Показания и противопоказания к применению групповой формы психокоррекционной работы с детьми и подростками

Цель групповой психокоррекционной работы состоит в вос­становлении психического единства личности посредством нор­мализации ее межличностных отношений230.

О.А. Карабанова231 указывает на ряд индикаторов неблаго­получия развития, наличие которых позволяет положительно решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К этим индикаторам относятся:

• нарушение коммуникации в системе отношений «ребе­нок—взрослый» и «ребенок—сверстники», утрата взаимопони­мания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;

• низкий уровень социальных достижений, значительно1 расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка;

• поведение, отклоняющееся от социальных норм и требо­ваний;

• переживание ребенком состояния эмоционального небла­гополучия, эмоциональный стресс и депрессия;

• наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;

• аномальные кризисы развития, которые в отличие от нор­мативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя
формированию психологических новообразований, знамену­ющих переход к новому возрастному циклу.

В данном контексте групповая работа особенно показана при характерологических нарушениях, обусловливающих пробле­мы в межличностных отношениях. К данным нарушениям от­носятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, не­устойчивость самооценки, излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении, тревожно-мнительные черты ха­рактера, фобические реакции и т.д.

Групповая форма психокоррекционной работы находит ши­рокое применение в решении самых различных трудностей психического развития ребенка, а также при профилактичес­кой и общеразвивающей работе. Однако особая специфика каж­дого метода определяет и спектр проблем, решение которых данным методом наиболее оптимально.

Многие проблемы (эмоциональные, поведенческие) успешно прорабатываются несколькими методами, поэтому психологи-практики часто применяют комбинированный подход при со­ставлении программы групповой психокоррекционной работы.

Проведение групповой психокоррекционной работы затруд­нительно при негативном отношении к данному виду работы ребенка (подростка) или его родителей, в случаях явного асо­циального поведения ребенка (подростка), проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жесто­кости, воровстве. Противопоказано помещать в группу ребенка, находящегося в актуальном стрессовом состоянии — депрес­сии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. Во всех этих слу­чаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психо­коррекционной работы, а затем принимается решение о пере­ходе к работе в группе в зависимости от содержания и характе­ра трудностей развития, динамики состояния ребенка

Трудности коммуникации: низкий уровень коммуника­тивной компетентности, несформированность коммуника­тивных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных спо­собов разрешения конфликтных ситуаций, необщитель­ность, замкнутость (при условии сформированное™ по­требности в общении), социальная изолированность, низ­кий социометрический статус

Социальный инфантилизм — низкий уровень сформиро­ванности широких социальных мотивов, неудовлетвори­тельная или неадекватная ориентировка в системе соци­альных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одоб­ряемых отношений

Трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности: трудности принятия и сохранения цели, от­сутствие или низкий уровень развитая способности пла­нировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предви­деть их последствия, неспособность правильно оценить результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность, неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом; импульсивность и нена­правленность, «полевой» тип поведения и деятельности, чрезмерная зависимость от взрослого, проявляющаяся в сверхпослушании, конформности и безоговорочном при­знании авторитета взрослого во всех сферах жизнедея­тельности

Нарушения поведения — умеренная агрессивность, вред­ные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома) Трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состоя­ниях и чувствах как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспо­собность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмо




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: