Внимательное и невнимательное невербальное поведение

Невербальное поведение Невнимательное поведение (демонстрирование некоторых из названных признаков подавляет беседу или побуждает закончить ее) Внимательное поведение (признаки выражающие установку принятия и уважения собеседника)
Внимание Рассеянное Полностью сосредоточен на собеседнике
Пространство Большое расстояние; замкнутость На расстоянии вытянутой руки
Поза Сгорбленная; скованная; сидение откинувшись Расслабленная, но внимательная; сидение склонившись к собеседнику
Контакт таз Отсутствует; вызывающий; нервный Псхттоянный
Время Занимается тем, чем и до беседы; спешка Время уделяется собеседнику
Мебель Используется как барьер Используется для сближения собеседников
Выражение лица Невыразительное; мрачное; пустой взгляд Соответствует чувствам; улыбка
Жесты Противоречивые Усиливающие слова; спокойные
Голос; тон Слишком громкий или слишком тихий Ясно слышимый
Голос; темп Счень медленный; нерешительный; нетерпеливый Средний или несколько ускоренный
Уровень энергои Апатия; сонливость; нервозность; давление бодрость во время всей беседы

Понимание происходящего процесса в группе '

Осознание и понимание руководителем происходящего в группе является одним из важных профессиональных навыков. Зачастую психокоррекционный процесс сопровождается появ­лением специфических феноменов и явлений, осознание и по­нимание которых необходимо для эффективной работы с кли­ентами. К таким явлениям относятся понятия переноса и контр­переноса.

Перенос — это происходящий в подсознании процесс, при котором участники группы проецируют на руководителя чув­ства или установки, испытанные в прошлом, по отношению к значимым людям. Контрперенос означает чувства руководите­ля, вызываемые участниками; эти чувства обычно бывают свя­заны с нерешенными и неосознанными проблемами взаимоот­ношений из прошлого руководителя. Остановимся на этих яв­лениях более подробно.

Перенос. Чем более неопределенна психотерапевтическая ситуация, тем больше возможность возникновения переноса. Ситуация группы как раз и является такой, особенно в началь­ной стадии работы, когда многое неясно, когда участники не знают, как вести себя и что делать. В начале работы любой психокоррекционной группы участники искаженно восприни­мают руководителя, и он должен знать, на каких чувствах и ожиданиях участники строят свое отношение к нему. Выделя­ют несколько типов представлений о руководителе группы, которые складываются у участников на основе переносных чувств158.

1) Эксперт. Некоторые участники приходят в группу за советами, руководством и непосредственной помощью. Они на­ деются, что руководитель «вылечит» их, решит все их пробле­мы, т.е. даст им рецепт счастья или свойства, которых им не­ достает.

2) Авторитет. Некоторые участники, особенно в начале
работы группы, чувствуют себя подавленными авторитетом ру­ководителя, несовершенными и слабыми на его фоне. Руково­дитель группы представляется им недосягаемым божеством.

3) Сверхчеловек. Руководитель группы может наделяться и
особыми качествами. Его словам придается больший вес, чем
высказываниям других участников. То положительное, что происходит в группе, относится к его заслугам. Его ошибки воспринимаются как специальные техники, предназначенные для провоцирования и стимулирования работы группы. Каждому действию руководителя приписывается особая глубина, предполагается, что он все предвидит и контролирует в группе.

4) Друг. Некоторым участникам хочется дружеских отношений с руководителем. Они говорят о том, что формальная сторона работы группы — место встреч, правила, плата — противоречит спонтанности, которая была бы желательна в жизни группы.

5) Возлюбленный. Некоторые участники(цы) группы хотели бы психотерапевтический контакт с руководителем превра­тить в романтический или интимный. Ради этого пытаются «соблазнить» руководителя, завязать с ним более близкие, не­ профессиональные отношения.

Чувства переноса участников группы по отношению к руководителю довольно опасны, поскольку могут снизить эффективность психокоррекционной работы (вплоть до распада).

Контрперенос. Выделяют 5 проявлений контрпереноса в психотерапевтических группах159.

1) Потребность в постоянной поддержке и одобрении. Не которые люди выбирают профессию психотерапевта, представляя, что будут уважаемы и любимы, что другие будут искать их помощи и советов.

2) Идентификация с проблемами участников. Это пробле­ма начинающих психологов. Переживая проблемы участников, можно потерять объективность и возможность помочь участни­кам в решении их проблем.

3) Влюбленность терапевта и сексуальные чувства по
отношению к участникам.
«Соблазнительное» поведение не­ которых участников группы, особенно если они симпатичны руководителю, может стать причиной ответных чувств послед­него.

4) Навязывание советов. Постоянное стремление руководи­теля давать советы участникам может быть выражением нере­шенных внутренних конфликтов и отражать его желание как можно скорее найти решение проблем участников.

5) Желание поддерживать отношения с участниками группы за ее пределами. Это соответствует желанию некоторые участников иметь более близкие и более личностные отношения с руководителем. Но отношения такого рода могут вызвать за­висть других участников и отразиться на динамическом про­цессе группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: