Идеи производственно-потребительских общин великих социалистов-утопистов: Р.Оуэн и Ш.Фурье

Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения становлении благодаря этому кооперативной системы сыграли великие социалист; утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.

Начав трудиться с десяти лет, Оуэн к двадцати годам стал управляющим огромной фабрикой, а в конце века — директором и совладельцем еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальны эксперименты, сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для и: детей и т.п.

Оуэн был убежденным реформатором, сторонником мирного преобразование общества путем создания образцовых общин кооперативного типа. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему".

Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становления. Пропагандируемые им общины он называл "поселками единения и взаимной кооперации". Он предлагал создать самоуправляющиеся «поселки общности и сотрудничества», где нет классового разделения, эксплуатации, частной собственности. Другими словами, Оэун говорил о коммунизме.

Оуэн явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.

Француз Шарль Фурье (1772-183') жил на скромный заработок мелкого торгового служащего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.

В истории человечества после "райской" первобытности Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии".

Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину. Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах - фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям - и в процессе производства, и в бытовой сфере.

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе

Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собственность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тружеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной целью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гармонии".

Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.

Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один революционный, немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути.

Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом является завоевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой - полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экспроприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных, левых партий.

Эта теория в 1904 г. получила название "кооперативного социализма".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: