Рекомендации по формированию детской психокорекционнои группы

При формировании группы психолог руководствуется сле­дующими критериями:

• размер группы;

• композиция (состав участников) группы;

• тип группы (открытая/закрытая).

Размер группы зависит от степени тяжести и характера про­блем развития участников группы, уровня сформированности тех навыков, которые требуются для работы в группе тем или иным методом (например уровень развития игровой деятельно­сти и игровой мотивации — в игротерапии, уровень развития изобразительной деятельности и символической функции — в рисуночной терапии). Количество детей в группе также зави­сит от их возраста: чем младше дети, тем меньше размер груп­пы. В работе с детьми дошкольного младшего школьного возра­ста рекомендуемый размер группы — 3—7 (до 9) человек. Пси­хологи, работающие с подростками, определяют размер груп­пы в 10—15 человек (до 25—30 — тренинг личностного роста А.Г. Лидерса).

Композиция группы также определяется проблемами участ­ников и целями коррекции. Существуют разные мнения отно­сительно подбора детей в группу. Согласно одному из них, в группу должны включаться дети со сходными трудностями и
проблемами развития. В таком случае коррекция осуществля­ется более прицельно за счет подбора специализированных уп­ражнений. Особенно распространен данный подход в работе со страхами и тревожностью у детей. Другая точка зрения — под­ бор детей по принципу дополнения, с разными проблемами, в результате чего ребенок имеет возможность наблюдать модели поведения сверстников, подражать социально приемлемым фор­мам поведения.

Психологи рекомендуют комплектовать группы из детей одного возраста (+ 1—2 года, но не более) или этапа возрастного развития. Это связано с уровнем значимости тех или иных про­блем в определенном возрастном периоде, различиями в акту­альных потребностях, ценностных ориентациях, интересах. Половой состав может быть как гомогенный, так и гетероген­ный233.

Не рекомендуется включать в группу детей, общающихся за пределами группы, так как в таком случае дети могут про­должать реализовывать те неадекватные формы взаимодействия, которые могли стать источником возникших трудностей. Эта рекомендация касается и дружеских диад, подгрупп, так как сложившиеся ролевые отношения могут тормозить развитие новых навыков и форм взаимодействия у детей.

Необходимо держать под контролем поведение детей конф­ликтных, с выраженным асоциальным поведением, тем более — не допускать их лидерства при работе группы. Даже количе­ственно такие дети должны быть уравновешены сверстниками с адекватной социальной направленностью234.

Группы могут быть «открытые» и «закрытые». «Открытые» группы могут принять новых членов практически на любом эта­пе работы. «Закрытые» группы формируются до начала заня­тий, и в дальнейшем их состав не изменяется даже при условии количественного сокращения состава группы235. В зависимости от целей коррекции принимается решение о типе группы. В работе с явными нарушениями поведения, личностного разви­тия предпочтение отдается закрытому типу группы, так как по­явление новых участников может нарушить уже развивающу­юся динамику эмоциональных и социальных отношений, что, с другой стороны, приводит к трудностям адаптации к группе нового участника. «Открытые» группы характеры для коррек-ционно-развивающей работы, например в «Тренинге личностно­го роста для подростков» А.Г. Лидерса. Он обосновывает это сле­дующим образом: «Он (тренинг) принципиально открыт как для психологов, так и для родителей, подростков и учителей, пото­му что, во-первых, абсолютно экологически чист и экологичес­ки валиден, а во-вторых, не исключает, а как раз предполагает зрителей вокруг работающей группы. Зрители (а большинство из них обычно взрослые и психологи) — это глаза и дополни­тельные чувства и переживания для группы, это чуткий баро­метр настроения, это, в конце концов, источник дополнительно­го материала для упражнений группы и благодатный зритель для того действа, которое развертывается во время тренинга... Что касается экологической чистоты тренинга, личностного ро­ста, то это означает, что большинство, если не все, упражнения испытания для этого тренинга взяты, подсмотрены, заимствова­ны у самих подростков. Их нет смысла «скрывать» от других психологов или родителей и педагогов, они в тренинге лишь «сгущены», утрированы, структурированы и аранжированы, но взяты напрокат у самих подростков, из натуральной подростко­вой субкультуры. Тренинг личностного роста с подростками — это, по сути дела, один из каналов трансляции натуральной под­ростковой субкультуры. Упражнения-испытания из тренинга как бы «возвращаются» к подросткам; своеобразным символом этого является нередкая ситуация, когда подростки на следующий день после группы в своей школе устраивают ее продолжение, предлагая повтор ее упражнений-испытаний для своих однокласс­ников, не участвовавших в тренинге»236.

Специфика работы с подростками с нарушениями поведения предполагает использование «мягкого» полузакрытого режима. Его особенность состоит в том, что, несмотря на жесткие времен­ные ограничения (фиксированное время начала и конца работы), к работе в группе допускаются все опоздавшие. Хотя здесь воз­можны некоторые методические уловки, а именно введение рег­ламента опоздания (скажем, не более 15-ти минут) или санк­ций-наказаний за опоздание. Вместе с тем, во время работы груп­пы никто из участников не имеет права ее покинуть237.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: