Музыкотерапия

Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоци­ональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта: 1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии 2) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функции и способностей; 3) регулирующее влияние ни психовегетативные процессы; 4) развитие эстетических потребностей144.

В качестве механизмов психокоррекционного действия му­зыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку; регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретений новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: актив ной и рецептивной (пассивной)145. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазиропние, импровизацию с помощью собственного голоса или выб­ранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевти­ческой целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия су­ществует в трех формах: коммуникативной (совместное про­слушивание музыкальных произведений, направленное на под-Держание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регу­лятивной (способствующей снижению нервно-психического на­пряжения).

В групповой психотерапии музыкотерапия как один из ме­дов применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе про­сушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у 1Их в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивает как правило, три произведения или более или менее закон-еппых музыкальных отрывка (каждый по 10—15 мин). Про-иммы музыкальных произведений строятся на основе постепонного изменения настроения, динамики и тема — с учетом х различной эмоциональной нагрузки146.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациента, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, овить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное проявление, отличающееся скорее расслабляющим, релаксируюцим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительные времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнитеных заданий, например, постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрав собственный «музыкальный портрет», то есть произведен! отражающее собственное эмоциональное состояние, и пр.

При групповой психокоррекция используется и активный вариант музыкотерапии. Для этого необходим набор проста ших музыкальных инструментов или даже предметов, издающих звуки. Пациентам предлагается выразить свои чувств или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощь выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активно музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет чебный эффект, способствует созданию доверительной тепло атмосферы147.

5.2. Дополнительные психокоррекционные методы и приемы

В качестве дополнительных техник и приемов к названы: основным методам психокоррекции используются следую: (в зависимости от целей и задач конкретной психокоррек: онной группы)148:

Танцевальные упражнения. Они являются эффективным средством сплочения и снятия психофизического утомления. Кроме этого, они позволяют участникам овладеть через закрепленными в культуре средствами общения.

Песенные упражнения. Служат для усиления чувства обв| ности и снятия психологической дистанции. Возможно осуществление в различных по размеру группах — общегруппо^И пение в кругу, песенные соревнования между группами («кто кого перепоет?»), конкурс отдельных исполнителей — «гитЯ по кругу», песенный диалог между мужскими и женски» подгруппами.

Элементы аутотренинга — для снятия нервно-психического напряжения и восстановления участников, управления эмоциональным состоянием»; для ослабления негативно окрашенных переживаний.

Медитативные упражнения — для погружения в мир субъективной реальности, самообщения, сопровождающееся положительными эмоциональными переживаниями.

Слайд-фильмы. Могут обслуживать различные виды релак­сации (настраивающая, мобилизующая, тонизирующая, вооду­шевляющая, успокаивающая). Являются обогащением разно­образных форм общения — общение с субъективизированным миром объектов: с природой, с животными, с литературно-ска-лочными персонажами, с людьми былого, с художественными образами.

Кроме этого, слайд-программы позволяют включить акту­альное сознание участников в более широкий, чем собственная микросреда, контекст восприятия окружающего мира.

Творческая визуализация. Заключается в предложении участникам с закрытыми глазами создавать предлагаемые ве­дущим те или иные зрительные образы. Это упражнение носит характер проективного теста, так как образы ведущим лишь обозначаются без особой деталировки. Тексты создания обра­зов используются из работы как символическое отражение внут­ренних состояний человека.

Элементы современной психотерапевтической практики используются для повышения психологической культуры участников и расширения их круга существующих практичес­ких умений.

Могут использовать элементы гештальт терапии, НЛП, пси­хосинтеза, психоанализа, транзактного анализа и т.д.

Игровая диагностика. Упражнения, направленные на само­диагностику участниками особенностей индивидуального стиля общения и проявления различных личностных свойств. Предме­том диагностической работы могут стать различные грани дина­мики межличностных отношений: степень доверия, близости, амоциональной открытости, выборов и предпочтений и др.

Антология человеческого общения. Жанр, предполага­ющий общение с наследием писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, врачей, ученых, в которых ярко и талантливо раз-рпботаны проблемы человеческих отношений [Монтень, Достоев­ский, Швейцер, Бахтин, Радзинский, Вампилов, Окуджава, Септ-Экзюпери, Станиславский, Товстоногов и многие другие].

Упражнения на межгрупповое взаимодействие. Они заключаются в организации соревнования и общения между под­группами разной величины.

Концентрация форм общения может способствовать раз­решению противоречий между потенциальным многообразием форм общения, которыми люди могут и должны пользоваться в своей жизни, и обычным использованием этого многообразия в реальной жизненной практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: