Невербальное поведение | Невнимательное поведение (демонстрирование некоторых из названных признаков подавляет беседу или побуждает закончить ее) | Внимательное поведение (признаки выражающие установку принятия и уважения собеседника) |
Внимание | Рассеянное | Полностью сосредоточен на собеседнике |
Пространство | Большое расстояние; замкнутость | На расстоянии вытянутой руки |
Поза | Сгорбленная; скованная; сидение откинувшись | Расслабленная, но внимательная; сидение склонившись к собеседнику |
Контакт таз | Отсутствует; вызывающий; нервный | Псхттоянный |
Время | Занимается тем, чем и до беседы; спешка | Время уделяется собеседнику |
Мебель | Используется как барьер | Используется для сближения собеседников |
Выражение лица | Невыразительное; мрачное; пустой взгляд | Соответствует чувствам; улыбка |
Жесты | Противоречивые | Усиливающие слова; спокойные |
Голос; тон | Слишком громкий или слишком тихий | Ясно слышимый |
Голос; темп | Счень медленный; нерешительный; нетерпеливый | Средний или несколько ускоренный |
Уровень энергои | Апатия; сонливость; нервозность; давление | бодрость во время всей беседы |
Понимание происходящего процесса в группе '
Осознание и понимание руководителем происходящего в группе является одним из важных профессиональных навыков. Зачастую психокоррекционный процесс сопровождается появлением специфических феноменов и явлений, осознание и понимание которых необходимо для эффективной работы с клиентами. К таким явлениям относятся понятия переноса и контрпереноса.
Перенос — это происходящий в подсознании процесс, при котором участники группы проецируют на руководителя чувства или установки, испытанные в прошлом, по отношению к значимым людям. Контрперенос означает чувства руководителя, вызываемые участниками; эти чувства обычно бывают связаны с нерешенными и неосознанными проблемами взаимоотношений из прошлого руководителя. Остановимся на этих явлениях более подробно.
Перенос. Чем более неопределенна психотерапевтическая ситуация, тем больше возможность возникновения переноса. Ситуация группы как раз и является такой, особенно в начальной стадии работы, когда многое неясно, когда участники не знают, как вести себя и что делать. В начале работы любой психокоррекционной группы участники искаженно воспринимают руководителя, и он должен знать, на каких чувствах и ожиданиях участники строят свое отношение к нему. Выделяют несколько типов представлений о руководителе группы, которые складываются у участников на основе переносных чувств158.
1) Эксперт. Некоторые участники приходят в группу за советами, руководством и непосредственной помощью. Они на деются, что руководитель «вылечит» их, решит все их проблемы, т.е. даст им рецепт счастья или свойства, которых им не достает.
2) Авторитет. Некоторые участники, особенно в начале
работы группы, чувствуют себя подавленными авторитетом руководителя, несовершенными и слабыми на его фоне. Руководитель группы представляется им недосягаемым божеством.
3) Сверхчеловек. Руководитель группы может наделяться и
особыми качествами. Его словам придается больший вес, чем
высказываниям других участников. То положительное, что происходит в группе, относится к его заслугам. Его ошибки воспринимаются как специальные техники, предназначенные для провоцирования и стимулирования работы группы. Каждому действию руководителя приписывается особая глубина, предполагается, что он все предвидит и контролирует в группе.
4) Друг. Некоторым участникам хочется дружеских отношений с руководителем. Они говорят о том, что формальная сторона работы группы — место встреч, правила, плата — противоречит спонтанности, которая была бы желательна в жизни группы.
5) Возлюбленный. Некоторые участники(цы) группы хотели бы психотерапевтический контакт с руководителем превратить в романтический или интимный. Ради этого пытаются «соблазнить» руководителя, завязать с ним более близкие, не профессиональные отношения.
Чувства переноса участников группы по отношению к руководителю довольно опасны, поскольку могут снизить эффективность психокоррекционной работы (вплоть до распада).
Контрперенос. Выделяют 5 проявлений контрпереноса в психотерапевтических группах159.
1) Потребность в постоянной поддержке и одобрении. Не которые люди выбирают профессию психотерапевта, представляя, что будут уважаемы и любимы, что другие будут искать их помощи и советов.
2) Идентификация с проблемами участников. Это проблема начинающих психологов. Переживая проблемы участников, можно потерять объективность и возможность помочь участникам в решении их проблем.
3) Влюбленность терапевта и сексуальные чувства по
отношению к участникам. «Соблазнительное» поведение не которых участников группы, особенно если они симпатичны руководителю, может стать причиной ответных чувств последнего.
4) Навязывание советов. Постоянное стремление руководителя давать советы участникам может быть выражением нерешенных внутренних конфликтов и отражать его желание как можно скорее найти решение проблем участников.
5) Желание поддерживать отношения с участниками группы за ее пределами. Это соответствует желанию некоторые участников иметь более близкие и более личностные отношения с руководителем. Но отношения такого рода могут вызвать зависть других участников и отразиться на динамическом процессе группы.