Организация групповой работы с детьми и подростками

Режим работы группы определяется возрастом ее участни­ков, степенью трудностей (производится собственно коррекция или профилактически-развивающая работа).

В работе с дошкольниками групповое занятие не должно превышать по продолжительности 45—60 минут, с детьми млад­шего школьного возраста — 60 минут (7—9 лет) и 90 минут (9— 11 лет), с подростками — 90 минут238.

Периодичность занятий составляет, как правило, 2—3 раза в неделю. А.Г. Лидере отмечает, что занятия, проводимые реже одного раза в неделю, теряют свою эффективность.

Реализация программы групповой работы с детьми и подрост­ками, как и любая тщательно спланированная и организован­ная деятельность, проходит определенные этапы.

Этап планирования. Собственно коррекционную работу пред­варяет диагностическая. Предварительная психологическая ди­агностика и специальный подбор детей в группу необходимы по ряду причин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже не­желательна на первых порах. Поэтому, как было сказано ранее, с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкуриру­ющими со своими братьями и сестрами, или же с детьми, пере­живающими сильный стресс, кризис, лучше работать индиви­дуально, и лишь затем, когда большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих эле­ментарными навыками общения, или же для детей с нарушени­ями поведения, контролируемой агрессией, сверхзависимых, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями, проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хо­рошие результаты. Во-вторых, проведение предварительной ди­агностики необходимо для подбора оптимального состава груп­пы, где дети сочетались бы по принципу дополнения (т.е. с про­тивоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Кроме того, предварительная диагностика позволяет выявить круг про­блем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» упражнения и игры239.

На этапе планирования производится разработка психокор-рекционной программы, определяется форма работы, осуществ­ляется подбор методик и техник.

Организационный этап. На этом этапе производится подбор детей в группу и информирование родителей и педагогов о пред­стоящей работе.

Этап реализации коррекционной программы. Этапы реали­зации групповой работы с детьми тесно зависят от методов, применяемых психологом. Так, в игровой психотерапии

О.А. Карабанова выделяет четыре этапа, наиболее емко отража­ющих логику решения задач коррекции240:

1) ориентировочный этап;

2) этап актуализации и объективирования типичных труд­ностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций;

3) конструктивно-формирующий этап;

4) обобщающе-закрепляющий этап.

Отдельные занятия в данной схеме этапов представляют ре­ализацию отдельных методов коррекционной работы, которые, в свою очередь, имеют определенную структуру. Так, напри­мер, в арттерапии выделяют следующие этапы241:

1) ориентировочный — исследование обстановки и правил
поведения на занятии, изучение возможностей изобразитель­
ных материалов, а также лимитов и ограничений в их исполь­зовании;

2) выбор темы рисования — происходит эмоциональное
включение ребенка в процесс рисования;

3) поиск адекватной формы выражения — переход от пер­вого, пока примитивного и упрощенного, выражения темы к поисково-исследовательской активности, возникает увлеченность самим поиском формы и активное экспериментирование;

4) развитие формы осуществляется в направлении все бо­лее полного и глубокого самовыражения, конкретизации проб­лемы и возможностей ее преодоления и, наконец, разрешения конфликтной травмирующей ситуации в символической
форме.

Тренинг имеет также свою структуру:

— ориентировочный этап, в ходе которого происходит эмо­циональное объединение участников группы;

— развивающий этап, в ходе которого решаются основные
задачи тренинга;

— закрепляющий этап, целью которого, как правило, яв­ляется повышение самопринятия для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Само тренинговое занятие традиционно включает в себя сле­дующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное


Этапы психокоррекционнои работы с детьми и подростками

  Коли-   Тактика Используемые
Этап чество заня- Задачи поведения пси- методы и
  тий   холога упражнения
         
  1-2 • Установление Недирективная, Игры-знакомства,
    эмоционально- позволяющая устанавливающие
    положительного кон- освоиться ре- отношения со
  такта с ребенком бенку в новой сверстниками
3 к   • Ориентировка ре- обстановке  
D" О   бенка в обстановке    
ров   игровой комнаты и    
    правилах поведения в    
к   ней    
к о.   • Знакомство с чле-    
    нами группы и уста-    
    новление перечных    
    межличностных от-    
    ношений    
. 2-3. • Актуализация и Сочетание ди- Ролевые игры про-
    реконструкция кон- рективности ективного диагно-
    фликтных ситуаций (постановка за- стического типа
    • Объективирова- дач, участие в («Построй свой
    ние негативных тен- игре, плано- мир», «Два дома»
3 (С   денций личностного мерное развер- и др.), подвижные
» о 8 s   развития ребенка в тывание сцена- игры с правилами,
II   игре и общении со рия игры и пр.) арттерапия (проек-
и   взрослыми и сверст- и недиректив- тивные рисунки,
о 1   никами ности (предос- сочинения, метод
il   • Диагностика осо- тавление ре- цветописи и др.),
    бенностей поведения бенку свободы эмпатическое
£ з-II   ребенка в конфликт- в выборе фор- слушание
    ных ситуациях мы реагирова-  
б к   • Обеспечение ния и поведе-  
II   эмоционального от- ния)  
    реагирования ребен-    
    ком чувств и пережи-    
    ваний, связанных с    
    негативным прошлым    
    опытом взаимодейст-    
Л   вия    
       
        Окончание табл. 10  
                   
        10-12 • Формирование Директивность в Эмпатическое ак-    
          адекватных спосо- подборе игр, уп- тивное слушание;    
          бов поведения в ражнений, тема- приемы конфрон-    
          конфликтных си- тики рисунков, тации, резюмиро-    
          туациях распределении вания, суммирова-    
          • Развитие соци- ролей и игровых ния; направленные    
          альной и коммуни- предметов; пре- сюжетно-ролевые    
          кативной компе- доставление об- игры, игры-    
          тентности ребенка ратной связи де- драматизации,    
          • Развитие спо- тям об эффек- подвижные игры с    
          собности к осозна- тивности их по- правилами, игро-    
          нию себя и своих ведения вые упражнения    
          возможностей   на развитие эмпа-    
          • Увеличение   тии, лучшее осоз-    
          уровня самоприня-   нание чувств и    
          тия и самоотноше-   эмоций («Азбука    
      т   ния   эмоций»), упраж-    
      X И)   • Расширение   нения на развитие    
          сферы осознания   релаксации,игры    
          чувств и пережива-   на лучшее осозна-    
          ний как своих, так и   ние своего Я, про-    
      л: о   других людей, раз-   игрывание реаль-    
      Ьй   витие способности к   ных условных си-    
          эмпатии, преодоле-   туаций, метод сис-    
          ние эмоционально-   тематической де-    
          личностного эго-   сенсибилизации,    
          центризма   тренинг поведен-    
          • Формирование   ческих умений,    
          способности к про­извольной регуля   метод социальной и статусной пси-    
        ции своего поведе-   хотерапии, жетон-    
        ния и деятельности   ный метод,артте-    
              рапевтические ме-    
              тоды    
          • Обобщение сфор- Широкое при- Проигрывание ре-    
          мированных спосо- влечение бли- альных условных    
          бов деятельности; жайшего соци- ситуаций, совмест-    
      »з   • Перенос нового ального окруже- ная игровая и про-    
        ш О "   позитивного опыта ния; дуктивная (рисо-    
        к 8-   в практику реальной сочетание неди- вание, лепка, кон-    
        СП.   жизнедеятельности рективности струирование)    
            ребенка и его отно- (свобода в про- деятельность де-    
        ?   шений с другими игрывании си- тей с родителями,    
            людьми туаций) и дирек- использование    
        в     тивноств органи- «домашних зада-    
              зации необходи- ний»    
        о     мых условий для      
        О     переноса нового      
              опыта в реаль-      
              ную жизнь и об-      
              щение детей      
           
  шшяшшш  
                           

содержание, рефлексию по поводу данного занятия, ритуал прощания242.

Завершающий и обобщающий этап. На этом этапе происхо­дит оценка эффективности проведенной работы, составляются психолого-педагогические рекомендации для родителей по вос­питанию и обучению детей, обсуждение итогов проведенной работы с родителями и педагогами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: