поощрять дальнейшую беседу, получать информацию, стимулировать мышление. При этом необходимо учитывать, что вопросы типа «почему?» (например «Почему вы чувствуете это?») снижают
интенсивность процесса работы группы.
6. Интерпретация. С ее помощью руководитель группы
объясняет поведение, чувства и мысли участников, их взаимосвязи. Интерпретация побуждает участников к более глубокому самоанализу, предоставляет им новую перспективу понимания своего поведения. Но интерпретации могут быть и неточными, заставляющими участников защищаться. Поэтому перед интерпретацией руководитель должен ответить себе на два вопроса:
|
|
—правильна ли моя интерпретация?
—своевременна ли моя интерпретация?
7. Умение вступать в конфронтацию. Это побуждение
участников обратить внимание на противоречия в их словах и
действиях, между отдельными утверждениями, на несовпадение вербального и невербального поведения. Конфронтация, помогающая осознать противоречия, может помочь участникам группы искреннее анализировать себя. Во время конфронтации
должна оцениваться не личность участника, а его поступки.
8. Отражение чувств. Это раскрытие содержания чувств
участникам. Оно позволяет участникам группы знать, что руководитель услышал их и понял то, что скрыто за словами.
9. Оказание поддержки. Оно означает ободрение участников
группы, что помогает создавать безопасную атмосферу в группе, поощряет доверие. Однако поспешная и чрезмерная помощь может означать, что руководитель не доверяет способности самих участников помочь себе.
10. Эмпатия. Это отождествление с участниками группы,
способность увидеть события через призму их субъективного
мира. Оно стимулирует сплоченность группы, показывает желание руководителя понять участников.
11. Фасилитация. Это поощрение открытого общения в группе, помощь участникам в постепенном возлагании на себя все большей ответственности за ход работы в группе. Руководитель
помогает участникам открыто выражать свои ожидания и страхи, создает атмосферу взаимного доверия, в которой оказывается поддержка участникам, пытающимся меняться или открывающим свои глубокие проблемы.
12. Реагирование (обратная связь). Руководитель группы обязан конкретно и откровенно реагировать на поступки, чувства, высказанные мысли участников. Это помогает им создать более ясное представление о том, как их поведение видят другие, и тем самым поощряет расширение самосознания.
13. Информирование. Это умение вовремя предоставить
участникам группы нужные знания или дать советы, помогающие найти альтернативные способы поведения.
14. Самораскрытие. Открытое эмоциональное реагирование руководителя группы на «здесь и теперь» происходящие события. Это способствует более глубокому общению в группе, повышает взаимное доверие, помогает участникам понять, как
можно должным образом показать себя.
|
|
15. Моделирование. Демонстрация руководителем своими действиями желательного поведения в, группе. Такое поведение руководителя способствует более продуктивному поведению участников.
16. Использование пауз молчания. Возникающие по инициативе руководителя паузы молчания помогают участникам сконцентрироваться, глубже пережить эмоционально интенсивные события в группе, лучше разобраться в себе и в групповом процессе.
17. Умение завершать встречу. Это помощь участникам
группы в завершении отдельной встречи или всего курса трупповой психокоррекции. Руководитель группы должен:
— помогать участникам обобщить приобретенный на отдельной встрече или за все время работы группы опыт и эффективно применять его в своей повседневной жизни;
—способствовать продолжению работы участников над собой в период между групповыми встречами;
—подготовить участников к возможным психологическим
трудностям, с которыми они могут столкнуться после окончания работы группы;
— информировать участников, где они могут получить дополнительную помощь.