При формировании группы психолог руководствуется следующими критериями:
• размер группы;
• композиция (состав участников) группы;
• тип группы (открытая/закрытая).
Размер группы зависит от степени тяжести и характера проблем развития участников группы, уровня сформированности тех навыков, которые требуются для работы в группе тем или иным методом (например уровень развития игровой деятельности и игровой мотивации — в игротерапии, уровень развития изобразительной деятельности и символической функции — в рисуночной терапии). Количество детей в группе также зависит от их возраста: чем младше дети, тем меньше размер группы. В работе с детьми дошкольного младшего школьного возраста рекомендуемый размер группы — 3—7 (до 9) человек. Психологи, работающие с подростками, определяют размер группы в 10—15 человек (до 25—30 — тренинг личностного роста А.Г. Лидерса).
Композиция группы также определяется проблемами участников и целями коррекции. Существуют разные мнения относительно подбора детей в группу. Согласно одному из них, в группу должны включаться дети со сходными трудностями и
проблемами развития. В таком случае коррекция осуществляется более прицельно за счет подбора специализированных упражнений. Особенно распространен данный подход в работе со страхами и тревожностью у детей. Другая точка зрения — под бор детей по принципу дополнения, с разными проблемами, в результате чего ребенок имеет возможность наблюдать модели поведения сверстников, подражать социально приемлемым формам поведения.
Психологи рекомендуют комплектовать группы из детей одного возраста (+ 1—2 года, но не более) или этапа возрастного развития. Это связано с уровнем значимости тех или иных проблем в определенном возрастном периоде, различиями в актуальных потребностях, ценностных ориентациях, интересах. Половой состав может быть как гомогенный, так и гетерогенный233.
Не рекомендуется включать в группу детей, общающихся за пределами группы, так как в таком случае дети могут продолжать реализовывать те неадекватные формы взаимодействия, которые могли стать источником возникших трудностей. Эта рекомендация касается и дружеских диад, подгрупп, так как сложившиеся ролевые отношения могут тормозить развитие новых навыков и форм взаимодействия у детей.
Необходимо держать под контролем поведение детей конфликтных, с выраженным асоциальным поведением, тем более — не допускать их лидерства при работе группы. Даже количественно такие дети должны быть уравновешены сверстниками с адекватной социальной направленностью234.
Группы могут быть «открытые» и «закрытые». «Открытые» группы могут принять новых членов практически на любом этапе работы. «Закрытые» группы формируются до начала занятий, и в дальнейшем их состав не изменяется даже при условии количественного сокращения состава группы235. В зависимости от целей коррекции принимается решение о типе группы. В работе с явными нарушениями поведения, личностного развития предпочтение отдается закрытому типу группы, так как появление новых участников может нарушить уже развивающуюся динамику эмоциональных и социальных отношений, что, с другой стороны, приводит к трудностям адаптации к группе нового участника. «Открытые» группы характеры для коррек-ционно-развивающей работы, например в «Тренинге личностного роста для подростков» А.Г. Лидерса. Он обосновывает это следующим образом: «Он (тренинг) принципиально открыт как для психологов, так и для родителей, подростков и учителей, потому что, во-первых, абсолютно экологически чист и экологически валиден, а во-вторых, не исключает, а как раз предполагает зрителей вокруг работающей группы. Зрители (а большинство из них обычно взрослые и психологи) — это глаза и дополнительные чувства и переживания для группы, это чуткий барометр настроения, это, в конце концов, источник дополнительного материала для упражнений группы и благодатный зритель для того действа, которое развертывается во время тренинга... Что касается экологической чистоты тренинга, личностного роста, то это означает, что большинство, если не все, упражнения испытания для этого тренинга взяты, подсмотрены, заимствованы у самих подростков. Их нет смысла «скрывать» от других психологов или родителей и педагогов, они в тренинге лишь «сгущены», утрированы, структурированы и аранжированы, но взяты напрокат у самих подростков, из натуральной подростковой субкультуры. Тренинг личностного роста с подростками — это, по сути дела, один из каналов трансляции натуральной подростковой субкультуры. Упражнения-испытания из тренинга как бы «возвращаются» к подросткам; своеобразным символом этого является нередкая ситуация, когда подростки на следующий день после группы в своей школе устраивают ее продолжение, предлагая повтор ее упражнений-испытаний для своих одноклассников, не участвовавших в тренинге»236.
Специфика работы с подростками с нарушениями поведения предполагает использование «мягкого» полузакрытого режима. Его особенность состоит в том, что, несмотря на жесткие временные ограничения (фиксированное время начала и конца работы), к работе в группе допускаются все опоздавшие. Хотя здесь возможны некоторые методические уловки, а именно введение регламента опоздания (скажем, не более 15-ти минут) или санкций-наказаний за опоздание. Вместе с тем, во время работы группы никто из участников не имеет права ее покинуть237.