Тема 8. Идеологи кооперации в зарубежных странах - 1 час

1. Воздействие на возникновение и развитие к/д идей утопического социализма 16 – 17 веков.

2. Идеи производственно-потребительских общин великих социалистовутопистов: Р.Оуэн и Ш.Фурье.

3. Концепции кооперативного социализма Луи Блана, Ф. Лассаля. Сущность христианского кооперативного социализма Ф.Бюше.

4. Основные положения кооперативизма Ш.Жида.

5. Концепции кредитной кооперации Г.Шульце-Делинче и Ф.Райффайзена.

6. Кооперативные идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

Воздействие на возникновение и развитие к/д идей утопического социализма

Веков

Все социалисты-утописты исходили из отсутствия эксплуатации, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, из того, что частная собственность исчезнет или не будет играть особой роли в будущем обществе. В Западной Европе в конце XVII - начале XIX века господствовала мануфактура, а фабричное производство только зарождалось, поэтому социализм и рабочее движение развивались самостоятельно в отрыве друг от друга.

Социалисты-утописты не понимали исторической миссии пролетариата. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» (Фурье) или «базаров справедливого обмена» (Оуэн). Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества. Они отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразования общества путем пропаганды и агитации идей социальной справедливости. В этом и заключался утопизм из идей. Однако, несмотря на ограниченность утопического социализма, в период становления капитализма он был прогрессивным учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата, и явился одним из источников марксизма.

Анри Сен-Симон (1760—1825). Будущее справедливое общество Сен-Симон именовал индустриальной системой. Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе крупного промышленного производства, промышленность – по определенному плану, а управление осуществляться из единого центра индустриалами. Планы развития промышленного производства и распределение продукции будут составляться учеными; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут руководить организацией управления, а рабочие непосредственно трудиться над выполнением разработанных планов. Для создания новой общественной организации Сен-Симон предполагал добровольное устранения анархии производства и становление плановости и централизации в управлении экономикой. В своей индустриальной системе Сен-Симон сохранил капиталистическую собственность, выступая против землевладельцев ростовщиков. Но и капиталисты, по его мнению, будут трудиться в «золотом веке организовывая труд. Он считал, что они не будут иметь никакой власти, и наивно предполагал добровольное превращение капиталиста-собственника в капиталиста труженика. За капиталистом Сен-Симон сохранял и право получать нетрудовой доход как вознаграждение за капитал, но в целом его социальная утопия была направлена против господства буржуазии, а не на защиту капиталистических интересов и власти технократии, как это пытаются представить сторонники современной буржуазной теории «индустриального общества». Сен-Симон выступал не за «организованный капитализм», а за организованный труд и не замечал, капиталисты могут организовать труд только по- капиталистически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: